Планер: дорога в большую авиацию

Планер: дорога в большую авиацию

Специалисты в области авиации обсудили проблемы отечественного планеризма
Юношеский планерный спорт.
© flighttv.ru
Специалисты в области авиации обсудили проблемы отечественного планеризма
' + '' + ' ' + ''+ ' Юношеский планерный спорт.
27 ноября 2023, 09:50
Реклама

В 2023 году исполнилось 100 лет отечественному планеризму. Этому событию была посвящена пресс-конференция, которая прошла в ТАСС. Известные в авиационном сообществе люди предложили меры по развитию планеризма в стране, совершенствованию конструкций планеров, а также рассказали о важности детского планерного спорта. «Армейский стандарт» собрал мнение экспертов.

Колыбель авиации

Президент Федерации планерного спорта России Дмитрий Тимошенко:

— Российскому планеризму в этом году исполнилось 100 лет. Нужно понимать, что основа современного планера была спроектирована именно в первой половине XX века. Кто бы мог подумать, что не внушающие доверия конструкции 1920-х годов превратятся в удивительно прочные летательные аппараты, которые будут способны выдерживать значительные перегрузки?

Конечно, сейчас планеры делают не из хлипких палочек и не из перкаля, как в XX веке. Пилотажный планерный спорт снизу доверху пронизывают высокие технологии. Вы знали, что цена конкурентоспособного планера сравнима со стоимостью вертолета? И это я не говорю про лучшие образцы спортивных планеров, стоящие даже больше!

Современные планеры делаются в весьма ограниченном количестве стран, и эти технологии на данный момент являются важной характеристикой развития авиационной промышленности страны. Отрадно понимать, что Россия — одна из тех стран, где планеры до сих пор производятся.

Авиамодельный кружок.
© dtm-podolsk.ru
Авиамодельный кружок.

Почему планеры так важны для нашего государства? На высотах более 30 километров самолеты с двигательными установками не летают: они просто не могут удержаться в воздухе. А на планере это оказалось возможным.

Планер представляет собой конструкцию, которую никак нельзя спроектировать за пять лет. Ни одна страна не может с нуля поднять производство столь серьезной технологии, поскольку те основы, которые заложены в конструировании планеров, такие же, как и в большой авиации.

Хотите сделать конкурентоспособный планер — развивайте не только планеризм, но и все технологии, которые есть в вашей стране: начиная от производства прочных материалов и заканчивая теоретическими науками. Планер на сегодняшний день — это верх авиационной техники, передовые технологии которой можно назвать двигателем для прогресса всей авиации.

Хорошего планера не сделать, не продвинув науку и производство вперед, а развитие планеризма способствует совершенствованию авиационных технологий, что прямо отвечает запросам нашего государства.

В полете на планерах присутствует и изрядная доля романтики: летать на них настолько здорово и так приятно, что этим можно заниматься всю жизнь! Есть люди, которые познакомились с планеризмом в 15 лет и продолжают летать до сих пор.

Молодежь и планерный спорт

Вице-президент Федерации планерного спорта России, директор аэродрома «Щекино» Сергей Рябчинский:

— К нам в клуб приезжают и студенты, и родители с детьми. Я обратил внимание, что молодежь весьма интересуется этим видом спорта: им это интересно, они очень хотят летать на планерах.

В то же время ситуация в целом достаточно плачевная. Как-то раз мы сделали опрос на улицах Москвы: «Знаете ли вы, что такое планер?» Оказалось, что 80% населения, как молодые, так и взрослые люди, ничего не знают о планеризме. Еще 5% путают и говорят, мол, «планер — это план или параплан...» И только 15% могут точно сказать, что же такое планер и чем он отличается от самолета.

В советское время ситуация была совершенно иная. Тогда планерный спорт развивался очень динамично, и по инициативе государства молодежь обучалась в юношеских планерных школах. Когда мы изучили опыт знаменитых летчиков, космонавтов и авиаконструкторов, достигших значительных успехов в авиации, то увидели, что практически все они прошли через юношеские планерные школы.

После развала СССР заниматься планеризмом стало гораздо труднее. В тяжелые 90-е годы у энтузиастов не было юридической основы, чтобы развивать юношеские школы.

Мы попытались организовать детский планеризм через Министерство образования, но там у нас ничего не получилось. После этого мы обратились в Министерство спорта, где нам наконец дали «зеленый свет». Вместе мы основали новую дисциплину, посвященную юношескому планеризму. Это был титанический труд коллектива Федерации планерного спорта, нас тогда поддерживала вся страна.

Планер АС-4-115.
© igor113.livejournal.com
Планер АС-4-115.

Нам нужно было заново создать правила этого вида спорта и вместе с тем решить, с какого возраста можно набирать детей для обучения планеризму. Для этого мы наняли на работу психологов и людей, профессионально занимающихся детским спортом. Они подготовили для нас отчет, в котором указали, что у детей с девяти лет двигательные навыки и мышление уже соответствуют требованиям для первых полетов на высоту 15 метров.

Но когда коллектив Федерации пришел с этим отчетом в Министерство спорта, там покачали головой и повысили возраст до двенадцати лет, позволив им на первых порах летать на высоту лишь в один метр.

Родители часто звонят нам с одним и тем же вопросом: «С какого возраста детям можно летать?» Мы им отвечаем: «Участвовать в соревнованиях и получать разряды они могут только с двенадцати лет, хотя летать на планере можно и в более раннем возрасте».

Отвечу на еще один популярный вопрос: для чего вообще нужен планерный детский спорт? Действительно, зачем мучить детей на аэродроме, когда они могут спокойно сидеть дома? Если честно, ответ удивил и меня самого. Я думал, для развития авиации... Нет. Правильный ответ: для популяризации планерного спорта!

Вы задайте вопрос родителям: что такое гребля или автоспорт? Все 100% на него правильно ответят, а вот что такое планерный спорт — никто из родителей толком не знает. Привлекая детей в планеризм, мы таким образом популяризируем высший пилотаж на планерах.

Наши дети — это будущее российской авиации, особенно сейчас, когда мы столкнулись с острой нехваткой кадров (в авиации): нам нужны не только пилоты, но и инженеры. Для возрождения юношеской планерной школы мы планировали организовать по всем регионам страны, в каждом крупном городе детскую планерную школу, где подающие надежды ученики будут соревноваться между собой.

Каждый победитель в своей школе или регионе мог бы приехать на гору Клементьева близ деревни Коктебель и продемонстрировать там свои способности. Эта знаменитая гора с уникальными воздушными потоками стала колыбелью авиации, причем не только отечественной, но и мировой, откуда вышли отечественные конструкторы Сергей Ильюшин, спроектировавший самый массовый штурмовик в истории Ил-2, Александр Яковлев, Олег Антонов... Все они делали первые шаги именно здесь.

Поэтому логично, что итоговые соревнования лучше всего проводить на горе Клементьева и уже там выявлять победителя. Кроме того, России нужны не только пилоты, но и толковые инженеры. Пусть ребята создают свои макеты планеров и привозят их на гору Клементьева с собой на испытания. Я надеюсь, что мы эту идею в конечном итоге реализуем.

Недетские проблемы детского планеризма

Кроме обсуждения преимуществ юношеского планерного спорта, спикеры назвали и злободневные проблемы детского планеризма.

Сергей Рябчинский:

— Стоит сказать, что летать на планере очень дорого. Нужна материальная база, то есть необходимо купить сам планер. Один детский планер стоит около 1 млн 300 тыс. рублей. К планеру необходима лебедка, которая не производится серийно. Значит, приходится с кем-то договариваться. Еще нужно купить автомобиль, трос, ролики и еще огромное количество различного оборудования...

И это только часть проблемы. Необходимо нанять целый коллектив авиаторов, способных научить детей правильно летать на планере. Этим людям ведь тоже нужно платить зарплату. От государства помощи нет, все расходы ложатся на плечи энтузиастов и родителей. Они в среднем оплачивают около 50 тыс. рублей за две недели полетов.

К счастью, у нас находятся спонсоры. Например, в этом году нам оказал материальную поддержку один крупный благотворительный фонд. На эти деньги были приобретены планер, оборудование к нему, телевизор и даже камеры для судейства! Мы получили много полезных вещей, которые нам просто не на что было купить.

И все эти громадные усилия — в обмен на будущее ребенка. Наши дети уже в малом возрасте знают формулу подъемной силы, потому что без этих знаний мы не допускаем их до полетов. Им так хочется полетать, что даже сложную аэродинамику они изучают с удовольствием!

Несмотря на все трудности, детский планеризм развивается по всей стране. И в Калининграде, и в Магадане есть прекрасные юношеские планерные школы. Как только в каком-нибудь городе появляется новая летная школа, мы стараемся сделать информацию о ней доступнее для родителей, чтобы их дети имели реальную возможность прикоснуться к авиации.

Депутат Московской областной думы от КПРФ Елена Мокринская:

— Я, как депутат, понимаю, что сегодня само время диктует нам необходимость развития именно планерного спорта. Несмотря на 100-летнюю историю, мы видим, что планерный спорт развивается заново. Наше государство, к сожалению, недостаточно сильно принимает в этом участие, поэтому в основном планерный спорт расширяется за счет самих спортсменов и отдельных предпринимателей.

В Советском Союзе при каждом предприятии были спортивные кружки. Тогда и дети, и взрослые активно занимались планерным спортом. Кто не летал сам, тот разрабатывал модели конструкций планеров для других, а в будущем становился авиаконструктором. Планерный спорт — это не только естественное желание человека «воспарить в небесах», но и воспитание будущих кадров: физиков, военных инженеров и остальных людей, связанных с авиацией.

В планерном спорте ребенок может с девяти лет ощутить, что такое летательный аппарат, какие чувства у него появляются при подъеме в небо, да и вообще понять: хочет ли он стать летчиком? Потому что именно в этом возрасте как раз всё и закладывается: будет ли он стремиться стать в будущем профессиональным авиатором или выберет другую профессию.

Я сама живу в городе Щёлково, рядом с аэродромом «Чкаловский», который насквозь пропитан авиацией. В городе работает совет ветеранов по популяризации планерного спорта, открыт для всех желающих Центральный музей ВВС, где представлены уникальные модели планеров. Этот музей посещают десятки тысяч человек. Конечно же, государство тоже должно быть заинтересовано в этом.

Центральный музей ВВС в Монино.
© cmvvs.ru
Центральный музей ВВС в Монино.

 

На территории Фрязина у нас работает школа имени Александра Покрышкина с начальной летной подготовкой. Скоро там пройдет прием в кадеты. Посещая такие места и наблюдая за детьми, понимаешь, что нашему государству пора начать перенимать советский опыт по развитию планерного спорта. Частные инвесторы — это, конечно, здорово, но проблемы же бывают не только финансовые, но и законодательные. Их не решить никому, кроме власти.

В Монино многие ребята занимаются в кружках авиамоделизма. Они разрабатывают новые конструкции планеров и принимают участие в международных соревнованиях. Некоторые уже после школы поступают в авиационные училища, то есть решают связать собственное будущее с этой профессией. Из десяти идет всего один, но все равно это важно для нашей страны.

Я считаю, что в системе дополнительного образования надо развивать планерный спорт, тем более на территории Московской области. Органы местного самоуправления региона должны давать социальную рекламу, чтобы популяризовать этот вид спорта. Это же невероятно красиво! В каждом городе, где развивается авиапланеризм, планеры с детьми за штурвалом рассекают небеса. Где еще такое увидишь?

Россия известна на весь мир высокими авиационными технологиями, но откуда она возьмет кадры? Даже в школе с начальной летной подготовкой далеко не все выпускники поступают в авиационные училища. Но если ребенок с раннего возраста познакомился с полетами и почувствовал, каково это — летать, то при зачислении в летную школу он уже точно выберет эту профессию.

Я недавно посещала военно-промышленный завод «Исток» во Фрязине. Как же приятно видеть молодых ребят, которые пришли из институтов разрабатывать необходимые детали для летательных аппаратов, так необходимых для безопасности нашей страны! Там же работает одна молодежь.

И авиации нужны молодые кадры, а развитие планерного спорта этому способствует. Именно поэтому в задачу органов местного самоуправления должна входить и помощь юным планеристам. Необходимо создавать благоприятные условия, чтобы во всех городах работали аэроклубы, потому что они — гордость России.

Возьмем, например, Монино. Этот поселок — жемчужина российской авиации со своей многолетней историей, с музеем и молодежью, интересующейся полетами и самолетостроением. Наша страна нуждается в кадрах, потому что их нельзя создать, если только не вырастить с детского сада. Нужно делать всё, чтобы Россия была независимой и становилась сильнее, а без авиации это невозможно.

Мария Шеметова, мама пилота-курсанта:

— Сейчас я опишу вам взгляд на ситуацию со стороны родителей. В 11 лет мой ребенок подошел ко мне и сказал, что уже определился с тем, кем хочет стать в этой жизни: «Мама, я хочу стать пилотом!» «Слава Богу, что не стилистом», — подумала я. «Очень хорошо, что с профессией мы уже определились. Я родилась и выросла в Советском Союзе, поэтому сразу же по старинке начала искать авиамодельные кружки и клубы, но ничего на эту тему найти не смогла.

Когда у меня не получилось записать сына в кружок по созданию моделей самолетов, я переключилась на поиск планерных клубов. Целых три месяца я искала по чатам в Telegram, где можно научиться ребенку в 12 лет летать на планере! В итоге с великим трудом мы отыскали подходящую юношескую планерную школу.

Стоимость, кстати говоря, не такая уж и большая: столько же стоит сводить ребенка в «Макдоналдс» на выходных. Но как же тяжело возить сына за 400 километров от дома! Мы с мужем каждую субботу едем вместе с ребенком на аэродром, а в воскресенье — обратно. Чтобы планерный спорт стал массовым, ему необходима помощь государства. Даже если бы наших детей хотя бы подвозили до аэродрома, то это уже была бы огромная помощь!

Планерный спорт

Сергей Рябчинский:

— Если человек хочет летать на планере, он обращается или в клубы Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту — в ДОСААФ России — или в частные клубы. При этом нужно учитывать, что за последние десять лет частный парк планеров вырос и стал гораздо больше, чем в ДОСААФ. Там очень много разной техники, но по факту она неисправная, а на ремонт сломанных машин деньги не выделяют.

Люди увлекаются планерным спортом, приходят в клуб, а летать не на чем... Им приходится обращаться в частные клубы с отличными современными машинами немецкого производства. У нас есть и отечественные планеры, например AC-4, но они легкие и не входят в большинство спортивных классов. Возникает логичный опрос: почему мы, авиационная держава, не можем строить планеры?

Непорядок. Стали разбираться, в чем дело. Выяснили: нет требований летной годности к постройкам планеров. Прихожу к директору завода по производству планеров Николаю Тугушеву: «Николай, нам нужен пятнадцатиметровый двухместный планер!» Он отвечает: «Я не могу! У нас нет норм, по которым мы можем это строить».

Дмитрий Тимошенко:

— Чтобы планеризм и дальше развивался, нужно проводить соответствующие мероприятия для организации полетов на планерах. Существует целая серия проблем в законодательстве, которые необходимо решить, чтобы летать стало легче и проще. Надо совершенствовать конструкции планеров, внедрять в спорт новые классы, взаимодействовать с государственными органами... Всё это нужно для дальнейшего развития планеризма.

Гора Клементьева - колыбель планеризма.
© feo.travel
Гора Клементьева - колыбель планеризма.

Справка «АС»:

История планеризма в России ведет начало с 1923 года, когда в Крыму, в Коктебеле, на горе Клементьева (в то время — Узун-Сырт) состоялись первые всесоюзные планерные соревнования. Уникальный горный хребет Узун-Сырт благодаря необычному расположению (вытянулся на 5 километров под углом к побережью) и восходящим потокам воздуха с моря создает идеальные условия для безмоторного полета. Новое название гора получила в память о П.Н.Клементьеве, испытателе-планеристе, погибшем здесь в 1924 году. Поселок Коктебель в советское время получил название Планерское. Сейчас ему вернули прежнее название.

Полеты на планерах в нашей стране проводились и раньше. Например, одним из первых российских летчиков Борисом Россинским в 1909 году. Но именно в 1920-е годы планеризм стал массовым явлением в нашей стране.

В 1925 году лучшие советские авиаконструкторы выступили в Германии. Уже к 1935 году на XI собрании всесоюзных планерных соревнований было побито пять мировых рекордов по продолжительности полета. В 1949 году планерный спорт был включен в Единую всесоюзную спортивную классификацию.

Реклама
Реклама