Война велосипедная
Среди миллионов советских воинов, сражавшихся с немецко-фашистскими оккупантами, были красноармейцы и командиры очень необычной специализации. Их оружием являлся… велосипед: двухколесное средство передвижения с ножным приводом помогало во время боевых действий, а также использовалось для организации связи между подразделениями. Корреспонденту «Армейского стандарта» довелось в свое время побеседовать с таким «эксклюзивным» участником Великой Отечественной, служившим связистом-велосипедистом.
Владимир Николаевич Фомин — из числа немногочисленных самокатчиков, которые служили в Красной Армии. Оседлав велосипед, он участвовал в битве за Москву, очередную годовщину которой мы сейчас отмечаем.
Оседлав велосипед
Красноармейцем житель Москвы стал уже вскоре после начала войны.
— Мне едва 18 лет исполнилось, когда немцы на нашу страну напали, — рассказывал ветеран. — Когда пришел в военкомат, одним из вопросов, который там задали: умею ли ездить на велосипеде? А я к тому времени уже неплохо освоил такие навыки: муж старшей сестры часто давал прокатиться на своем велике. Вот и направили меня служить в специальное подразделение связи самокатчиком.
Справка «АС»:
В Российской империи военные самокатчики впервые появились осенью 1889 года. Офицеров и солдат, перемещающихся верхом на велосипедах, включили в состав охотничьих (разведывательных) команд некоторых военных округов.
А четверть века спустя, накануне Первой мировой войны, в Российской армии насчитывалось уже 25 «самокатных» рот, не считая небольших групп связистов и разведчиков при полках и батальонах.
Подразделение это формировалось в одном из московских районов — в Сокольниках. Буквально через день привезли на грузовике матчасть — несколько десятков разнокалиберных велосипедов. Мне достался полугоночный, с изогнутым «бараньими рогами» рулем.
Вывели нас за ворота, построили в колонну, и вперед — давай, крути педали! Сзади полуторка шла, выполнявшая роль машины сопровождения. Через пол-Москвы вырулили на Минское шоссе и дальше двинулись на запад — к фронту. Переночевали где-то в лесу рядом с магистралью (на этом биваке, помнится, обучали, как из винтовки стрелять). На следующий день опять команда: «По седлам!»
В итоге так, своим ходом, уехали за сотню километров от столицы — добрались до поселка Дорохово, где формировался велобатальон в составе отдельного полка связи.
Вскоре мне и еще одному самокатчику командир дал задание. «Направляю вас в 9-ю дивизию 33-й армии. Смотрите на карту: поедете сейчас туда-то и туда-то, в районе вот этой высотки вас будет лейтенант ждать». Мы отправились в путь.
Моя велослужба продолжалась вплоть до середины осени 1941-го. Нас, военных самокатчиков, использовали для доставки документов. Чаще всего приходилось курсировать между штабами полков и штабами дивизий. Перед тем как отправиться в очередной рейс, полученные от начальства пакеты с приказами, со сводками мы приспособились оборачивать вокруг гранаты: чтобы можно было в случае явной опасности взорвать ее и уничтожить секретные штабные документы. Впрочем, до такого ни разу не доходило.
Обычно на конверте с пересылаемыми бумагами в штабе части помечали: во сколько отправлен связной и во сколько он должен добраться с этими документами до назначенного места. Нас с самого начала пребывания в полку связи предупредили: если опоздаете с доставкой — можете запросто попасть под трибунал.
Конечно, порой было очень трудно уложиться в срок: то дорог мало-мальски проезжих для велосипеда нет, то сориентироваться по карте-«километровке» на местности не получалось... Но все-таки мы успешно выполняли порученные задания. Помню, были случаи, командиры в штабах, куда я приезжал с пакетом, даже удивлялись: «Как это ты умудрился так быстро сюда доехать?»
В октябре 1941 года, когда немцы прорвали оборону, дивизия с боями отходила к Наро-Фоминску. В один из дней подразделение, где я служил, отстало от «родного» велобатальона связи. Добрались до какой-то деревни, и наш ротный распорядился все двухколесные машины затащить на чердак одного из домов и там спрятать: мол, когда фрицев назад погоним, они снова пригодятся... Какова судьба этой техники, мне неизвестно. А мы дальше двинулись пешим порядком и в конце концов вернулись в полк связи 33-й армии.
Ближе к зиме самокатчиков в нашей части вообще не осталось: морозы ударили, снег выпал — какие уж тут велосипеды! Служил я теперь в роте передвижных средств связи. У нас по штату было 2 мотоцикла и 2 легких броневичка. Но даже такая моторная техника не всегда помогала без приключений доставить донесения или приказы по назначению. Много путаницы возникало из-за передислокации частей, о которой нас вовремя не успевали проинформировать.
Особо запомнилось одно из полученных заданий. В конце 1941 года мне поручили сопровождать командира-связиста, который вез какое-то важное донесение самому Жукову. Мы добрались до штаба фронта, располагавшегося тогда в подмосковном селе Перхушково. Конечно, внутрь самого помещения, где работал легендарный военачальник, мне по чину заходить было не положено, однако в чуть приоткрытую дверь все-таки удалось увидеть, как он принимает пакет у нашего лейтенанта-связиста.
Случалось, что отправляли восстанавливать оборванную телефонную связь между командным пунктом и наблюдательными пунктами. Командир вызывает: «Срочно надо найти место обрыва линии!» Вылезаешь из окопа и — где ползком, где бегом, пригнувшись, — вдоль провода. Найдешь оборванный конец, обозначаешь это место воткнутым штыком от винтовки или еще чем-то приметным и шаришь вокруг — второй конец разрыва ищешь... Помню, уже после первых суровых заморозков 1941-го, когда на участке в районе старой Калужской дороги под Наро-Фоминском наши линию связи тянули, так порой даже закоченевшие трупы убитых фрицев использовали в качестве вешек для обозначения линии...
Владимир Николаевич поделился еще одним солдатским «ноу-хау» той суровой военной поры:
— Зимой 1941–1942-го, когда сильные морозы прищучили, бывало, порой руки коченели до полного онемения. Так мы, если в стороне от передовой доводилось оказаться, знаете как пальцы отогревали? Дадим короткую очередь из автомата в воздух и сразу разогревшийся кожух ствола обхватываем обеими пятернями...
Фомин прошел всю войну, был ранен, награжден орденом Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги»... Фронтовой путь Владимира Николаевича закончился весной 1945 года на окраине Берлина. Хоть и не на велосипеде, но добрался-таки он до поверженной вражеской столицы.
Самокатные подразделения
Во время Великой Отечественной помимо команд связистов-велосипедистов в составе Красной Армии воевало с гитлеровцами несколько специальных самокатных подразделений.
Одно из них — разведрота 9-й бригады 5-го воздушно-десантного корпуса. Осенью 1941-го она участвовала в высадке десанта под Орлом.
Цель этой военной операции — остановить продвижение на Орел и Мценск танковой группы Гудериана, прорвавшей оборону советских войск на Брянском фронте. С 3 октября началась переброска самолетами (по имеющимся сведениям, было задействовано около 40 бомбардировщиков ТБ-3 и 20 транспортных ПС-84) частей воздушно-десантного корпуса, дислоцировавшегося тогда в Ивановской области. Протяженность каждого воздушного рейса составляла около 500 километров в одну сторону.
Часть подразделений 5-го воздушно-десантного корпуса была доставлена в Мценск. Здесь осуществляли так называемый посадочный десант, то есть самолеты с бойцами и техникой приземлялись на местном аэродроме.
Помимо 10-й и 201-й воздушно-десантных бригад и танкового батальона из состава корпуса было высажено в Мценске также внушительное велоподразделение — 114 бойцов 9-й разведроты со своими двухколесными «железными конями».
Части 5-го корпуса занимали оборону юго-западнее города, по восточному берегу реки Зуша. Боевые контакты с противником происходили главным образом в результате активных действий наших разведывательных групп. В таких локальных схватках принимали участие и бойцы-самокатчики.
Сохранилась информация об одном из боевых эпизодов. Группа старшего лейтенанта С.Черенкова во время поиска смогла захватить в плен трех немецких штабных офицеров.
Гитлеровцы на этом участке фронта предпочли наземным атакам позиций Красной Армии их активную бомбардировку с воздуха и обстрел артиллерией. В таких условиях держать оборону десантникам, на вооружении которых были только легкие танки Т-37, малокалиберные орудия, оказалось трудно. Спустя менее чем две недели 5-й корпус получил приказ передать свою зону обороны другим войсковым соединениям и был передислоцирован в район Подольска, где его части заняли рубеж по реке Нара.
Подвиги мотоциклистов
Весной-летом 1942 года происходило формирование 1-й самокатно-мотоциклетной бригады. В нее вошли мотоциклетный и самокатный полки, бронетанковая рота и зенитно-артиллерийская батарея. 1-й самокатный полк был укомплектован к концу весны 1942-го. В его состав входили два самокатных батальона, в каждом из которых было по две роты самокатчиков и рота автоматчиков. Кроме того, имелись батарея 76-мм пушек, батарея 82-мм минометов, рота противотанковых ружей и саперный взвод.
Справка «АС»:
«Самокатный полк начал формироваться 6 мая 1942 г. … в с.Покровское Звенигородского района Московской области. Командиром полка назначен майор Кожушко… Полк в своем составе насчитывал 946 человек. Из них 57 комсостава… 190 младшего начсостава и 670 рядовых… Укомплектовавшись материальной частью и вооружением, со второй половины мая месяца до 28 июля 1942 г. проходила напряженная боевая и политическая учеба… Боевая подготовка с учетом специфичности самокатного полка строилась на основании обобщения опыта Отечественной войны и тактико-технического применения легко подвижного рода войск».
(Боевой путь Самокатного полка 1-й СМБр).
Самокатно-мотоциклетная бригада вошла в состав 20-й армии Западного фронта. Ее подразделения летом 1942 года принимали участие в первой Ржевско-Сычевской наступательной операции. В августе подразделения 1-й самокатно-мотоциклетной бригады, оказавшись на передовых рубежах наших войск в районе Погорелого Городища, получили приказ продвигаться вперед, поддерживая атакующие действия 213-й танковой бригады.
Правда, согласно распоряжению, воевать с гитлеровцами самокатчикам и мотоциклистам предстояло в пеших порядках (судя по всему, условия на местности слишком затруднили бы активное движение к позициям неприятеля мотоциклов и велосипедов). Бойцы 1-й самокатно-мотоциклетной бригады в итоге к 7 августа смогли продвинуться до реки Гжать в районе Дубинино — Ярыгино — Степанцово и получили приказ закрепиться здесь и удерживать новые рубежи.
Уже через пару дней после этого на участке обороны в районе села Степанцово бойцам 1-го самокатного пришлось отбивать яростный натиск немецких частей. К тому времени ряды красноармейцев-велосипедистов уже сильно поредели, а на позиции полка наседали многократно превосходящие силы гитлеровцев.
Описание этих событий можно прочитать в наградном листе с представлением комиссара бригады гвардии старшего батальонного комиссара И.А.Хуторянского к ордену Красного Знамени: «…Непосредственно под руководством тов. Хуторянского 1-м самокатным полком в составе 80–100 человек 9–10.8.1942 г. отражено 4 контратаки противника силою до двух батальонов пехоты…»
Справка «АС»:
По штатному расписанию в самокатно-мотоциклетной бригаде должно насчитываться 7 средних танков (Т-34), 10 легких танков (Т-60), 5 бронеавтомобилей (БА-20), 240 мотоциклов с коляской и 35 без коляски, 655 велосипедов, 142 грузовых, легковых и специальных автомобилей, 8 полковых пушек калибром 76 мм, 4 зенитных орудия калибром 37 мм, 26 минометов. Численность личного состава — 2258 человек.
Позднее, в конце августа, бригаду перевели в оперативное подчинение 6-го танкового корпуса. Ее «летучие» батальоны продолжали действовать на Западном направлении — на стыке Смоленской, Калининской (Тверской) и Московской областей. Одной из успешно проведенных боевых операций стал захват у противника села Бугрово в начале сентября. На протяжении нескольких недель бригада (к тому времени она лишилась почти половины численного состава) занимала оборону на востоке Смоленской области — в районе села Карманово, создав здесь мощный рубеж противостояния неприятелю — сотни метров траншей, свыше 70 ДЗОТов — долговременных замаскированных огневых точек, блиндажи, минные поля…
С приходом зимы и снежного сезона использовать велосипеды в боевых условиях оказалось уже практически невозможно. Поэтому бойцы самокатного полка расстались со своей двухколесной техникой и воевали против войск вермахта как обычные пехотинцы. Именно в пешем строю экс-велосипедисты вместе с другими подразделениями 1-й самокатно-мотоциклетной бригады на исходе ноября 1942-го приняли участие во второй Ржевско-Сычевской операции Западного фронта.
В ходе наступления батальоны 1-й самокатно-мотоциклетной бригады сумели перерезать важную для немцев рокаду — железнодорожную линию Ржев — Сычевка, захватить несколько населенных пунктов. Однако неприятель предпринял контрудар и, сумев собрать значительно превосходящие по численности и вооружению силы, окружил здесь наши войска.
Помимо самокатно-мотоциклетной бригады, в «котел» попали некоторые части 2-го кавалерийского и 6-го танкового корпусов. Эта группировка в итоге все-таки смогла вырваться из окружения, однако понесла ощутимые потери. Среди погибших оказался и командир 1-й самокатно-мотоциклетной бригады полковник М.Разгуляев.
В конце декабря из прорвавшихся к своим солдат и командиров бригады был сформирован 1-й отдельный мотоциклетный полк.