Непревзойденный 15-й

Непревзойденный 15-й

В истории реактивной авиации истребитель МиГ-15 не случайно стал самым массовым
© wikipedia.org
В истории реактивной авиации истребитель МиГ-15 не случайно стал самым массовым
14 февраля 2023, 09:47
Реклама

В марте исполнится 75 лет, как был запущен в серийное производство реактивный истребитель МиГ-15. На его счету сразу несколько рекордов: всего было выпущено более 15,5 тыс. самолетов, разработано 15 модификаций, он стал первым серийным истребителем, преодолевшим звуковой барьер. Впрочем, обо всем по порядку — в послужном списке МиГ-15 немало интересных фактов.

В серию, не дожидаясь…

Такое случается крайне редко: боевая техника еще проходит испытания, а ее, не дожидаясь их окончания, уже запускают в серийное производство. Более того, после первого взлета этого реактивного истребителя прошло всего-то 2,5 месяца. Это все о МиГ-15.

После Великой Отечественной войны советским авиаконструкторам было поручено срочно разработать отечественный реактивный истребитель — западные страны в решении этого вопроса ушли вперед. За дело взялись сразу четыре известных конструкторских бюро: Семена Лавочкина, Артема Микояна, Павла Сухого и Александра Яковлева. Опыта им было не занимать, но требовалось создать самолет принципиально нового типа, не уступающий западным конкурентам.

Ближе всех к успеху подошел Микоян, ранее создавший первый советский турбореактивный истребитель МиГ-9, который можно назвать мостиком к более совершенным моделям. Даже своими контурами он походил на фронтовые истребители только что закончившейся войны. Тем не менее умалять достоинства МиГ-9 тоже не стоит: этот истребитель в 1946–1948 годах выпускался серийно, и войска получили порядка 600 самолетов.

Летчик-испытатель Виктор Юганов, первым поднявший в воздух опытный истребитель С-1.
© testpilot.ru
Летчик-испытатель Виктор Юганов, первым поднявший в воздух опытный истребитель С-1.

Но работа у Микояна продолжалась — для военной авиации требовалась машина с существенно лучшими летно-техническими характеристиками. Она была создана: 30 декабря 1947 года летчик-испытатель Виктор Юганов поднял в небо опытный реактивный истребитель С-1. Его полеты продолжались — предстояла доводка систем и механизмов, но уже 15 марта 1948 года вышло постановление правительства СССР о запуске МиГ-15 (самолет получил такой индекс) в серийное производство сразу на трех авиазаводах: в Москве, Самаре и Новосибирске.

Юганов продолжал испытания и до конца марта сделал 17 вылетов. В апреле на испытания пошел второй опытный истребитель С-2. Конструкторы напряженно работали над доводкой МиГ-15.

Все лето проходили государственные испытания, а 23 августа 1949 года МиГ-15 приняли на вооружение.

Истребитель, штурмовик, перехватчик…

Несмотря на достаточно скрупулезный анализ показанных летно-технических характеристик и результатов испытаний предоставленного Военно-воздушным силам самолета, сколь-нибудь серьезных претензий к Микояну и его конструкторам не было. При техническом задании показать скорость в тысячу км/ч МиГ-15 выдал 1028 на пятикилометровой высоте, на достижение которой потребовалось всего 2 минуты и 18 секунд. Результаты разбега/пробега тоже оказались лучше заданных. Не обозначенные в задании 700 и 800 метров соответственно, а 600 и 765.

Истребитель имел на вооружении три пушки: две калибра 23 мм и одну — 37 мм.

В авиационные части МиГ-15 стал поступать в 1949 году, где его активно осваивали. Всего было выпущено более 7 тысяч самолетов этой модификации.

© avink.com

В то же время продолжалась работа над совершенствованием реактивного истребителя, который должен был стать основным в ВВС страны. Наиболее удачным получился МиГ-15бис, который и установил рекорд по выпуску среди модификаций — свыше 8,3 тыс. самолетов. Неудивительно: он использовался в качестве ударного истребителя, разведчика, штурмовика, перехватчика и истребителя-бомбардировщика.

В биографии большинства известных советских летчиков-истребителей 1950–1960-х годов присутствует МиГ-15. Так и для Юрия Гагарина первым самолетом, открывшим «взрослую» дорогу в небо, стал учебно-тренировочный МиГ-15УТИ, а затем МиГ-15бис он получил в качества штатной машины в 769-м истребительном авиаполку Северного флота, где будущий космонавт планеты №1 начал офицерскую службу после училища в 1957 году. Кстати, генеральный конструктор ракетно-космической техники Сергей Королев считал, что в отряд космонавтов надо зачислять именно летчиков реактивной истребительной авиации.

Лицензионное производство зарекомендовавшего себя истребителя было налажено в Польше и Чехословакии (с 1952 и 1953 гг. соответственно), а также в Китае (учебно-тренировочный МиГ-15УТИ).

«Сейбры» не спасли

В небе воюющей Кореи МиГ-15 прошел проверку боем: были созданы три истребительные дивизии для прикрытия войск. 27 ноября 1950 года они вошли в состав специально созданного 64-го авиационного корпуса. Основным самолетом соединения стал МиГ-15, а пилотировали его исключительно советские летчики.

Активные боевые действия продолжались два с половиной года — до конца июля 1953-го. Статистика красноречива. С ноября 1950 года по январь 1952-го в воздушных боях было сбито 564 самолета противника, в том числе бомбардировщики (В-29 — 48, В-26 — 1, RB-45 — 2), истребители (Р-47 — 2, F-51 — 20, F-80 — 103, F-84 — 132, F-86 — 218, F-94 — 8, Gloster Мeteor — 25, F6F-5 — 3).

Наши потери за это же время — 71 самолет. То есть общее соотношение потерь составляло 7,9:1 в нашу пользу. На один сбитый самолет противника было произведено 33 самолето-вылета, а на один потерянный самолет — 285 самолето-вылетов. Это говорит не только о мастерстве летчиков, но и о надежности и боевых возможностях МиГ-15.

© wikipedia.org

Даже когда основным противником нашего истребителя стал разрекламированный и новейший по тем временам F-86 «Сейбр», американцам не удалось склонить чашу весов в свою пользу. Генерал-майор авиации Сергей Крамаренко, в годы войны в Корее служивший заместителем командира эскадрильи и за 13 сбитых самолетов удостоенный звания Героя Советского Союза, вспоминал: «Наш истребитель имел превосходство в скороподъемности, в то время как «Сейбр» обладал лучшей маневренностью в горизонтальной плоскости, особенно на малых высотах. Очень часто исход поединка решала первая атака. После нее «МиГи» быстро уходили на высоту, «Сейбры» же, наоборот, в случае неудачного первого захода стремились уйти вниз. Каждый стремился использовать в бою лучшие качества своего самолета, поэтому порой схватка и ограничивалась одной атакой, после которой «МиГи» и оказывались наверху, а «Сейбры» — внизу».

Всего за годы Корейской войны удалось сбить около 650 F-86, в то время как потери МиГ-15 составили 335 самолетов. Превосходство советского истребителя очевидно.

Кстати, американцы очень хотели заполучить в Корее наш неповрежденный реактивный истребитель, обещая за него награду в 100 тысяч долларов. Удалось это им лишь после завершения активных боевых действий: в сентябре 1953 года северокорейский летчик лейтенант Но Гым Сок угнал МиГ-15 в Южную Корею.

На перехвате без церемоний

Каков был МиГ-15 в роли перехватчика нарушителей воздушной границы? С ними тогда не церемонились: только за четыре года (с 1950-го по 1953-й) были сбиты 13 американских самолетов-нарушителей.

Нашумевшим стал инцидент с английским тяжелым бомбардировщиком Lincoln B.II, который 12 марта 1953 года вышел за пределы воздушного коридора над территорией Германской Демократической Республики. В 80 километрах от Гамбурга он был сбит парой МиГ-15бис.

© wikipedia.org

Наш истребитель оказался востребован и принял участие в большинстве локальных вооруженных конфликтов послевоенного времени: Ближний Восток, Юго-Восточная Азия, Африка. Около 40 стран имели МиГ-15 на вооружении.

…В биографии МиГ-15 есть и такой рекорд: на вооружении он состоял 65 лет! В нашей авиации — с 1949-го и до начала 1970-х, а вот в ВВС Албании он прослужил до 2006 года. По некоторым данным, в США любители авиатехники приобрели порядка 20 МиГ-15 — это тоже признак уважительного отношения к легендарному советскому истребителю.


Справка «АС»

  • Основные тактико-технические характеристики МиГ-15:
  • Длина — 10,1 м
  • Высота — 3,17 м
  • Размах крыла — 10,08 м
  • Максимальная тяга двигателя ТРД РД-45Ф — 2270 кгс
  • Максимальная скорость — 1047 км/ч
  • Дальность полета — 1310 км
  • Практический потолок — 15 200 м
  • Вооружение: пушка 1х37 мм и 2х23 мм
  • Экипаж — 1 человек
Реклама
Реклама