Гений воздушного боя
19 марта исполняется 110 лет со дня рождения легендарного советского летчика-аса Александра Ивановича Покрышкина. Сам он, правда, во всех документах указывал другую дату своего появления на свет — 6 марта 1913 года, как и записано в метрической книге Томской духовной консистории. Только вот пользовались тогда в России юлианским календарем, поэтому правильной датой является все-таки 19 марта. «Армейский стандарт» не мог пройти мимо юбилея первого в истории Трижды Героя Советского Союза, маршала авиации и одного из известнейших военных летчиков планеты.
Тернистый путь в небо
Александр Покрышкин родился в Ново-Николаевске (ныне Новосибирск) в многодетной семье рабочего. В 12 лет юный Саша впервые увидел полеты аэропланов и с того момента на всю жизнь увлекся авиацией. Сразу записался в авиамодельный кружок, грезил о полетах. Но путь в небо оказался для будущего великого аса тернистым…
Окончив в 1928 году семилетнюю школу, Александр пошел работать кровельщиком — надо было помогать отцу кормить семью. Затем, после обучения в школе фабрично-заводского ученичества, первую половину 1932 года проработал слесарем-инструментальщиком на заводе «Сибкомбайнстрой».
Оттуда по комсомольской путевке Александра направили в Пермское авиационное училище. Казалось, мечта стать летчиком начинает сбываться, однако по прибытии на место Покрышкин узнал, что летчиков тут больше не обучают, а училище стало Пермской авиационно-технической школой.
Разочарованный, он решил было забрать документы и вернуться домой, но начальник учебного заведения поставил его перед выбором: либо остаться учиться на авиатехника, либо положить на стол комсомольский билет, что в те годы означало забыть о мечте стать летчиком очень надолго, может, навсегда. Парень выбрал меньшее из зол и в 1933 году окончил авиатехническую школу на «отлично»!
Для дальнейшего обучения новоиспеченного авиатора отправили в Ленинградскую авиационную школу теории. Покрышкин и там стал почти круглым отличником, а после выпуска в 1934 году получил распределение в Краснодар старшим техником авиазвена пехотной дивизии. В этой должности он прослужил до 1938 года.
За время учебы и службы Покрышкин написал 39(!) рапортов с просьбой направить его в летное училище. Резолюции начальства на этих рапортах не отличались многословием: «отказать», «воздержаться» и т.п. Понять такое отношение несложно: летчиками в те годы желали стать многие, а хорошие авиатехники были в большом дефиците. Но хоронить свою мечту Александр не стал. Он решил добиться ее осуществления, что называется, не мытьем, так катаньем.
Получив очередной отпуск, Покрышкин в офицерской форме отправился к начальнику краснодарского аэроклуба с заявлением. Он попросил дать ему возможность сдать все экзамены по теории и практике в объеме двухлетнего курса экстерном. Начальник аэроклуба опешил, увидев перед собой офицера авиации, ведь у него обучались только молодые люди из числа гражданской молодежи. Но и оснований отказать у него не было. В результате Покрышкин за 17 дней сдал все экзамены, зачеты, практические полеты с инструктором и совершил свой первый самостоятельный полет на биплане По-2.
Получив аттестат аэроклуба с отличными оценками, Покрышкин приложил его к очередному, сороковому, своему рапорту. Командир части в этот раз не устоял перед упорством подчиненного и позволил ему воплотить заветную мечту о небе в жизнь. Он дал технику направление в знаменитую Качинскую авиашколу. В 1940 году Покрышкин ее окончил и получил распределение в 55-й истребительный авиаполк, базировавшийся тогда на Украине, в Кировограде.
Герой, новатор, наставник
Полк вскоре был передислоцирован в Молдавию, где и встретил 22 июня 1941 года, начало Великой Отечественной войны. Покрышкин в звании старшего лейтенанта занимал должность заместителя командира эскадрильи. Неразбериха первых дней войны, а также повышенная секретность, из-за которой в частях не знали о новых самолетах ВВС РККА, привела к тому, что первым сбитым Покрышкиным самолетом стал наш легкий бомбардировщик СУ-2. Об этом он с горечью вспоминал всю жизнь. Летчику грозил суд. Но тогда же им были одержаны и первые победы.
3 июля самолет Покрышкина был сбит вражеской зенитной артиллерией за линией фронта. Летчик смог через 4 дня пробраться к своим. Он вспоминал впоследствии о тяжелых условиях боев в обстановке постоянного отступления наших войск и говорил, что «тот, кто не воевал в 1941–1942 годах, не знает настоящей войны».
Пройдя войну с первого и до последнего дня, великий ас имел полное моральное право высказывать такое мнение.
Покрышкин не только храбро и умело воевал. Он изучал и анализировал всё, что происходило в ходе воздушных боев. Задолго до первых своих боевых вылетов он по крупицам собирал информацию о пилотах Первой мировой, о сражениях в небе Испании и над Халхин-Голом. Его настольной книгой были мемуары Рене Поля Фонка, французского аса, сбившего 75 самолетов кайзеровской Германии (лучший результат среди пилотов Антанты и второй, после Манфреда фон Рихтгофена, среди всех асов периода 1914–1918 годов).
Личный опыт, изучение теории и истории позволили Покрышкину сделать вывод о том, что тактика Военно-воздушных сил Красной Армии безнадежно устарела и нуждается в кардинальном пересмотре. Переход от бипланов к монопланам сделал прежний бой только в горизонтальной плоскости анахронизмом. В схватках истребителей наступила эпоха вертикального маневра.
Летчик записывал свои наблюдения, мысли и конкретные расчеты в тетрадь. Этот рукописный труд получил название «Тактика истребителя в бою». Его смело можно было именовать «Наукой побеждать» применительно к авиации. А походную палатку Покрышкина собиравшиеся в ней для разбора полетов сослуживцы в шутку именовали «академией». Но это был как раз тот случай, когда в шутке есть только доля шутки.
Один из первых выводов, сделанных Покрышкиным и зафиксированных им в тетради, гласил: «Успех зависит от стрельбы с малой дистанции». А выйти на минимальную дистанцию можно было только посредством правильно и умело совершенного маневра. Очень хорошее знание математики, физики и механики, а также большой практический опыт технического обслуживания самолетов позволяли Александру Ивановичу строить трехмерную модель воздушного боя с опорой на точные знания. Он, среди прочего, доказал, что хорошо подготовленный пилот самолета с худшими, чем у самолета врага, характеристиками способен побеждать недостаточно опытного противника.
Многодневное воздушное сражение над Кубанью весной 1943 года стало звездным часом Покрышкина. Именно разработанная им тактика боя позволила советским летчикам одержать в этой грандиозной битве победу, ставшую таким же переломом в небе, как Сталинград — на земле. После Кубани никто уже не решался начальственно одергивать великого аса за его взгляды и действия, противоречащие официально принятому подходу. Формула Александра Ивановича — «Высота. Скорость. Маневр. Огонь» — стала общепризнанной.
Покрышкина постепенно стали продвигать по службе. И хотя всё же имела место инстинктивная неприязнь посредственностей к яркой неординарной личности, результаты применения покрышкинской тактики воздушного боя говорили сами за себя и заставляли завистников молчать.
В начале 1944 года ему предложили генеральскую должность и квартиру в Москве, но Александр Иванович не захотел оставлять боевых товарищей и подчиненных. Вернулся на фронт. В сентябре того же года он стал первым Трижды Героем Советского Союза, единственным за время войны с нацистской Германией. (Г.К.Жуков и И.Н.Кожедуб были награждены третьей звездой летом 1945 года, то есть после окончания войны с Германией).
Покрышкин не только сам был выдающимся асом. До конца войны работала его «академия», сначала в полку, потом в дивизии, которой он командовал. Покрышкин подготовил и воспитал целую плеяду асов! Под его командованием сражались Григорий Речкалов, братья Борис и Дмитрий Глинки, Александр Клубов, Иван Бабак и множество других прославленных военлетов.
Имя Покрышкина было известно и немцам. «Ахтунг, Ахтунг! Ин Люфт Покрышкин!» — неслось в эфире, когда в небо поднимался самолет Покрышкина.
За Покрышкина немецким асам была обещана немалая премия. Но получить ее не смог никто. И в этом заслуга не только самого Александра Ивановича, но и его боевых товарищей, надежно прикрывавших командира.
Покрышкин прошел Великую Отечественную войну с первого до последнего дня. С осени 1944 года его знал, без преувеличения, весь мир. Он золотыми буквами вписал свое имя в историю нашей авиации, и этот факт до сих пор не дает покоя различного рода очернителям истории. Они до их пор обсуждают статистику побед Покрышкина, хотя, конечно, не личные результаты составляют главную его заслугу.
Поистине великий ас
Согласно официальным данным, Покрышкин совершил 650 вылетов, провел 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолетов лично и 6 в группе. Эти сведения многократно оспаривались как в сторону увеличения числа сбитых самолетов противника (более сотни), так и в сторону их занижения. Так кто же прав?
Сослуживцы Александра Ивановича вспоминали, что нередко он записывал сбитых им «нацистских стервятников» на счет своих подчиненных, и общее число таких «подаренных побед» исчислялось примерно двумя десятками.
Кроме того, в отличие от практики люфтваффе, близкой по сути к известному анекдоту о том, что «джентльменам верят на слово», нашим истребителям засчитывали каждую победу только после ее достоверного подтверждения незаинтересованными свидетелями (главным образом наблюдателями с земли). Ведь за сбитый самолет полагалась немалая денежная премия! Так что не все одержанные победы шли нашим асам в зачет.
Сам Александр Иванович в беседе с наркомом иностранных дел Вячеславом Молотовым определил число своих личных побед так: «Примерно 90». Это, скорее всего, наиболее близкое к истине значение. Характер Покрышкина не позволил бы ему хвастливо приврать. В этом нет никаких сомнений.
Надо еще учитывать, что с 1944 года Александр Иванович занимал довольно высокие командные должности и не мог уже, как прежде, совершать вылеты столь же часто, как в начале войны. Иначе и официальный счет сбитых лично им самолётов был бы, наверное, гораздо большим. Ибо воевал он отчаянно смело.
Вот краткое описание одного боя. В 1943 году над городом Большой Токмак Запорожской области, во втором за день боевом вылете Покрышкин во главе четверки истребителей обнаружил группу «юнкерсов». Начав стремительную атаку, он в последний момент усомнился в том, что это бомбардировщики врага, обогнал их, и только разглядев на крыльях чёрные кресты, совершил резкий разворот полупетлёй и выстрелил из пушек в немецкого ведущего.
Бомбардировщик взорвался. «Аэрокобра» Покрышкина пролетела через облако взрыва, но осталась неповрежденной, зато другой немецкий самолет повредило осколками взорвавшегося. А Покрышкин снова разворачивается и атакует еще один самолет, который попытался спастись в крутом пике, но не смог сбежать от нашего аса. Это потрясающее «авиашоу» наблюдали сотни людей с земли.
Максимально же за один день Покрышкин сбил 7(!) вражеских самолетов. Это произошло в ходе двух его боевых вылетов над Кубанью 12 апреля 1943 года. Так воевать мог только поистине великий ас.
Почему же самые результативные истребители люфтваффе сбивали гораздо больше самолетов, чем наши прославленные летчики? Тому есть несколько объективных причин. Коротко разберем их на примере Эриха Хартмана. Он практически всегда занимался так называемой «свободной охотой», а значит, не был связан необходимостью прикрывать свои бомбардировщики, мосты, позиционные районы, а также решением других обременительных задач. Более того, он мог на свое усмотрение предпочесть выполнению полетного задания атаку на более ему удобные цели. Нашего летчика за такую самодеятельность, даже если бы он сбил несколько вражеских самолетов, ожидал неминуемый трибунал.
И еще нюанс. Уже после начала войны с СССР, несмотря на нехватку пилотов, Хартман два года учился. Учился до тех пор, пока полностью не прошел всю обширную программу подготовки. Наших же молодых летчиков часто в бой бросали после двух-трех месяцев обучения, с минимальным налетом. Они, конечно, не могли сразу составить достойную конкуренцию опытным летчикам люфтваффе.
При всем том в отношении числа побед к числу воздушных боев Хартман оказался хуже другого нашего прославленного аса — Ивана Кожедуба (352/825 и 64/120 соответственно)!
Что же касается Александра Ивановича Покрышкина, то он закончил войну всенародным любимцем и героем, но из-за своего независимого характера оказался в немилости у ревнивых к славе Василия Сталина, Павла Батицкого и Евгения Савицкого. Справедливость, однако, в конце концов восторжествовала: в 1972 году Покрышкину было присвоено звание маршала авиации!
Однако гораздо значимее всех высоких званий и наград то, что Покрышкин остался в памяти нашего народа настоящим человеком-легендой. В истории военной авиации гениев, внесших подобный вклад в теорию и практику воздушного боя, можно пересчитать по пальцам одной руки!