Сан-Стефано и Брест: день славы и позора

Сан-Стефано и Брест: день славы и позора

В военной отечественной истории на 3 марта пришлись два очень разных по последствиям события
Переговоры в Брест-Литовске.
© gfsis.org.ge
В военной отечественной истории на 3 марта пришлись два очень разных по последствиям события
' + '' + ' ' + ''+ ' Переговоры в Брест-Литовске.
10 марта 2023, 09:40
Реклама

3 марта — особая и неоднозначная дата в истории России. В этот день 145 лет назад «братушки»-болгары были избавлены от пятивекового турецкого ига, а Россия окончательно преодолела последствия поражения в Крымской войне. Нелегко доставшаяся победа вызвала великое ликование. Но через 40 лет, 3 марта 1918 года, в этот же день свершился акт унижения и позора — Брестский мир.

Даже В.И. Ленин, поддержавший подписание в Брест-Литовске мирного договора с кайзеровской Германией, называл его «похабным». Брестский мир перечеркнул всё, что было сделано за три с половиной года Первой мировой войны или, как называли ее в России, Второй Отечественной, обесценил огромные жертвы, которые Россия привнесла на алтарь общей победы, лишил ее плодов этой победы и предательски переместил нашу Отчизну из стана победителей в лагерь побежденных. Случилось это 105 лет назад.

В.И. Ульянов (Ленин).
© wikipedia.org
В.И. Ульянов (Ленин).

Два совершенно разных по своей сути и значению мирных договора были подписаны с промежутком в 40 лет в один и тот же день — 3 марта. Видимо, муза истории Клио тоже любит порою зло пошутить. Но не просто так, а для того, чтобы мы как можно лучше усвоили урок, который она таким образом преподает нам. «Армейский стандарт» попытается разгадать загадку Клио и понять, что же муза имела в виду, делая столь тонкий намек…

Спасти болгар от геноцида

Война с Османской империей 1877–1878 годов стала нелегким испытанием для России. К моменту вступления в войну реформирование и перевооружение армии были еще далеки от завершения, а воссоздание Черноморского флота фактически только началось. Непросто складывалась и внешнеполитическая обстановка. Так что же побудило императора Александра II объявить Турции войну в столь неблагоприятных для нашей страны условиях?

Император Александр II.
© Соцсети
Император Александр II.

Решение это во многом шло вразрез с первым из трех принципов внешней политики, сформулированных великим русским патриотом, дипломатом и канцлером Александром Горчаковым: русская кровь принадлежит России и никогда не должна проливаться во имя интересов других стран и народов. Но слишком уж сильно закипела эта самая русская кровь в благородном, хотя и иррациональном порыве, когда в 1876 году османы устроили жесточайший геноцид восставших против их владычества болгар.

В ходе расправ было изуверски убито больше 30 тысяч человек, две трети из которых являлись мирными жителями и участия в восстании не принимали. Особо зверствовали башибузуки (дословно — «сумасшедшие головы»). Эти представители иррегулярного войска, набираемые в основном из албанцев и некоторых народов азиатской части Османской империи, не способны были стойко сражаться с европейскими армиями, но зато в качестве свирепых палачей не имели себе равных.

Грабеж, насилие над женщинами и убийство детей были для них самым обычным делом и почитались едва ли не за доблесть. Казни православных болгарских священников совершались с особым цинизмом и поистине сатанинской жестокостью.

Александр Михайлович Горчаков (картина Йохана Кёлера).
© Соцсети
Александр Михайлович Горчаков (картина Йохана Кёлера).

Дикие методы подавления восстания единоверных славян всколыхнули всю Россию, не осталась равнодушной и европейская общественность. Открыто выступили против геноцида болгар такие знаменитости, как Чарльз Дарвин и Лев Толстой, Джузеппе Гарибальди и Федор Достоевский, Оскар Уайльд и Иван Тургенев. А Виктор Гюго, едко критикуя европейские правительства, в своей статье возмущался: «Подвергнут истреблению целый народ! Где? В Европе!»

Все это стало причиной резкого ультиматума, выдвинутого Россией Турции. В числе главных требований было предоставление Болгарии автономии. После отказа султана его выполнить, Александр II немедленно объявил Османской империи войну (24 апреля 1877 года).

Война эта оказалась для русской армии очень нелегкой. Турки, оснащенные европейским оружием, нередко оказывали хорошо организованное и очень сильное сопротивление. Преодолевать его порой приходилось только за счет мужества и героизма наших солдат, офицеров и генералов.

В истории той войны блестящее форсирование Дуная и изнурительная осада Плевны с несколькими ее штурмами, героическая оборона Баязета и непоколебимая стойкость защитников Шипки, потрясающий переход через Балканы и разгром турок у Шейново. Во всех эпизодах и эпопеях этой войны было совершено множество подвигов, позволивших России одержать очень важную для нее победу.

После выхода передовых русских отрядов к предместьям Константинополя турки запросили мира. Начавшиеся переговоры, однако, сильно затянулись из-за вмешательства Англии, грозившей вступить в войну на стороне Турции. Предварительные условия с установлением демаркационных линий между сторонами были подписаны 19 января 1878 года в Адрианополе. Но вскоре в пролив Дарданеллы вошла британская эскадра, а английское правительство потребовало у парламента денег для начала мобилизации.

Столь откровенно враждебные действия переполнили чашу терпения нашего императора. Русские войска перешли демаркационную линию и пригрозили занять Константинополь. Англичане сразу стали сговорчивее, отвели эскадру за 100 км от входа в Босфор и заключили с русской стороной соглашение.

Последовали еще некоторые дипломатические препирательства, но в конечном итоге Россия и Турция 3 марта (по новому стилю) 1878 года подписали в стамбульском предместье Сан-Стефано мирный договор. Главным его результатом стало возрождение независимого болгарского государства. Так, благодаря России, пятивековое османское иго навсегда ушло для болгар в прошлое.

Военные действия в ходе войны 1877-1878 гг. и изменение границ государств после её окончания.
© Соцсети
Военные действия в ходе войны 1877-1878 гг. и изменение границ государств после её окончания.

Помнят ли они о том, кому обязаны свободой? Народ, несомненно, помнит. Но уже через несколько лет после окончания той войны к власти в Болгарии прорвались неблагодарные мерзавцы. В обеих мировых войнах управляемая ими страна занимала сторону врагов России. Правда, болгарских солдат все же не рисковали заставлять воевать против русских «братушек». Слишком уж известной была народная поговорка: «Болгарский штык русского не колет!»

А сегодня во главе Болгарии вновь оказались бессовестные потомки рабов, освобожденных из-под турецкого гнета ценой многих тысяч русских жизней. Видимо, именно о таких говорил в 1878 году Омер-паша при сдаче генералу Иосифу Гурко: «Вы пролили столько русской крови ради этого подлого и неблагодарного народца! Не понимаю!» Да, мы знаем: «умом Россию не понять», но несмотря ни на что, мы в нее верим. И будем верить всегда!

«Похабный Брестский мир»

Первая мировая война стала трагедией для России. По прошествии столетия лишь изредка вспоминают, что ее начало народ встретил патриотическим и панславистским порывом. Защитить от австрийской агрессии братьев-сербов хотелось едва ли не каждому русскому человеку. Но когда война затянулась, порыв этот постепенно угас, а тяготы военного времени обострили все более и более нараставшие на протяжении многих предвоенных лет противоречия.

К сожалению, в сложнейший для России период конца XIX — начала ХХ веков правил ею человек не вполне пригодный к той роли, что была предначертана ему судьбой по праву рождения. Император Николай Александрович был примерным семьянином и далеко не самым плохим человеком, но эти качества никоим образом не делали из него по умолчанию еще и хорошего правителя одной шестой части земной суши.

Он допустил множество ошибок и просчетов в предшествовавшие Первой мировой войне годы. Совершил очень большую ошибку и в ходе войны, сам себя назначив Верховным Главнокомандующим русской Действующей армией 5 сентября 1915 года.

С одной стороны, этот шаг имел важное символическое значение в трудный период «великого отступления», но с другой — не обладавший серьезными военными знаниями монарх, отличавшийся к тому же редким упрямством, всерьез стал командовать войсками на фронтах. Им в значительной степени был упущен контроль за состоянием дел в тылу и в стране в целом. Николай Второй, конечно, не был ровней Петру Великому, везде и всюду успевавшему. Последний император России явно переоценил свои силы и, главное, способности.

Грянувшая Февральская революция 1917 года стала для него полной неожиданностью. Хуже того, застигнутый врасплох, он не проявил силы воли и не стал противиться наглости кучки заговорщиков, потребовавших от царя отречения от власти. А ведь возможности для борьбы тогда еще были.

Может быть, он просто устал от бремени власти и бесконечно возникающих перед ним трудностей? Как бы он поступил, зная, какая судьба ждет его и всю его семью? Ответы на эти вопросы Николай Александрович унес с собой, хотя с уверенностью можно утверждать, что в случае предвидения страшной расправы в Ипатьевском доме в Екатеринбурге вряд ли он в 1917 году был бы столь безвольным и сговорчивым…

Л.Д. Бронштейн (Троцкий).
© wikipedia.org
Л.Д. Бронштейн (Троцкий).

Февральская революция привела к власти Временное правительство, провозгласившее курс на «войну до победного конца» и заверившее в своей решимости вести такую войну союзников по Антанте. Однако выпущенного из бутылки «джина» народного недовольства загнать в нее обратно было уже невозможно. Армия на фронте стремительно разлагалась, а революционное брожение в стране все более усиливалось…

Итогом стала Октябрьская революция. Изначально большевики во главе с В.И. Лениным и Л.Д. Троцким всерьез рассчитывали на перерастание русской революции в мировую или, как говорил Троцкий — «перманентную», которая, по его убеждению, должна была охватить и все остальные воюющие страны.

Исходя из таких его взглядов, становится понятной линия, проводившаяся на начатых сепаратных переговорах с немцами. После того как страны Антанты отвергли предложенный большевиками «всеобщий демократический мир без аннексий и контрибуций», а затем Германия потребовала передать ей территории, уже де-факто оккупированные ею в ходе войны, Троцкий не придумал ничего лучшего, как выдвинуть формулу «ни мира, ни войны, а армию распустить».

Но германские солдаты идею «перманентной революции» не оценили и под командованием своих «эксплуаторов»-генералов быстро оккупировали всю Прибалтику, Белоруссию и Украину. Советскому правительству пришлось на этом фоне отказаться от «гениальной» формулы Лейбы Бронштейна (Льва Троцкого) и заключить с кайзеровской Германией «похабный (по выражению Ленина) мир».

Встреча немцами советской делегации на вокзале в Брест-Литовске.
© wikipedia.org
Встреча немцами советской делегации на вокзале в Брест-Литовске.

3 марта 1918 года в Брест-Литовске позорный для России договор был подписан. А через полгода капитулировала уже Германия, что позволило большевикам «похабный» Брестский мир аннулировать. Только вот проливы Босфор и Дарданеллы с прилегающими к их побережью землями, за которые Россия положила на фронте более двух миллионов человек убитыми, так ей и не достались…

Два договора, два мира

В один и тот же день 3 марта с разницей в 40 лет было заключено два мирных договора. Один из них даровал независимость целому славянскому народу и утвердил за Россией населенные преимущественно дружественными нам армянами закавказские области с городами Карс и Ардаган, порт Батум и утерянную по итогам Крымской войны Южную Бессарабию с дельтой Дуная.

Второй состав советской делегации в Брест-Литовске.
© wikipedia.org
Второй состав советской делегации в Брест-Литовске.

Второй мирный договор навсегда останется одной из позорнейших страниц нашей истории. Во имя бредовой космополитичной идеи «перманентной» мировой пролетарской революции Россия навсегда отказалась от вековой мечты выхода к берегам Средиземного моря, да еще и уступила врагу свои собственные огромные территории. А вскоре оказалась ввергнута в пучину братоубийственной гражданской войны, унесшей за четыре года многие миллионы жизней наших людей!

Разве требуется какая-то сложная и замысловатая сравнительная оценка этих двух мирных договоров? Вопрос — несомненно риторический. В одном случае война была доведена до победы. Усилия и жертвы оказались вознаграждены сполна, после чего народ почти четверть века наслаждался миром и покоем. В другом — война была прекращена ради «худого мира» из общеизвестной поговорки, а в результате началась еще более жестокая внутренняя война, за которой последовали долгие годы разрухи, голода и нищеты.

Территории России, отданные врагу в результате Брестского мира.
© Соцсети
Территории России, отданные врагу в результате Брестского мира.

Древние римляне говорили на этот счет: «горе побежденным». Нам нужна только победа.

Реклама
Реклама