От Сталинграда до Вены

От Сталинграда до Вены

Александр Аржавкин в годы Великой Отечественной войны удостоился трех флотоводческих орденов
Бронекатер проекта 1124 Дунайской флотилии.
© airbase.ru
Александр Аржавкин в годы Великой Отечественной войны удостоился трех флотоводческих орденов
' + '' + ' ' + ''+ ' Бронекатер проекта 1124 Дунайской флотилии.
21 апреля 2023, 11:50
Реклама

Флотоводческими орденами награждают за особые заслуги, и обычно это военные моряки в высоких воинских званиях. Тем уникальнее судьба фронтовика Александра Аржавкина, который, закончив Великую Отечественную войну капитаном 2 ранга, был удостоен трех таких наград — больше всех в Военно-морском флоте. Это ордена Нахимова 1-й и 2-й степеней и орден Ушакова 2-й степени.

На волжских рубежах

Великую Отечественную войну капитан-лейтенант Александр Аржавкин встретил, заканчивая второй курс Военно-морской академии. Состоялся досрочный выпуск. Он, конечно же, мечтал попасть на один из больших кораблей — у Аржавкина уже был опыт службы на Черноморском флоте командиром батареи на сторожевом корабле «Шторм» и помощником командира на эсминце «Быстрый». Но 32-летнего офицера в июле 1941 года направили на Волжскую военную флотилию командиром отряда, только что сформированного из катеров-тральщиков и бронекатеров. В его задачу входила поддержка войск Донского фронта.

Александр Фёдорович Аржавкин.
© wikipedia.org
Александр Фёдорович Аржавкин.

В разгар ожесточенных боев на волжских рубежах с июля 1942 года по май 1943-го Аржавкин командовал дивизионом тральщиков, находился на самых опасных участках, умело руководя подчиненными. На протяжении всего Сталинградского сражения моряки перевозили войска, грузы, обеспечивали высадку десантов, а также противоминную и противовоздушную оборону водных коммуникаций. Всего за время Сталинградской битвы флотилия выполнила более 1200 боевых стрельб, обеспечила проводку 113 караванов, отразила 122 воздушные атаки.

Руководивший героической обороной Сталинграда генерал-лейтенант Василий Чуйков отмечал, что без Волжской военной флотилии его 62-я армия погибла бы и не выполнила поставленную задачу.

В январе 1943 года Аржавкин был награжден орденом Красной Звезды, а в августе — орденом Отечественной войны 1-й степени. В наградном листе отмечалось: «…за период боевых действий на Сталинградском фронте показал себя исключительно смелым и инициативным командиром, воспитавшим десятки бесстрашных бойцов. Он смело отражал неоднократные атаки вражеских самолетов на сопровождаемые тральщиками суда. В районе Горный Балыклей под руководством Аржавкина спасено из затонувших барж свыше 500 минометов и огромное количество армейского обмундирования. Во время ожесточенных боев у Сталинграда Аржавкин руководил приданными бронекатерами, провел ряд огневых налетов на противника у деревни Томилино и перебрасывал через Волгу части Красной Армии, оказывал большую помощь наступающим частям…»

По стопам Александра Невского

В конце августа 1943 года закаленного в боях и проявившего себя офицера направили на Северо-Западный фронт, где на озере Ильмень он почти год командовал 25-м отдельным дивизионом. Фашисты создали там достаточно мощную группировку из 16 моторных шхун, оснащенных серьезным вооружением. По сути, они чувствовали себя хозяевами озера и оказывали активную поддержку своим наземным войскам.

Бронекатер перед выходом на боевое задание.
© airbase.ru
Бронекатер перед выходом на боевое задание.

Но уже в октябре дивизион капитана 3 ранга Аржавкина атаковал основную базу гитлеровцев в Устреке, после чего инициатива перешла к советским морякам. В январе 1944-го дивизион сформировал подразделения, которые вместе с пехотой Волховского фронта освобождали Новгород и близлежащие населенные пункты. За отличие в этих боях командир дивизиона был удостоен ордена Александра Невского.

Символично, что затем капитана 2 ранга Аржавкина направили воевать на Чудское озеро, где, как известно, Александр Невский одержал легендарную победу в Ледовом побоище. Путь был длинный: сначала бронекатера по Ладоге и Неве пришли в Ленинград, а оттуда уже по железной дороге в мае 1944 года их доставили на Чудское озеро.

В распоряжении Аржавкина было 11 бронекатеров, а у противника — в разы больше: 36 катеров и тральщиков плюс 20 быстроходных десантных барж. Однако это не помешало советским морякам одержать несколько убедительных побед. Так, ночью 13 июня два сторожевых катера Аржавкина столкнулись с пятью немецкими, которые уже предвкушали разгром только что появившегося на озере противника. Однако наши моряки опередили гитлеровцев: сами пошли в атаку и один катер потопили, а другой подожгли и затем отбуксировали в свою базу.

Бронекатера проектов 1124 и С-40 Дунайской флотилии.
© mil.ru
Бронекатера проектов 1124 и С-40 Дунайской флотилии.

Дивизион был преобразован в 25-ю отдельную бригаду речных кораблей, которая отличилась в ходе подготовки к Таллинской наступательной операции. Скрытно для врага моряки перевезли через пролив между Чудским и Псковским озерами свыше 1 тысячи артиллерийских орудий и до 4 тысяч автомашин, более 100 тысяч личного состава 2-й ударной армии.

За бои на Чудском озере капитана 2 ранга Аржавкина в августе наградили первым флотоводческим орденом — Нахимова 2-й степени, в октябре — орденом Красного Знамени.

У Имперского моста

С северо-западных рубежей опять на юг — в распоряжение командующего Дунайской флотилией контр-адмирала Сергея Горшкова. Аржавкин был назначен командиром 2-й бригады речных кораблей. Ей были приданы батальон и рота морской пехоты, а также батарея 122-мм гаубиц.

В декабре 1944 года бригада отличилась при взятии Вуковара в Хорватии. Ее бронекатера не только высадили полуторатысячный десант, но и активно поддерживали его в течение трех дней. За участие в этой операции с минимальными потерями Аржавкина наградили вторым орденом Красного Знамени.

Советские воины на Имперском мосту в Вене.
© Александр Устинов
Советские воины на Имперском мосту в Вене.

Отличились моряки 2-й бригады при взятии венгерского Эстергома, а в начале апреля — при штурме Братиславы. За эти бои капитана 2 ранга Аржавкина наградили вторым флотоводческим орденом — Ушакова 2-й степени. Бригада получила почетное наименование Братиславская.

6 апреля 1945 года командный пункт бригады располагался близ столицы Австрии Вены. Под огнем вражеской авиации и артиллерии моряки переправили с левого берега Дуная на правый свыше 100 тысяч личного состава 46-й армии генерал-лейтенанта Александра Петрушевского.

11 апреля была реализована разработанная Аржавкиным дерзкая операция по захвату в Вене Имперского моста, подготовленного к взрыву. Речь шла о единственно возможной переправе через Дунай — четыре остальных моста в городе гитлеровцы уже успели взорвать.

Десант в составе усиленной роты был с ходу высажен с катеров, а прикрытие осуществляли отряд из 5 бронекатеров и отряд кораблей артподдержки — 8 минных катеров. Высадку на две стороны моста произвели не ночью, а днем, что стало полной неожиданностью для противника, который даже не успел его взорвать. Двое суток враг пытался уничтожить десант, но тщетно — морские пехотинцы при поддержке 2-й бригады выстояли.

После взятия Вены 2-я бригада стала Краснознаменной, а на самого вновь отличившегося комбрига наградные документы ушли в Москву.

Третий — после Парада Победы

…24 июня 1945 года капитан 2 ранга Аржавкин участвовал в Параде Победы на Красной площади, а спустя четыре дня вышел указ о награждении его орденом Нахимова 1-й степени. За четыре года Великой Отечественной войны он удостоился восьми орденов, в том числе двух орденов Красного Знамени.

Приказ о награждении А. Аржавкина орденом Нахимова 2-й степени.
© mil.ru
Приказ о награждении А. Аржавкина орденом Нахимова 2-й степени.

В послевоенный период фронтовик находился во флотском строю вплоть до 1965 года. В запас контр-адмирал Александр Аржавкин уволился с должности заместителя командира Ленинградской военно-морской базы по тылу.

Несмотря на то что прошло почти 80 лет после завершения Великой Отечественной войны, и сегодня в Военно-морской академии и других вузах ВМФ изучают боевое наследие талантливого флотоводца. Умение Александра Федоровича найти нестандартное решение поставленной задачи, с максимальной эффективностью использовать имеющиеся средства, тщательно предусмотреть все нюансы при подготовке предстоящей операции — все это до сих пор служит примером для нынешних офицеров флота.

Реклама
Реклама