Чериньола, 1503. Пули против доспехов

Чериньола, 1503. Пули против доспехов

Сражение, ознаменовавшее революцию в военном деле
Гонсало Фернандес де Кордова и убитый в сражении Луи де Намюр (картина Федерико Мадрасо).
© wikipedia.org
Сражение, ознаменовавшее революцию в военном деле
' + '' + ' ' + ''+ ' Гонсало Фернандес де Кордова и убитый в сражении Луи де Намюр (картина Федерико Мадрасо).
10 мая 2023, 09:50
Реклама

Революции в военном деле случаются не так уж часто. Связаны они обычно не столько с применением новой тактики при старых средствах вооружения, сколько с кардинальным усовершенствованием оружия или появлением его новых видов. А уж использование этого оружия на поле боя влечет за собой и неизбежный пересмотр тактических канонов.

520 лет назад, 28 апреля 1503 года, возле итальянского городка Чериньола произошло сражение, заставившее европейских полководцев осознать факт наступления новой военной эпохи. «Армейский стандарт» напомнит о том событии военной истории.

Золотое время рыцарской конницы

Тяжелая рыцарская кавалерия почти безраздельно доминировала на полях сражений средневековой Европы. Были у нее, конечно, и большие конфузы. В битвах Столетней войны при Креси, Пуатье и Азенкуре сотни тысяч стрел английских лучников стали подлинным кошмаром для французских рыцарей, потерпевших сокрушительные поражения. Однако на заключительном этапе той же войны, в битве при Патэ, закованная в латы конница французов себя полностью реабилитировала, одним ударом рассеяв втрое превосходившие силы англичан, все так же полагавшихся на убойную силу длинных луков.

Английские лучники с длинными луками.
© moddb.com
Английские лучники с длинными луками.

Новым потрясением для рыцарей стал выход на большую арену европейских войн швейцарской пехоты. Вооруженные пиками и алебардами полудикие и полунищие горцы уверенно отражали наскоки тяжелой кавалерии благодаря дисциплине, стойкости и сомкнутому строю. В битвах при Грансоне, Муртене и Нанси они сокрушили сильную армию могущественного герцога Бургундии Карла Смелого. Но и после этого рыцарская конница оставалась фактором, с которым приходилось считаться любому полководцу.

Дело в том, что выпущенная даже из самого тугого лука стрела не пробивала кольчужные, ламинарные (пластинчатые) и тем паче сплошные панцирные доспехи так легко, как это ныне изображается в художественных фильмах ради получения эффектных кадров. Вывести из строя всадника в стальных латах можно было попаданием стрелы только в незащищенный или плохо защищенный участок тела. Например, в стыки и изгибы элементов «бронезащиты» в районе шеи или, как вариант, в прорезь для глаз шлема. Но вероятность такого удачного попадания была очень низкой. Чтобы хотя бы одна из стрел достигла цели, нужно было выпустить многие десятки.

Значительно лучше пробивал доспехи арбалет. По сведениям средневековых авторов, выпущенная из самого мощного арбалета стальная тяжелая стрела (болт) пробивала кольчугу с дистанции 150 метров, а панцирь — с 70, хотя, вполне возможно, это преувеличение.

Но по сравнению с луком арбалет очень долго перезаряжался, поэтому в приближающегося на всем скаку всадника арбалетчик должен был попасть с первого же выстрела. Это, естественно, не всегда получалось, тем более что сам стрелок тоже являлся целью для вражеских лучников и арбалетчиков.

Мощный средневековый арбалет.
© tumbex.com
Мощный средневековый арбалет.

Не стало непоправимой бедой для тяжелой конницы с закованными в латы всадниками даже появление полевой артиллерии. Атаковать батареи противника в лоб было, конечно же, неразумно, но на то она и кавалерия, чтобы уметь быстро маневрировать и заходить с флангов. Тем более что средневековая артиллерия не отличалась дальнобойностью, скорострельностью и маневренностью. Да и пушек было не так уж много. Но в 1503 году впервые случилось нечто иное…

«Презренные пули» и великолепные доспехи

После того как французы и испанцы совместно завоевали Неаполитанское королевство, испанский король Фердинанд II, к большому неудовольствию своего французского коллеги Людовика XII, сразу провозгласил себя королем Сицилии и Неаполя. Между бывшими союзниками вспыхнула война…

У небольшого итальянского города Чериньола армии сошлись в решающем сражении. На стороне французов был полуторный численный перевес (9000 бойцов против 6300), и, что весьма немаловажно, обеспечивали этот перевес 3500 швейцарских наемников, не знающих страха и не привыкших отступать.

Французский командующий герцог Луи де Намюр решил нанести главный удар в центре. В первую линию атакующих он поставил 650 закованных в броню кавалеристов и лично возглавил их. За ними выстроилось примерно столько же представителей легкой кавалерии, потом швейцарская пехота. Позади шли пешие французы с 26 пушками. В резерве герцог оставил 400 всадников.

Испанский Эль Гран капитан (Великий капитан) Гонсало де Кордова занял удобную оборонительную позицию на склоне пологого холма. Подъем по нему должен был замедлить темп атаки тяжелой кавалерии противника. В дополнение к этому испанский командующий приказал вырыть ров перед строем. За ним в четыре шеренги расположились аркебузиры (пехотинцы, вооруженные фитильными гладкоствольными дульнозарядными ружьями — аркебузами). Пока одна шеренга давала залп, три других перезаряжали ружья после выстрела, что позволяло вести почти непрерывный огонь.

Битва при Чериньоле (картина Christian Jеgou).
© Соцсети
Битва при Чериньоле (картина Christian Jеgou).

Аркебузиров прикрывала пехота, вооруженная холодным оружием (пиками, алебардами и мечами) и легкая кавалерия в составе 800 всадников. Тяжелую кавалерию де Кордова оставил позади, в резерве. Там же, выше по склону холма, он расположил 13 пушек, получивших возможность с такой позиции стрелять поверх голов своих солдат. Впрочем, ни испанские, ни французские пушки на ход сражения особо не повлияли…

Когда французская тяжелая кавалерия приблизилась к траншее, аркебузиры дали по ней дружный залп. Он привел к невиданному доселе опустошению в рядах закованных в броню всадников. В числе первых пал герцог де Намюр, сраженный сразу тремя пулями. Его тело быстро завалило другими трупами. А огонь аркебузиров не прекращался! По словам французов, «презренные пули» легко пробивали дорогие блестящие доспехи, оставляя в них лишь маленькие отверстия, из которых текла кровь убитых.

Среди атакующих воцарился хаос. Не выдержав одностороннего избиения, гордые прежде рыцари бросились наутек. Им на смену к позициям испанцев приближалась грозная швейцарская пехота. Ощетинившийся пиками строй надвигался медленно, но неумолимо. Неся огромные потери от залпов сотен аркебуз, швейцарцы смыкали быстро редеющие ряды и продолжали идти вперед. Но к решительному натиску они были уже не способны.

Контратака испанской пехоты и кавалерии окончательно решила исход этой битвы. Пешие и конные французы бросили все пушки и обратились в бегство. Организованно отступили только швейцарские наемники. Победа испанцев была полной и безоговорочной. Им досталось множество трофеев и великая слава. А Гонсало де Кордова навечно вписал свое имя в летопись истории и теории военного искусства.

Громкий залп аркебуз

Аркебузы достаточно широко применялись и до 1503 года. Но именно под Чериньолой впервые было использовано преимущество их массированного залпа. Важным обстоятельством явилось и то, что Гонсало де Кордова создал вдоль фронта полевое укрепление в виде рва, чем обеспечил устойчивость позиции аркебузиров, легко уязвимых для вооруженных холодным оружием противников в рукопашной схватке.

Аркебуза.
© hyyh.ru
Аркебуза.

После этой битвы стало ясно, что даже самый высококачественный стальной доспех не способен уберечь его обладателя от дешевой маленькой пули. Не стоит думать, конечно, будто богатые знатные воины от доспехов отказались вовсе. Ими защищали тела на протяжении еще долгого времени. Но тактика тяжелой кавалерии значительно изменилась. Идти в таранную лобовую атаку на строй пехоты стало опрометчиво и очень опасно. Полководцам пришлось вернуться к издревле присущим коннице охватам и фланговым ударам.

А с исторической точки зрения битва при Чериньоле возвестила время доминирования на полях европейских сражений испанской пехоты. Она пока еще не сменила в роли непобедимой силы пехоту швейцарскую. Произошло это позднее, в знаменитой битве при Павии (1525 год), завершившей период, в течение которого победы в сражениях европейских армий зависели от числа швейцарских наемников на той или иной стороне. Но сражение у Чериньолы показало, что швейцарцев можно побеждать.

Итак, можно констатировать, что 28 апреля 1503 года под Чериньолой победа в полевом сражении впервые была достигнута благодаря использованию ручного огнестрельного оружия. Это стало важной вехой на пути военно-технического прогресса.

Реклама
Реклама