Это уже не игрушка…
Название в этом конкретном случае обманчиво: воображение сразу же рисует образ богатыря Добрыни Никитича, и поэтому применительно к вооружению может показаться, что речь идет если не о танке, то хотя бы о могучей машине инженерных войск. Однако стоит напомнить: у былинного героя помимо силы и храбрости имелись и другие достоинства. По преданиям, он был «ловок, смышлен, повёрток». Вот это как раз о беспилотном летательном аппарате «Добрыня-2».
Типичный и узнаваемый
Двойка в названии говорит сама за себя — речь уже о второй модели «Добрыни». Хотя и без краткого упоминания о первой тоже не обойтись. Ведь изначально цель у задуманного проекта была пусть и вполне конкретная, но выглядела куда скромнее.
«Первый «Добрыня» — это была игрушка, но мы и говорили, что созданный беспилотный летательный аппарат предназначен для учебных целей, — поясняет генеральный директор Обуховского завода Михаил Подвязников. — Разработка оказалась очень удачной для обучения управлению беспилотными летательными аппаратами. Выпущено более тысячи штук».
Действительно, создавали «Добрыню» как полностью гражданский аппарат. Для конструкторов и производственников предприятия это был своего рода эксперимент — ранее беспилотниками здесь не занимались.
Находясь в роли догоняющих, велосипед не стали изобретать, а пошли по уже проторенному во всем мире пути — разработали типичный образец. Собственно, и упомянутая выше цель подразумевала такой сугубо прагматичный подход: именно на таком дроне новичкам лучше всего отрабатывать навыки управления, чтобы потом любой другой, на котором предстояло постоянно работать, был во многом схож с этим учебным.
Если конкретнее, то ориентировались на спортивные FPV-дроны. Так называют беспилотники, управляемые оператором по получаемой картинке — «First Person View», «вид от первого лица».
О конкретной модели речь не шла изначально — взяли некий симбиоз концепций и наработок по этому классу беспилотников. В результате за очень короткий срок создали свой аппарат «Добрыня» и в конце прошлого года запустили его в серийное производство.
Что немаловажно, в отличие от импортных беспилотников его «мозги» не нужно было «перепрошивать» для использования в России. Еще один плюс в таком сравнении: «Добрыню» нельзя удаленно заблокировать через прошивку.
По сути, речь идет о первом опыте масштабной локализации серийного производства FPV-дронов в России. И этот первый блин в любом случае не получился комом, что подтверждают характеристики. Так, высота полета — до 1500 метров. Дальность полета по точкам — 20 километров. Время работы на одной зарядке — до 17 минут, угол обзора — 120 градусов. И все это при весьма скромных размерах: габариты 250х250 мм, масса 280 граммов.
Летит дольше, видит лучше
Понятно, что специальная военная операция предъявила свои требования к беспилотникам, а потому задача по созданию адаптированного к ним «Добрыни-2» была поставлена практически сразу же после запуска первой разработки в серию. Есть спрос — будет и предложение.
«На первом аппарате отработали все наши «детские болезни», что позволило представить качественно иной беспилотный летательный аппарат, — говорит руководитель направления по беспилотной тематике Обуховского завода Егор Щербаков. — «Добрыня-2» более адаптирован для пользователя, комфортнее в эксплуатации».
Впрочем, куда важнее технические характеристики новинки. По словам Щербакова, «Добрыня-2» вдвое дольше своего предшественника может находиться в воздухе, и, соответственно, существенно возросло количество фиксированных точек на маршруте. На этом аппарате скорость уже до 120 км/ч — сбить его стало сложнее.
Теперь аппарат обладает цифровой камерой с 32-кратным зумом. Управляется «Добрыня-2» с пульта собственной разработки, который, по сути, взял на себя функции планшетного компьютера (то есть заменяет в комплекте покупные пульт и планшет).
С этого же пульта задается полетное задание — можно делать тонкие настройки дрона, переключать режимы управления. В частности, в процессе выполнения задачи оператор может отвлечься от управления, а потом вновь к нему вернуться — беспилотник самостоятельно идет по заданной программе. В том числе способен проходить по заданному маршруту «вслепую», вне зоны покрытия канала управления с использованием спутниковой информации. При этом значительно выросла помехозащищенность канала управления, где применяется программное шифрование.
Как и в «Добрыне», имеется и полный комплект для обучения: от первых шагов новичка до уверенного профессионального использования.
Сами можем!
Актуальный вопрос — перевод дрона на российские комплектующие и материалы. В отношении «Добрыни» и «Добрыни-2» процесс проходит поэтапно, но вполне уверенно — есть ощутимый результат движения в нужном направлении. Значительная часть комплектующих — не просто отечественные, но и изготавливаются на собственных производственных мощностях Обуховского завода. На стадии проектирования закладываются современные материалы: карбон, наполненные полимеры.
Активно используются аддитивные технологии, то есть речь о создании трехмерных объектов и сложных деталей путем послойного добавления того или иного материала. Что это дает? Прежде всего прочность и небольшой вес, что заметно повышает эксплуатационные характеристики. Первое впечатление о «хлипкости» миниатюрной конструкции обманчиво: она достаточно крепкая, чтобы выдержать даже сильный ветер — будет лететь по заданному маршруту, не отклоняясь от него.
Если говорить об импортозамещении, то начать стоит с того, что в «Добрыне-2» полностью свое программное обеспечение — нет никакой зависимости от IT-специалистов со стороны. Сами разработали канал управления и передачи видеотелеметрии.
Вместо импортных поставлены уже свои двигатели, выпускаемые здесь же на предприятии. Кстати, они стали более тихими, что тоже немаловажно для использования на передовой.
Собственной разработки полетный контроллер и контроллер двигателя, а также антенны, вычислители, устройство заряда. Все печатные платы и аккумуляторы производятся в России, печать — на 3D принтерах, созданных на родном предприятии. Отечественного производства рамы, аккумуляторы.
Пока еще есть проблема с элементной базой — резисторами, конденсаторами, которые либо не производятся у нас в стране, либо выпускаются в небольшом количестве. Но это тоже дело времени и ситуация отнюдь не критичная.
«Плюсы этого аппарата не в том, что он эксклюзивен и таких аппаратов больше нет, а в том, что он сильно локализован, производится в Санкт-Петербурге из отечественных компонентов, которые сейчас доступны на рынке, — итожит Егор Щербаков. — Теперь дело за теми, кто будет эксплуатировать наш беспилотник: техника не подведет, но ею надо умело управлять, грамотно использовать заложенные технические возможности».
Как сообщил Михаил Подвязников, к 1 июля предполагается выйти на производство 2–3 тысяч беспилотных летательных аппаратов «Добрыня-2». Они будут собираться уже по специальной документации, так как разработаны исключительно для использования в зоне специальной военной операции.
…Есть куда двигаться дальше по этому направлению? Безусловно — пределов совершенствованию нет. В частности, уже сегодня просматриваются определенные перспективы с точки зрения увеличения полезной нагрузки «Добрыни-2». Плюс конструкторами будут учитываться пожелания операторов дронов — окончательную и объективную оценку изделию дает только эксплуатация в наиболее сложных условиях. Спецоперация такие условия обеспечивает.