Отправка новобранцев в научные роты прошла на сборном пункте военного комиссариата города Москвы, что на Угрешской улице, во время призыва «Весна-2023». Попасть в научные роты не так просто: выносливость и сила должны быть на уровне с интеллектом и незаурядным мышлением. Ведь задача научных рот — продвигать оружие, военную технику и новые разработки, которые должны делать нашу армии сильнее.
Корреспондент «Армейского стандарта» побывал на «Угрешке» и узнал, как попадают в научные роты, а также — что мотивирует и вдохновляет будущих военных ученых.
— Становись! Равняйсь! Смирно! — раздается бас командующего на плацу сборного пункта.
Будущие солдаты научных рот — порядка 20 человек — четко, как кремлевские курсанты, выполняют команды. А затем, снова по команде, отправляются за вещевыми мешками, чтобы потом разъехаться по своим частям.
В этом году от Москвы и Московской области в научные роты будут отправлены порядка 50 призывников. Основная часть отправится в 5-ю научную роту Сухопутных войск. Она специализируется на научно-прикладных задачах в области программирования, автоматизации сбора и анализа данных, разработки систем помощи принятия решений, создания баз данных и 3D-моделирования.
Примерно такое же количество новобранцев отправятся на курорт, в Анапу. Но только не на пляжи Черного моря, а в военный инновационный технополис «Эра». Это целый наукоград, в котором разрабатывают и внедряют в производство все самые передовые идеи и прорывные технологии. Здесь молодые специалисты смогут испытать свои силы в робототехнике, технологиях искусственного интеллекта, информационной безопасности, нанотехнологиях, разработке оружия на новых физических принципах и т.д.
Еще семь человек отправятся в Санкт-Петербург, а именно — в Военную академию связи, Военный учебно-научный центр Военно-морского флота и Академию материально-технического обеспечения. Еще три человека займутся развитием средств радиоэлектронной борьбы, благодаря которым, к примеру, были посажены и обезврежены сотни вражеских беспилотников.
В научные роты попадают далеко не все желающие.
— Действительно, все новобранцы проходят жесткий отбор. Быстро бегать и отжиматься здесь — не самое главное. Нас больше всего интересуют уровень интеллекта и пытливый ум, — рассказал сотрудник сборного пункта.
При этом, добавляет он, кандидата в научные роты начинают приглядывать уже на втором курсе любого университета или института, где есть факультет информационной безопасности.
— То есть те же химики, лингвисты и полиглоты вас не интересуют?
— Никак нет!
Только после окончания университета выпускнику предлагают отдать долг Родине в научной роте. Новобранцев без высшего образования сюда не позовут.
На плацу своей отправки ждет молодой боец интеллектуального фронта с голубыми и очень умными глазами.
— Как вам армейские берцы? Не жарко для июля? — пытаюсь завести разговор с новобранцем.
— Никак нет. Самое то, очень удобные, кстати, — отвечает Владимир.
— А форма?
— И форма комфортная.
— Что-нибудь брали с собой?
— Взял по минимуму, что рекомендовали. Остальное все выдали и еще выдадут.
— А сухпаек уже пробовали?
— Никак нет!
На выдаче вещмешка действительно каждый боец отхватил огромную дорожную сумку защитного цвета с личными вещами и коробку с сухпайком. В дорожной сумке — форма, несессер, в котором есть все и даже больше (например, гигиеническая помада, которая, кстати, хорошо защищает губы от обветривания во время работы на полигонах), резиновые тапочки, полотенце, армейский ремень «как у бати». Армейский сухпаек, особенно для тех, кому он в новинку, — то еще гастрономическое удовольствие: несколько каш с мясом, джемы, шоколад, растворимый фруктовый напиток, паштет, плавленый сыр.
— Владимир, и все-таки как вы сюда попали?
— Очень просто, после окончания МГТУ имени Баумана. Закончил там факультет «Специальное машиностроение».
Мало того что известный институт, который славится своими сложными сессиями, так еще и факультет, где учатся будущие разработчики космических аппаратов и подводных лодок!
Кстати, тут же выясняется, что Владимир не понаслышке знает, что такое подводные лодки:
— Многие мои родственники, которые проживают в других городах, служили на флоте, в том числе на Северном.
— А конкретнее?
— На подводных лодках… Были также инженеры, которые работали на благо Родины, — красиво и профессионально ушел от секретной темы Владимир.
Сам же новобранец по специальности — инженер-конструктор, уже имеет опыт работы на предприятиях оборонно-промышленного комплекса. В научных ротах его деятельность будет связана с Сухопутными войсками.
— Моя основная тема — стрелковое оружие. У меня уже есть определенные мысли, которые я планирую развивать. Потому что и в своей дипломной работе у меня было нечто подобное, и навыки работы на 3D-принтере у меня есть, чтобы можно было потом попробовать сделать что-то материальное. Так что все будет! — заинтриговал Владимир.
— Не выдавая тайны, можете хотя бы намекнуть, что это?
— Задача — создать автомат более компактный, чтобы солдаты могли с ним работать в более ограниченных условиях.
При этом Владимир не исключает, что будет работать и с беспилотными летательными аппаратами.
— Беспилотники, в том числе квадрокоптеры, сегодня очень актуальны. И с ними у меня есть навыки работы, правда, вне учебы. Возможно, и с ними поработаем. Вообще, уезжаю с большой надеждой, что получится не только улучшить свои навыки, но и научиться новому и получить практический опыт.
— Сейчас время военное. Неясно, когда закончится СВО. Родители и девушка как отнеслись к вашему выбору?
— И девушка, и родители отнеслись нормально. А что касается СВО, то у меня много друзей-контрактников. И до службы в армии мы с друзьями собирали и отправляли помощь нашим бойцам. Можно сказать, я в теме. Если надо будет, пойду.
Как правило, в научные роты отправляют бойцов в возрасте от 22 до 27 лет — это как раз новобранцы, которые успели закончить высшие учебные заведения. Но попадаются и моложе. Вот Алексею — всего 21 год. И, по его словам, в научную роту он попал совершенно случайно. Но тем не менее собирается остаться в Военной академии материально-технического обеспечения и получить звание лейтенанта. Кстати, редко кто из отслуживших в научных ротах отказывается от возможности подобного карьерного роста.
— На втором курсе было разделение профилей — гражданский и военный. Поинтересовался у людей, поспрашивал — сказали, лучше идти на военный. Так и пошел.
— А что ты окончил и чем будешь заниматься?
— Я окончил Российский технологический университет (МИРЭА), направление — инновации, профиль — менеджмент в сфере систем вооружений на базовой кафедре 46-го центрального НИИ Министерства обороны России, — без запинки выдает сложный набор слов новобранец. — В будущем хочу продолжить дальнейшую разработку автоматизированной системы управления материального обеспечения.
— Слушай, это все очень интересно. Но мог бы ты по-простому рассказать, чем будешь заниматься?
— Грубо говоря, моя задача — убрать ручной труд и создать облачное хранилище данных или компьютерную программу, которая будет взаимодействовать со всеми предприятиями оборонно-промышленного комплекса.
Несмотря на то что диплом уже защищен на «пять», сами документы забрать Алексей не успел. Во время официального вручения диплома молодой человек уже будет в научной роте. Вот такой зигзаг удачи. Но бойца это, похоже, не сильно огорчает:
— Мне здесь пока все нравится, всем доволен и в предвкушении!