Российско-турецкие отношения трудно назвать стабильно хорошими. Достаточно вспомнить сбитый турками в 2015 году наш самолет Су-24 или убийство российского посла Андрея Карлова в Стамбуле в 2016 году. Тем не менее многие россияне все равно относятся к Турции как к доступному курорту и поставщику помидоров на российский рынок.
А ведь за пять веков противостояния Российской и Османской империй мы воевали 12 раз и только четыре раза выступали союзниками Турции. Причиной тому были и остаются многочисленные геополитические и экономические причины, усиливающиеся с возрождением в турецком истеблишменте имперских идей паносманизма, пантюркизма и панисламизма.
Антироссийская составляющая политики Анкары имеет несколько векторов противостояния по ряду основных направлений внешней политики Российской Федерации. Одно из этих направлений — отстаивание Россией своих интересов в причерноморском регионе. И тут легко увидеть, что Турция, изображая миролюбивое государство, делает все для осложнения развития России в этом регионе, вытеснения ее с постсоветских территорий и ослабления ее влияния в странах Южного Кавказа и Причерноморья.
Подтверждение тому — активизировавшаяся в 90-е годы поддержка сепаратистских движений Северного Кавказа, провоцирование второй Карабахской войны-2020, военная и политическая поддержка Азербайджана в этом конфликте. Всесторонняя, в том числе и военно-техническая, поддержка режима Зеленского на Украине также укладывается в эту канву, как и участие в антироссийской политике НАТО, членом которого Турция является.
Еще один политический вектор Анкары — открытая политика пантюркизма и заявления об объединении тюркских народов в имперский халифат на основе единого (родственного) тюркского языка и ислама. Для России это создает угрозу развития сепаратизма тюркских народов Северного Кавказа, Поволжья, Урала и Алтая, а также провоцирует межгосударственные противоречия и подрывает общее культурное и экономическое пространство России, стран Средней Азии и Закавказья.
Турция также прямо или косвенно противодействует России в продвижении ее политики на Ближнем Востоке в интересах урегулирования вооруженных конфликтов, а также ее стремлению помочь развивающимся странам Азии и Африки, которые борются с неоколониальной политикой Запада. Анкара активно и всесторонне поддерживает антиправительственные военизированные группировки туркоманов и других боевых отрядов «умеренной оппозиции» в северных и северо-западных территориях Сирии, оккупировала Идлиб и прилегающую территорию, выставив там блокпосты турецкой регулярной армии. Турецкие деятели не раз заявляли, что Россия мешает Турции в Сирии и Ливии.
Так что политика правящих кругов Турции во главе с президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом по отношению к России может оцениваться скорее как враждебная, нежели благоприятная, и имеет тенденцию к ухудшению.
Такими тревожными звоночками для нас стали, в частности, действия Турции по поддержке Украины и НАТО в борьбе с Россией; освобождение интернированных боевиков «Азова» (организация признана террористической и запрещена в РФ); строительство завода по производству беспилотников «Байрактар» на территории Украины; строительство двух корветов для ВМС Украины на турецких верфях; выступление в «зерновой сделке» против интересов России; требование убрать до 2025 года российский миротворческий контингент из Нагорного Карабаха.
Ну и в довершение всего — президент Эрдоган назвал Владимира Зеленского «дорогим другом» и пообещал военную помощь для ВСУ в виде поставок турецких 155-мм самоходных артиллерийских установок Т-155 «Фиртина».
Считаю, что эти вызовы национальной безопасности РФ требуют немедленных мер по их купированию самыми разными способами, в том числе и силовыми. Антироссийский маневр Турции может обострить и без того сложную военно-политическую обстановку на юго-западном стратегическом направлении, усложняя нашу специальную операцию в Сирии или провоцируя Карабахский конфликт.
Имея мощные вооруженные силы и выгодное геополитическое положение, Турция реально влияет на расклад сил в регионе и может оказывать негативное влияние на его развитие. ВМС Турции имеет численное превосходство над кораблями российского Черноморского флота почти в полтора раза.
Но при этом, с учетом устаревшего подводного флота Турции и возможности нанесения нами ударов противокорабельными ракетами наземного и воздушного базирования, абсолютное превосходство в средствах дальнего огневого поражения делает Россию для Турции очень неудобным противником. Исходя из этого, вероятно, турки войти в открытое противостояние с Российской Федерацией самостоятельно не осмелятся, но гадить не перестанут. Как и весь западный мир, они очень заинтересованы в ослаблении России, и им также выгодно опустошение украинских и других славянских территорий.
Острый конфликт интересов наблюдается в вопросе вывоза украинского зерна по морю после выхода России из Черноморской инициативы. Турция на транзите хорошо зарабатывает, а вот Россия вышла из соглашения.
В Киеве предложили странам НАТО обеспечить вывоз зерна и в случае опасности прикрыть суда с зерном своими боевыми кораблями. В Черном море достаточно кораблей НАТО, включая ВМС Турции, Болгарии, Румынии. При необходимости в рамках Конвенции Монтре в акваторию на 21 день с ротацией могут прибыть американские или британские боевые корабли общим водоизмещением до 45 тыс. тонн. Например, 4–5 боевых кораблей УРО (с управляемым ракетным оружием) типа эсминца «Арли Бёрк» или крейсера «Тикондерога». Мало не покажется.
В осложненных условиях судоходства и возможного противодействия со стороны российского флота и ВКС погрузка может осуществляться в устье Дуная, а выход в море возможен уже в территориальных водах Румынии. Также проводка груженых сухогрузов с зерном возможна вдоль береговой линии в 12-мильной зоне национальных вод стран НАТО, что сделает невозможным воспрещение их прохода без нарушения государственных границ этих стран.
Наиболее опасным участком для кораблей, участвующих в вывозе зерна из одесских портов, станет дистанция протяженностью более чем в 100 миль от Одессы до территориальных вод Румынии. На этом участке сухогрузы и корабли сопровождения НАТО могут поджидать самые непредсказуемые неприятности в виде морских мин, торпед подводных лодок, морских дронов-камикадзе, противокорабельных ракет и пр.
Командование СВО делает все правильно, разрушая инфраструктуру украинских портов, чтобы максимально осложнить механизированную погрузку зерна на корабли. Я бы назвал эти действия гуманитарной миссией по предотвращению очередного голодомора на Украине. А также операцией по воспрепятствованию поставок западного оружия в зону конфликта.
Подводя итог, считаю, Турция остается основным и самым вероятным противником России на юго-западном стратегическом направлении. Она будет и впредь вести антироссийскую политику, вытесняя нашу страну из районов традиционного присутствия, поддерживать террористический режим Зеленского, проводить свою экспансию и обеспечивать операции НАТО в районе Черноморского бассейна, южного Кавказа, Ближнего Востока и Центральной Азии.