80 лет назад, 21 августа 1943 года, Советом Народных Комиссаров СССР совместно с ЦК ВКП(б) было принято постановление №901 «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». Пункт 1(а) 10-го раздела этого документа предписал Наркомату обороны организовать «девять Суворовских военных училищ, типа старых кадетских корпусов, по 500 человек в каждом, всего 4500 человек, со сроком обучения 7 лет, с закрытым пансионом для воспитанников».
О том, кто был инициатором воссоздания системы специальных военных средних школ для подготовки будущих офицерских кадров, — статья «Армейского стандарта».
Чек на 225 миллионов золотых франков
В 1925 году на прием к советскому полпреду во Франции Леониду Красину явился потомственный аристократ, граф, бывший гвардеец-кавалергард и полковник царской армии Алексей Алексеевич Игнатьев. Обомлевшему от неожиданности большевистскому дипломату визитер вручил чек на сумму в 225 миллионов франков золотом, что примерно соответствует нынешним 10 миллиардам долларов США! На вопрос о том, что он хочет получить взамен, Игнатьев ответил: «Мне ничего не нужно, кроме паспорта гражданина СССР и возвращения на Родину. Хочу служить своему народу!»
Деньги, переданные графом советскому правительству, изначально лежали на государственном счете царской России в «Банк де Франс» и предназначались для закупки вооружений у западных союзников. Игнатьев был единственным человеком, полномочным распоряжаться ими. После выхода Советской России из Первой мировой войны появилось много желающих присвоить астрономическую сумму. Чтобы не допустить этого, Игнатьев перевел все средства на свой личный счет и решил сохранить их для России, независимо от того, какая власть в ней утвердится. Сам он несколько лет перебивался как мог, но ни копейки из государственных денег на себя не потратил!
Белая эмиграция подвергла графа обструкции. Мать, которую он с трудом смог перевезти в Париж, отказалась принимать его в своем доме, а родной брат даже попытался его застрелить. Но Алексей Игнатьев считал, что деньги, принадлежащие России, должны в нее вернуться. Он помнил завет своего отца, погибшего в 1906 году от пуль террориста-эсэра: «Никогда не предавай свой народ и всегда будь верен России».
Возрождая традиции
После визита к Красину Алексея Игнатьева приняли на службу в советское торгпредство в Париже. На Родину он окончательно вернулся только в 1937 году. Так как за 20 лет до этого Временное правительство произвело его в генерал-майоры, Игнатьеву присвоили примерно соответствующее звание комбриг и восстановили в армии. Опытнейший военный разведчик и дипломат, глубоко образованный и исключительно порядочный человек, «красный граф» многое сделал для возрождения в Рабоче-крестьянской Красной армии лучших традиций русской императорской армии.
Большой вклад он внес в улучшение системы обучения командного состава. Именно ему принадлежала инициатива восстановления в армии погон. Да и само «снятие анафемы» с понятия «офицер» случилось во многом благодаря неустанной деятельности Игнатьева. Нисколько не удивительно поэтому, что вопрос необходимости воссоздания в стране учебных заведений, подобных дореволюционным кадетским корпусам, был поднят именно им.
17 апреля 1943 года Игнатьев написал письмо лично Иосифу Сталину. В нем бывший воспитанник Владимирского Киевского кадетского корпуса указал, что «специфика военного ремесла требует привития к нему вкуса с детских лет, а недостаток дисциплинированности детей в домашней и школьной обстановке вызывает необходимость создать специальные военные средние школы для подготовки нравственно воспитанных и физически развитых будущих командиров Красной армии».
Свою идею он обосновывал «еще и стремлением оказать непосредственную и действенную помощь семьям павших в боях командиров, сыновьями которых и должны по преимуществу комплектоваться эти школы. Пример отца, отдавшего жизнь за Родину, представляет уже сам по себе достаточный стимул для воспитания ребенка и юноши…»
Игнатьев предложил в качестве эксперимента открыть одну такую школу в Москве. Но Сталин, высоко оценивший идею, пошел дальше. 21 августа 1943 года постановлением СНК Союза ССР и ЦК ВКП (б) №901 «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации» была предусмотрена организация девяти первых училищ по типу «старых кадетских корпусов». Они получили название «Суворовских». В том же году открылись два Суворовских училища для детей пограничников и сотрудников НКВД и первое Нахимовское военно-морское училище для будущих офицеров флота.
Так, по инициативе Алексея Игнатьева и с одобрения Иосифа Сталина в СССР была создана сеть Суворовских и Нахимовских училищ. Сегодня их в России больше двадцати, и все они играют важную роль в деле комплектования наших Вооруженных сил офицерскими кадрами.