Ожившие легенды
Трудно встретить среди россиян из числа представителей сильного пола тех, кто остался бы равнодушным при виде старой военной техники. Орудия, танки, автомобили, которые служили в нашей армии 50, 80, 90 лет назад, неизменно вызывают интерес на музейных площадках или в парадном строю. На образцы старых самолетов мы, к сожалению, можем полюбоваться куда реже. А уж летающие экземпляры таких крылатых ветеранов — по пальцам пересчитать.
Сегодняшний рассказ — о нескольких боевых машинах, участвовавших в Великой Отечественной и вновь поднявшихся в небо благодаря усилиям энтузиастов — поисковиков и реставраторов.
— Популярность воздушных фестивалей и выставок с участием образцов техники прошлых лет растет во всем мире, — рассказывает опытный авиационный реставратор Олег Лейко. — В нашей стране, например, насчитывается уже около полутора десятков ретросамолетов, восстановленных до летного состояния.
Как пояснил специалист, исходным материалом для возрождения ветерана служат обломки сбитых и упавших самолетов, которые обнаружены в разных уголках страны. Из фрагментов нескольких однотипных машин можно собрать комплект «железок», необходимых как детали и оригиналы для копирования при воссоздании ретросамолета.
Если речь идет об образце, которому предстоит вновь подниматься в воздух, то часть узлов и агрегатов, наиболее ответственные несущие конструкции обязательно изготавливают заново: безопасность полетов прежде всего!
Работа у авиареставраторов непростая. Приходится и с изуродованным, ржавым железом возиться, и чертежи для создания деталей-новоделов готовить, и на станках работать, и слесарем отличным быть…
Большинство из восстановленных крылатых ретромашин времен Великой Отечественной — знаменитые бипланы По-2 (У-2). Они использовались во время войны в качестве самолетов связи и ночных бомбардировщиков.
Кроме того, удалось «поставить на крыло» еще «ястребки» из семейства И-15 — истребители И-15бис, И-153. Они находились на вооружении советских ВВС накануне Великой Отечественной.
Истребитель И-153 «Чайка» — один из сотен выпускавшихся в конце 1930-х, но уже устаревших к началу боевых действий самолетов, на которых пришлось драться с асами люфтваффе нашим «сталинским соколам» в первые, самые суровые месяцы Великой Отечественной. Экземпляр, о котором идет речь, был восстановлен в середине 1990-х специалистами из Новосибирска.
Тогда по заказу организации из новозеландского города Ванака ими были воссозданы в своем первоначальном виде три «Чайки». При восстановлении этих ретросамолетов использовались некоторые детали и элементы старых истребителей И-153, сбитых в годы войны и обнаруженных впоследствии поисковиками.
Несколько лет спустя один из отреставрированных «сто пятьдесят третьих» вновь вернулся из Южного полушария на свою историческую родину. Эта «этажерка»-биплан имеет весьма примитивную по нынешним меркам конструкцию. Например, корпус его обтянут перкалем — тканью со специальной пропиткой. В общей сложности до 30% всех элементов данной «Чайки» — подлинные: капот, шасси, часть конструкций фюзеляжа и оперения...
Есть среди полностью доведенных до летного состояния экземпляр более совершенного собрата «Чаек» — «ишачка» И-16.
— Каждая летающая легенда восстанавливается по чьему-то заказу, — уточнил Лейко. — Например, пятеро энтузиастов со средствами объединились и решили отреставрировать боевой «кукурузник» По-2. Объясняя свое желание, один из них сказал: «На таком самолете еще дед мой в войну летал!» Для этой воссозданной до первоначального состояния крылатой ретромашины затем удалось оформить сертификат летной годности, и она, таким образом, получила официальное право подниматься в воздух. Этот По-2 даже принял как-то участие в авиашоу, проводившемся в Объединенных Арабских Эмиратах.
Несколько лет назад опытные реставраторы из Новосибирска смогли завершить долгую, очень непростую работу над воссозданием высотного истребителя-перехватчика МиГ-3. В основе этого экземпляра с бортовым номером «14» – детали и узлы самолета, на котором воевал под Москвой лейтенант Иван Крапивко.
«МиГ-3» входил в состав 28-го истребительного полка 6-го корпуса противовоздушной обороны Москвы. Советский «ястребок» был сбит 2 октября 1941 года во время выполнения очередного боевого задания. В тот день командир эскадрильи Еремеев отправился в полет вместе с молодыми летчиками Тюриным и Крапивко. Нашим МиГ-3 предстояло, выполняя роль фронтовых истребителей, прикрывать действия самолетов-штурмовиков в районе города Осташкова, что в Тверской области. Возвращаясь с задания, наши «миги» неожиданно встретились с самолетами противника — из облаков вынырнули шесть «Мессершмиттов».
В результате завязавшегося боя все три наши истребителя оказались подбиты. Машина, которую пилотировал Иван Крапивко, спикировала в болото, однако самому летчику при этом удалось спастись. Лейтенант, успевший до той поры сбить на своем «Миге» 6 вражеских самолетов, выпрыгнул с парашютом. Потом он воевал с гитлеровцами еще несколько месяцев и погиб летом 1942-го под Сталинградом.
Самолет Крапивко пролежал в тверской трясине вплоть до 2008 года, когда его смогли вытащить участники поискового отряда. В болотной почве металл сохранился очень неплохо, а потому именно этот экземпляр, доставленный авиареставраторам в Новосибирск, был выбран в качестве основы для реализации столь непростого технического проекта — восстановления истребителя времен Великой Отечественной войны МиГ-3 до летного состояния.
Для этой цели пригодились многие части конструкции — элементы центроплана, бронеспинка, шасси... Однако «родной» двигатель использовать на машине, предназначенной для полетов, не рискнули. Чтобы ветеран МиГ-3 мог надежно вести себя в воздухе, на него поставили подходящий по параметрам и размерам мотор «Аллисон». Данная замена отнюдь не противоречит военной хронологии: в первой половине 1940-х такие «движки» устанавливались на американские истребители времен Второй мировой — «Аэрокобра», «Мустанг». Потом изрядное количество выпущенных заводом новеньких «Аллисонов» отправили в законсервированном состоянии на хранение.
Справка «АС»
Истребители МиГ-3 выпускались в 1940–1943 годах. За это время было собрано 3178 таких крылатых машин. В мире сейчас существует лишь 7 комплектных истребителей МиГ-3, которые доведены до летного состояния или могут быть «поставлены на крыло».
Реставраторы смогли полностью восстановить в работоспособном виде и еще один МиГ-3, подбитый в годы войны. Этот самолет из 122-го истребительного авиаполка был сбит 15 августа 1942 года тоже в Тверской области, в разгар развернувшейся там Ржевско-Сычевской операции. Во время неожиданной атаки немецких «Мессеров» на нашу эскадрилью, защищавшую речные переправы в районе райцентра Зубцова, летчик — 22-летний лейтенант Юрий Алексеев — прикрыл своим самолетом от вражеской пулеметной очереди «Миг» командира эскадрильи и при этом погиб. Самолет летчика-героя почти 63 года пролежал в земле неподалеку от деревни Курьково, но в 2005-м его удалось найти, и после почти 5-летней упорной работы специалистов (им пришлось в том числе практически заново готовить чертежи старой машины, поскольку заводские были в свое время уничтожены) крылатый ветеран вновь поднялся в небо.
Там же, в Новосибирске, смогли восстановить в полностью комплектном состоянии (естественно, за исключением вооружения) легендарный штурмовик Ил-2, он уже несколько раз совершал демонстрационные полеты — в частности, на авиакосмическом салоне МАКС.
Справка «АС»
Ил-2 — самый массовый боевой самолет в мире. Такие уникальные по тем временам «летающие танки», защищенные броней, собирали на нескольких авиазаводах в СССР с 1941-го по 1945 год. В общей сложности было построено 36 тыс. 183 самолета.
Удалось узнать военную биографию вернувшегося в небо семь десятилетий спустя крылатого ветерана. Данный «Ил» входил в состав 46-го штурмового авиационного полка, сформированного весной 1942 года в составе ВВС Черноморского флота. С 15 марта 1943-го 46-й штурмовой авиаполк был передан Северному флоту и перебазирован на аэродром Ваенга-2 в Мурманской области. Позднее этот аэродром был переименован в Североморск-2, а поселок при аэродроме стал называться Сафоново-1.
В июне 1943 года летчики 46-го полка приступили к боевым вылетам на Севере. Помимо традиционных заданий — штурмовки наземных целей — «Илы» 46-го авиаполка участвовали также в атаках надводных вражеских объектов. Штурмовиками применялось в том числе и так называемое топмачтовое бомбометание. При этом способе используется свойство авиабомб рикошетировать от водной поверхности. 46-й штурмовой авиаполк сыграл важнейшую роль в массовом уничтожении немецких кораблей, совершающих каботажное плавание, то есть выполнявших рейсы в прибрежной зоне.
Ключевые события в судьбе ныне восстановленного Ил-2 произошли 25 ноября 1943 года. В тот день 16 штурмовиков 46-го полка совместно с группой пикирующих бомбардировщиков Пе-2 из других авиасоединений выполнили в сопровождении истребителей два боевых задания. Целью были вражеские аэродромы Хебугтен и Луостари. Однако из-за плохих метеоусловий в первом вылете штурмовикам пришлось наносить удар по запасной цели. При этом оказался сбит один из наших самолетов.
Позднее в тот же день, когда погода немного улучшилась, штурмовики 46-го штурмового авиаполка в сопровождении истребителей отправились наносить удар по аэродрому Луостари. В налете участвовал и Ил-2, пилотируемый Валентином Скопинцевым. Для младшего лейтенанта это был всего лишь третий боевой вылет, а для его стрелка Владимира Гумённого — второй.
Между тем задание оказалось не из простых. Гитлеровцы заметили советские штурмовики на подходе к цели и встретили их плотным зенитным огнем. Кроме того, неприятелем в воздух по тревоге были подняты не менее 25 истребителей Messerschmitt Bf.109. С ними завязался воздушный бой.
Согласно боевому донесению, в результате бомбоштурмового удара на аэродроме Луостари удалось уничтожить 10 самолетов противника. Кроме того, нашими «Илами» были подавлены 6 зенитных точек, а также вызвано 26 очагов пожара на наземных объектах. Непосредственно в воздушном бою штурмовики сбили 5 «Мессеров». Еще 8 вражеских самолетов завалили истребители сопровождения. Однако не обошлось без значительных потерь и среди советских летчиков: было потеряно 6 «Илов» и 5 истребителей.
В список одержанных во время этого налета наших побед внес весьма существенный вклад экипаж Валентина Скопинцева. Его Ил-2 уничтожил на земле два вражеских самолета, расстрелял в прах одну из точек немецкой зенитной обороны. А в воздушном бою стрелок Владимир Гумённый смог сбить Messerschmitt Bf.109. Однако их самолету тоже досталось, Ил-2 оказался сильно поврежден вражеским огнем.
Самое главное — пострадал двигатель. Скопинцев до последнего пытался дотянуть до своего аэродрома. Однако приблизительно в трех километрах от него мотор окончательно заглох. Пришлось идти на вынужденную. Здесь Скопинцеву улыбнулась удача: он смог посадить свой «Ил» на брюхо, воспользовавшись тем, что внизу — гладь замерзшего озера. Летчик при аварийной посадке не пострадал и вытащил из самолета раненного в бою бортстрелка. Оба они смогли в итоге добраться до своих. А вот штурмовик через некоторое время затонул: непрочный еще ноябрьский лед не выдержал тяжести и треснул под крылатой машиной.
Справка «АС»
За годы войны летчик-штурмовик Валентин Михайлович Скопинцев совершил 50 боевых вылетов на самолетах Ил-2. Офицер был награжден тремя орденами Красного Знамени и орденом Нахимова 2-й степени.
Много лет спустя сын ветерана войны, слышавший от отца рассказ о той вынужденной посадке на озерный лед, передал данную информацию поисковикам. Она их очень заинтересовала. Однако найти боевую машину получилось далеко не сразу — на это ушло почти полтора года. Лишь зимой 2011-го «Ил» удалось обнаружить лежащим на глубине около 20 метров в озере Кривое, находящемся неподалеку от поселка Сафоново-1. Штурмовик после этого смогли вытащить из-под воды.
Как оказалось, благодаря благоприятным условиям естественной консервации на илистом дне холодного северного водоема металлические конструкции самолета хорошо сохранились (а вот хвостовая часть штурмовика, выполненная из дерева, полностью сгнила). Это вселило надежду отреставрировать столь уникальную находку.
Ил-2 отправили из Мурманской области в Новосибирск, где к «реанимации» приступили специалисты из специализированного объединения, занимающегося восстановлением авиационной ретротехники. Работы заняли немало времени. В итоге удалось вернуть в кондиционное состояние и отремонтировать более половины сохранившихся металлических узлов, элементов и деталей штурмовика.
Причем на одной из частей корпуса реставраторы специально оставили не заделанной пробоину, полученную штурмовиком в его последнем ноябрьском бою 1942 года. Это — автограф войны, убедительное доказательство для всех, кто усомнится, что Ил-2 — настоящий, а не современная реплика.
В июле 2017-го возрожденный штурмовик с заводским номером 1872452 после почти 75-летнего пребывания под водой и на земле вновь поднялся в воздух. Уже вскоре после этого он принял участие в программе показательных полетов авиасалона МАКС. А спустя еще некоторое время крылатому ветерану довелось совершить то, о чем мечтали многие советские летчики в годы войны, — пролететь над Берлином: уникальный действующий ретросамолет был приглашен участвовать в устроенной немцами выставке ILA Berlin. Весь почти 2000-километровый путь Ил-2 проделал самостоятельно.
Штурмовик младшего лейтенанта В.Скопинцева стал вторым восстановленным до летного состояния Ил-2. Несколькими годами ранее там же, в Новосибирске, местные специалисты-авиареставраторы собрали, используя фрагменты двух найденных в Мурманской области «Илов», другой «летающий танк». Заказчиком выступил зарубежный музей авиации, поэтому тот самолет в итоге уехал за границу.
Но теперь у нас в стране тоже есть свой такой уникум — летающий экземпляр легендарного Ил-2. Вероятно, вскоре у него может появиться и «коллега». Еще одним ильюшинским «крылатым танком» занимаются специалисты на Нижегородчине.