Ставучаны

Ставучаны

Беспримерный образец победы с минимальными потерями
Осада Очакова 1737 (гравюра XVIII века).
© wikipedia.org
Беспримерный образец победы с минимальными потерями
' + '' + ' ' + ''+ ' Осада Очакова 1737 (гравюра XVIII века).
22 сентября 2023, 09:37
Реклама

В мае этого года на виртуальных страницах «Армейского стандарта» была опубликована статья, посвященная юбилею Бурхарда Христофора Миниха. Наряду с прочими славными делами фельдмаршала в ней упоминалось и о его победе над турками при Ставучанах. Расскажем об этом событии более подробно.

О причинах войны 1735–1739 годов

В мае 1735 года Россия безвозмездно вернула Персии все отвоеванные у нее Петром I прикаспийские области, включая Дербент. Это вызвало негативную реакцию Османской империи, извечной соперницы Персидской монархии, с которой турки уже пять лет вели очередную войну.

Карта Русско-турецкой войны 1735 -1739 годов.
© Соцсети
Карта Русско-турецкой войны 1735 -1739 годов.

Турецкий султан Махмуд I немедленно объявил себя покровителем всех мусульман Кавказа. Покровительство это понималось османами довольно своеобразно. Оно заключалось в предложении народам Кабарды, Чечни и Дагестана признать над собой власть вассала султана — крымского хана Каплан Гирея I.

Действия турецкого монарха грубо нарушили условия Константинопольского договора 1724 года. Предложение России решить конфликт мирным путем турки проигнорировали. Тогда правительство императрицы Анны Иоанновны объявило Османской империи войну, ставшую логическим продолжением стратегического курса Петра Великого на выход к черноморским берегам.

Русские победы и австрийская беззубость

Кампания 1735 года оказалась безрезультатной, зато в 1736 году армия под командованием Миниха штурмом взяла Перекоп и вошла в Крым. Татары не рисковали вступать в открытое сражение и прибегли к тактике «выжженной земли». Среди русских солдат началась эпидемия, но Миних все же овладел Бахчисараем и Гёзлёвом (Евпаторией), сжег эти города вместе с множеством селений дотла, после чего вернулся с армией в причерноморские степи. Там генерал Михаил Леонтьев уже овладел крепостью Кинбурн, а фельдмаршал Петр Ласси после полуторамесячной осады взял Азов.

Махмуд I (портрет Жана Батиста Ванмура).
© wikipedia.org
Махмуд I (портрет Жана Батиста Ванмура).

Успехи русских войск возбудили у Австрии аппетит к балканским владениям турок. К тому же Миних в 1937 году осадил Очаков. Почти одновременно со взятием штурмом этой сильной крепости и повторным вторжением в Крым русской армии под командованием Ласси австрийцы вступили в войну на стороне России. Действия их, однако, были в целом крайне неудачны. Это особенно проявилось в кампании 1738 года, когда русские войска из-за новой вспышки в Причерноморье эпидемии чумы не могли активными действиями поддержать союзников.

А в июле 1739 года в генеральном сражении при Гроцке (возле Белграда) 40-тысячная австрийская армия была разбита 80-тысячным войском османов и отступила в Белград, который турки сразу же осадили. Это привело к скорому подписанию сепаратного мирного договора Османской империи. Австрия из-за беззубости своих полководцев не только не сумела откусить кусок от турецкого пирога, но и лишилась по условиям мира весьма значительных территорий.

Уроки принца Евгения

Бездарность австрийских военачальников заставила Венский двор предаться тоскливым воспоминаниям о славных победах над полчищами турок принца Евгения Савойского. Никого хотя бы отдаленно напоминающего их великого генералиссимуса в этот раз в рядах австрийских генералов не нашлось. Зато русскую армию возглавлял полководец, хоть и не хватавший с неба звезд, но твёрдо усвоивший уроки принца Евгения о том, как надо воевать с османами. Этим человеком был Бурхард Миних.

Собственно говоря, ничего революционного, сопоставимого с мобильным дивизионным каре Петра Румянцева или стремительностью передвижений и непрерывностью наносимых ударов Александра Суворова, в тактике Евгения Савойского не было. Он обременял армию громоздкими обозами, строил ее в одно огромное, окруженное тяжелыми «рогатками» каре и одерживал над турками победы, переходя от обороны к медленному движению вперед этой живой крепости, поражающей противника дружными ружейными залпами.

Миних, будучи в ту пору его подчиненным, понял главное: страшные в своем первом яростном натиске турецкие и татарские всадники, равно как и пешие янычары, пасуют, получив достойный отпор! Главное — не поддаться панике из-за их численности, вести оборону стойко и хладнокровно, организованно вести залповый огонь, а после того, как воинственный пыл врага поугаснет, наступать с непреклонной решимостью, медленно, но неотвратимо.

Такая тактика предполагала дисциплину и мужество рядовых солдат, но с этими качествами в русской армии проблем не наблюдалось. И ставший теперь российским фельдмаршалом Миних прекрасно воплощал тактику принца Евгения на полях сражений Русско-турецкой войны. Особенно это проявилось в знаменитой битве при Ставучанах…

«На неприятеля в его лагерь напасть»

Перед началом кампании 1739 года Миних получил давно требуемые им подкрепления. Двинувшись во владения османов через польские земли, он располагал армией численностью в 61 тысячу бойцов с 250 пушками, из которых 155 были осадными. Дело в том, что целью похода была крепость Хотин, оплот турецкого владычества на севере Молдавии. Забегая немного вперед, отметим, что значительную часть от общего числа солдат составляли обозные и нестроевые, еще около трех тысяч болело, так что в сражении смогли принять участие только 48 тысяч человек.

Граф Б. К. Миних (портрет Г. Бухгольца).
© wikipedia.org
Граф Б. К. Миних (портрет Г. Бухгольца).

Турецкий командующий Вели-паша знал о русском наступлении и решил позволить Миниху углубиться в турецкие владения с тем, чтобы окружить нашу армию превосходящими силами. У него в подчинении было примерно 20 тысяч янычар, примерно столько же турецких всадников и не менее 40 тысяч крымских татар во главе с их ханом Каплан Гиреем.

У селения Ставучаны, на пути русской армии к Хотину, Вели-паша приказал укрепить позиции и разместить на них 11 батарей, в общей сложности 60 пушек и мортир. Оборонять эту линию укреплений должны были янычары. А всю огромную массу турецкой и татарской конницы он направил в обход, чтобы она окружила русское войско и отрезала ему пути к отступлению.

Вечером 27 августа (по новому стилю) армия Миниха достигла течения реки Шуланец и стала лагерем на ее берегу. Здесь нашему главнокомандующему открылась вся невыгодность и уязвимость занятой позиции. Фактически его армия оказалась в окружении. С тыла и флангов над ней нависала вражеская конница, а впереди стояли янычары, укрепившиеся на гористых местах. Единственное слабое место находилось на левом фланге турок, там, где они толком не успели окопаться.

Взвесив все за и против и учитывая настроение солдат, которые, как он доносил после сражения, «показывали почти неслыханную к баталии охоту и весьма желали, чтобы к неприятелю как наискорее приблизиться», Миних принял решение не отсиживаться в обороне, а сразу же «на неприятеля в его лагерь напасть».

Медленно, но неотвратимо

На рассвете 28 августа 1739 года небольшая часть русской армии, изображавшая авангард, переправилась через реку напротив правого фланга турок и, став в двух верстах от противника, завязала артиллерийскую перестрелку с ним. Вели-паша долго не реагировал на этот маневр, но потом всё же поверил в то, что русские собираются атаковать его правый фланг и стал стягивать туда силы.

Добившись нужного результата, Миних двинул главные силы армии вдоль реки к вражескому левому флангу. Демонстрационный отряд переправился через реку обратно и тоже двинулся вслед за остальными. Вели-паша решил, что русские отступают и даже отправил в Хотин известие о победе, но вскоре он осознал свою ошибку.

Переправившись через реку напротив левого фланга турок, русская армия построилась в одно огромное каре и медленно двинулась вперед. Попытки турецкой конницы и янычар контратаковать наталкивались на выставленные «рогатки» и пресекались ружейно-пушечными залпами. Каре неотвратимо надвигалось на врага! Турки вскоре не выдержали психического напряжения.

«Рогатки».
© wikipedia.org
«Рогатки».

Вели-паша приказал поджечь лагерь и отступать к Хотину. Но это отступление быстро превратилось в беспорядочное бегство. Огромная масса турок и татар разделилась на части и рассеялась в разные стороны. На поле боя осталось около тысячи убитых врагов. Русские потери в этот день исчислялись всего 13 убитыми и 54 ранеными. Ни одна крупная победа не стоила нашей армии меньше!

Занимательные факты

После одержанной под Ставучанами победы Миних осадил Хотин. Крепость не имела шансов на успешную оборону, поэтому уже 30 августа сдалась. Её комендантом был Колчак-паша, принявший ислам серб или хорват. Узнав, что султан объявил его виновным в сдаче Хотина, Колчак-паша перешел на русскую службу. Адмирал А.В.Колчак приходился ему прапраправнуком…

А еще в битве при Ставучанах принял участие в составе русской армии не кто иной, как сам Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен! Это реальный факт. Ну а, несомненно, «правдивый» рассказ о полете в разведку на пушечном ядре, относящийся именно к этому сражению, оставим на совести шутника-барона.

Реклама
Реклама