Три «Александра Третьих»

Три «Александра Третьих»

Корабельные тезки и их военно-морские судьбы
Броненосцы типа «Бородино».
© wikipedia.org
Корабельные тезки и их военно-морские судьбы
' + '' + ' ' + ''+ ' Броненосцы типа «Бородино».
15 октября 2024, 09:03
Реклама

Недавно очень серьезное пополнение получил Тихоокеанский флот. В конце сентября в его состав были включены сразу две новейшие атомные субмарины, одна из которых — «Император Александр III». Нынешний подводный «стратег» — уже третий российский боевой корабль с таким названием.

«Крестным» этого ракетоносца стал нынешний помощник Президента РФ Владимир Мединский. В 2015 году он, тогда занимавший пост министра культуры, присутствовал при закладке нового корабля и выступил с речью, в которой подчеркнул, что присвоение подводному крейсеру имени предпоследнего российского самодержца является свидетельством преемственности истории Российской империи и Российской Федерации.

Постройка «Александра III» и его «собрата», атомной подлодки «Красноярск», завершилась в Северодвинске к концу прошлого года. 11 декабря эти субмарины были включены в состав Военно-морского флота РФ, и на них подняли Андреевские флаги. В торжественной церемонии принял участие президент страны Владимир Путин. После этого оба новичка совершили непростой арктический переход к месту постоянного базирования — на базу Тихоокеанского флота в Вилючинске.

Справка «АС»

К-554 «Император Александр III» — атомная подводная лодка стратегического назначения, относящаяся к 4-му поколению. Она стала седьмым кораблем проекта 955 «Борей» и четвертым, построенным по модернизированному проекту «Борей-А». Главное вооружение подлодок данного типа — баллистические ракеты «Булава». Кроме того, такие субмарины имеют 6 торпедных аппаратов.

Атомная подводная лодка (АПЛ) «Император Александр III» является «внучкой» боевого корабля Российского императорского флота — эскадренного броненосца с героической, но очень трагичной судьбой.

АПЛ «Император Александр Третий».
© wikipedia.org
АПЛ «Император Александр Третий».

Первый среди равных

Такое имя получил на рубеже ХХ века один из представителей новейшей тогда серии отечественных эскадренных броненосцев. Она уникальна для флота Российской империи — самая большая по численности. В 1901–1903 годах на воду было спущено 5 почти неотличимых внешне кораблей: «Бородино», «Император Александр III», «Князь Суворов», «Орел» и «Слава». До и после этого максимальный «тираж» одинаковых по конструкции русских броненосцев, а затем линкоров составлял три экземпляра.

Справка «АС»

Помимо четырех одинаковых новейших бронированных кораблей, в морских сражениях Русско-японской войны приняли участие броненосцы еще нескольких серий. Непосредственные предшественники этих «дебютантов» — «Петропавловск», «Полтава» и «Севастополь», спущенные на воду в середине 1890-х годов. Броненосцы «Пересвет», «Ослябя» и «Победа», предназначенные для крейсерских действий в океане. Броненосцы береговой обороны «Адмирал Сенявин», «Адмирал Ушаков» и «Генерал-адмирал Апраксин». А вот эскадренный броненосец «Император Николай I» отправили на Дальний Восток, разлучив с его «двойником» — броненосцем «Император Александр II».

Специалисты в области морской истории чаще всего называют пятерых «близнецов» броненосцами типа «Бородино». Однако справедливо было бы использовать более громоздкую формулировку — «типа «Император Александр III». Ведь именно этот корабль заложили на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге раньше остальных, он первым оказался спущен на воду и вступил в строй, пройдя весь комплекс испытаний.

Летом 1904-го, в разгар войны с японцами, прошло совещание под руководством императора Николая II. По результатам его приняли решение послать на Дальний Восток с Балтики большую эскадру для пополнения нашего флота на Тихом океане, который не мог силами находившейся там и уже сильно поредевшей 1-й эскадры противостоять многочисленным вражеским боевым кораблям. Такое подкрепление должно было помочь переломить ситуацию в противостоянии с японцами на море и, значит, способствовать достижению общей победы в войне с этим островным государством.

Главной ударной силой уходившей в далекий путь русской армады под командованием вице-адмирала Зиновия Рожественского стали четыре новейших броненосца (пятый корабль серии, «Слава», к моменту отправки балтийских сил для участия в войне против Японии еще не был достроен). Однако за исключением «Александра» три его «собрата» вынуждены были отправиться на морской театр военных действий, так и не успев полностью выполнить положенную регламентом проверку и доводку всех систем. Это впоследствии, в ходе знаменитого Цусимского сражения, дало свои печальные результаты.

Справка «АС»

Каждый из броненосцев типа «Бородино» имел проектное водоизмещение 13 516 тонн, мог развивать скорость до 18 узлов. Вооружение состояло из четырех орудий калибра 12 дюймов, двенадцати 6-дюймовых орудий, сорока двух орудий более мелкого калибра и четырех минных аппаратов.

Броненосец «Император Александр Третий».
© wikipedia.org
Броненосец «Император Александр Третий».

Эскадра Рожественского совершила по тем временам почти невозможное. Главные ее силы преодолели более 18 тыс. миль через три океана, причем на столь длинном пути не имелось ни одной российской базы. Так что броненосцам и крейсерам приходилось пополнять запасы угля прямо в открытом море, перегружая его со специально зафрахтованных судов-«угольщиков». Кроме того, для обеспечения автономности эскадры в ее состав вынуждены были включить, помимо нескольких транспортов, на которых имелись необходимые в многомесячном плавании запасы, также судно-мастерскую, пару буксиров, госпитальные суда. Все это «тыловое хозяйство» оказалось серьезной помехой непосредственно во время сражения.

Еще один важный момент, который повлиял на боеспособность новейших российских броненосцев, тоже связан с необходимостью совершить сверхдальний рейд. Корабли Рожественского по его приказу были основательно нагружены. На них имелись значительные сверхнормативные запасы не только топлива, но и пресной воды (для питания паровых котлов), смазочных материалов… В результате возник очень большой дополнительный вес — на новых броненосцах он достигал 1700 тонн — свыше 10% от проектного водоизмещения. Из-за этого увеличилась осадка, ухудшились скоростные характеристики и маневренность.

Как известно, Цусимское сражение — одна из самых крупных морских битв за всю историю человечества. И едва ли не самая трагическая в биографии российского флота. Эскадра Рожественского потерпела поражение, лишившись десятков кораблей и не сумев при этом нанести адекватный урон японцам (хотя три вражеских броненосца и броненосных крейсера получили все же очень серьезные повреждения и потом долго находились на ремонте).

Причин такой неудачи специалисты назвали немало. Однако в этом списке уж точно нет упоминания о недостойном поведении в бою русских моряков. Наоборот, во всех свидетельствах упоминается, что наши матросы и офицеры вели себя героически и не щадили жизни, сражаясь с противником. Среди самых отважных оказался экипаж «Александра III» — броненосца, который успел прослужить под Андреевским флагом лишь меньше года.

Следует отметить, что события из столь короткой истории существования этого броненосца тесно переплетаются с эпизодами, относящимися к биографии долгожителя отечественного флота — знаменитого «крейсера революции» «Аврора».

Торжественная закладка «Императора Александра III», которую почтил своим присутствием царь Николай II, состоялась в Санкт-Петербурге 11 (24-го по новому стилю) мая 1900 года. И в тот же день произошла еще одна важная для российских военно-морских сил церемония: на соседней верфи спустили на воду (тоже в присутствии государя) крейсер 1 ранга «Аврора».

Спустя 5 лет оба корабля приняли участие в Цусимском сражении. Но «Авроре» тогда повезло — она оказалась в числе немногих кораблей 2-й Тихоокеанской эскадры, которые уцелели после этой грандиозной морской «мясорубки». А вот «Александр» погиб. Он подвергся сильнейшему артиллерийскому обстрелу со стороны неприятеля и из-за полученных тяжелых повреждений пошел ко дну. При этом так уж случилось, что именно «Император Александр III» внес самый большую долю в список жертв Цусимы: среди почти 5000 погибших моряков эскадры Рожественского более 850 из команды «Александра».

Героический «гвардеец»

Согласно штатному расписанию, на «Александре III» служили 30 офицеров и 837 матросов. По распоряжению государя Николая Александровича новейший броненосец, названный в честь его отца-монарха, был укомплектован чинами гвардейского экипажа, то есть службу там несла элита отечественного флота, а командовал стальным гигантом капитан 1 ранга Николай Михайлович Бухвостов — потомок одного из самых первых российских солдат-гвардейцев, служивший во времена Петра Великого. И в бою эти моряки не посрамили своего высокого звания.

Сохранились свидетельства очевидцев, что накануне отправки эскадры на Дальний Восток Н.М.Бухвостов во время торжественного застолья по такому случаю произнес фразу, оказавшуюся пророческой: «Мы все умрем, но не сдадимся!» Действительно, «Александр III» оказался единственным из крупных кораблей российской эскадры, который погиб со всем экипажем.

Командир броненосца капитан 1 ранга Николай Михайлович Бухвостов.
© wikipedia.org
Командир броненосца капитан 1 ранга Николай Михайлович Бухвостов.

В Цусимской «битве корабельной артиллерии» на долю этого бронированного исполина выпало немало тяжелых испытаний. Будучи вторым мателотом в строю головного отряда, «Александр» уже вскоре после начала сражения заменил вышедший из строя в результате попаданий многочисленных снарядов и объятый пламенем флагман «Суворов». Теперь 2-ю Тихоокеанскую вел вперед гвардейский корабль.

Именно на нем сосредоточили огонь японские главные силы. В «Александра» неслась лавина снарядов. Что происходило среди бесконечных взрывов вражеской шимозы на броненосце, кто управлял им, а значит, и определял действия всей русской эскадры, мы уже никогда не узнаем. Судя по свидетельствам моряков с других наших кораблей, можно констатировать только, что «Александр III» неоднократно совершал маневры, пытаясь в том числе прикрыть от новых ударов неприятельской артиллерии беспомощный флагман, а потом сумел на какое-то время вывести эскадру из-под огня японцев.

«С именем этого броненосца навсегда останутся связанными наиболее жуткие воспоминания об ужасах Цусимы… Он, приняв на себя всю тяжесть артиллерийского удара, ценою своей гибели спасал остальные наши суда… В шесть часов (вечера), сильно накренившись, он вышел из строя. Вид у него в это время был ужасный. С массою пробоин в бортах, с разрушенными верхними надстройками, он весь окутался черным дымом. Из проломов, из кучи разбитых частей вырывались фонтаны огня… Достаточно было ему подвергнуться еще нескольким ударам крупнокалиберных снарядов, чтобы окончательно лишиться последних сил… Он выкатился влево. Очевидно, у него испортился рулевой привод, руль остался положенным на борт. От циркуляции получился сильный крен. Вода, разливаясь внутри броненосца, хлынула к накренившемуся борту, и сразу все было кончено…»

А. Новиков-Прибой. «Цусима»

Сильной стороной броненосцев проекта «Бородино» было характерное расположение артиллерии главного калибра в двухорудийных башнях, позволявшее вести интенсивную стрельбу при атаке противника строем фронта (для этого могли быть задействованы два 12-дюймовых и восемь 6-дюймовых орудий). Однако при Цусиме адмирал Рожественский упустил представившийся ему удобный момент в начале сражения, чтобы перестроить свой 1-й броненосный отряд соответствующим образом и ударить по неприятельским кораблям.

Японцы впоследствии высоко оценили конструкцию новых русских броненосных кораблей, их живучесть. При тщательном изучении оставшегося на плаву после окончания Цусимского сражения представителя этой серии, «Орла», в его бортах и надстройках нашли следы попаданий свыше 70 снарядов, основная часть из которых — большого и среднего калибра. Специалисты из Страны восходящего солнца признавали, что их броненосцы при подобных повреждениях наверняка пошли бы ко дну.

«Воля» «Императора»

Спустя десятилетие в российском флоте появился еще один корабль, которому присвоили имя императора Александра III. Линкор-дредноут с таким названием был спроектирован при активном участии выдающегося ученого, инженера-кораблестроителя академика А.Н.Крылова (сегодня его имя носит Государственный научный центр). Корабль спустили на воду в Николаеве летом 1914-го, через несколько дней после начала Первой мировой войны (это опять типовой проект: у «Александра» была «старшая сестра-близнец» — линкор «Императрица Мария»).

Впрочем, гигант вошел в состав Черноморской эскадры 17 июля 1917 года уже под другим названием. Из-за революционных перемен, охвативших к той поре страну, прежнее «монархическое» имя сменили в апреле 1917-го на новое — чтобы звучало в духе времени. И стал линкор «Волей». Одна из военных операций, проведенных этим кораблем, — крейсерский рейд к берегам Турции осенью 1917-го.

Справка «АС»

Водоизмещение линкора «Император Александр III» — 22,6 тыс. тонн. Максимальная скорость — 21 узел (39 км/час). Вооружение — двенадцать орудий калибра 305 мм (12 дюймов), восемнадцать орудий калибра 130 мм, четыре зенитные установки калибра 76 мм, четыре торпедных аппарата. Экипаж — 1220 офицеров и матросов.

Судьба экс-«Александра» оказалась драматической, хотя и не столь трагичной, как у его предшественника-«гвардейца». «Воля», побывав в распоряжении большевиков, белогвардейцев, немцев, англичан и вновь белогвардейцев (причина таких многократных смен хозяев кроется в череде событий — в том числе договоров и перемирий, которыми изобиловал период Гражданской войны), участвовала в знаменитом «исходе» белой армии Врангеля из Крыма в 1920-м, будучи к тому времени еще раз переименована и став «Генералом Алексеевым» в честь военачальника, активного участника Белого движения, руководителя Добровольческой армии.

Вместе с еще несколькими кораблями Черноморского флота линкор совершил непростой переход в Средиземное море и потом на протяжении долгих лет оставался в тунисском порту Бизерта, будучи интернирован тогдашними хозяевами этих мест — французами. В 1936-м уже сильно обветшавший стальной гигант был сдан на утилизацию.

Реклама
Реклама