Первый атомный подводный ракетоносец

Первый атомный подводный ракетоносец

65 лет назад состоялся спуск на воду подлодки К-19
Атомная подводная лодка К-19 (картина Олега Юдина).
© Олег Юдин
65 лет назад состоялся спуск на воду подлодки К-19
' + '' + ' ' + ''+ ' Атомная подводная лодка К-19 (картина Олега Юдина).
18 октября 2024, 12:55
Реклама

11 октября 1959 года в Северодвинске  со стапелей судостроительного  завода №402 (ныне — АО «Производственное объединение «Севмаш») сошла первая советская атомная подводная лодка проекта 658. Предназначалась новая субмарина для несения боевого дежурства с тремя баллистическими ракетами Р-13 на борту. Каждая из них была оснащена ядерной боеголовкой мощностью в мегатонну, что делало К-19 частью советской стратегической ядерной триады.

Класс подводных ракетоносцев

Строительство подлодки началось 17 октября 1958 года. К моменту ее спуска на воду Советский Союз уже десять лет обладал технологией производства атомной бомбы и поспешно сокращал отставание в количестве ядерных боеприпасов от США. Основным средством их доставки до цели являлись тогда стратегические бомбардировщики, однако стремительное развитие ракетной техники создало предпосылки для изменения этой тенденции.

Запуск в космос первого советского спутника (1957 год) продемонстрировал американцам, что советские ракеты способны гарантированно достичь их территории и осуществить удар возмездия в случае ядерного нападения на СССР. Но количество огромных межконтинентальных баллистических ракет исчислялось в те годы единицами, а расположение их стартовых позиций не составляло для противника большого секрета.

Атомная подводная лодка К-19 вид в разрезе.
© svop.ru
Атомная подводная лодка К-19 вид в разрезе.

Использование менее дорогих и более компактных ракет позволяло резко ускорить процесс наращивания ракетно-ядерного потенциала, однако такие носители могли быть применены только для поражения целей в Европе. Из-за ограниченной дальности их полета (до 600 км) главный стратегический противник СССР чувствовал себя за океаном в относительной безопасности.

Чтобы приблизить стартовые ракетные комплексы к Североамериканскому континенту, следовало решить задачу размещения их на боевых кораблях. Лучше всего для этой цели подходили подводные лодки. По сравнению с надводными кораблями они перемещались в океане гораздо незаметнее и потому были для врага менее уязвимы.

Сначала были оснащены двумя ракетными шахтами 6 дизель-электрических подлодок проекта 611. Их корпус в ходе реконструкции подвергся серьезной переделке. Затем коллектив конструкторского бюро во главе с выдающимся ученым Николаем Исаниным разработал проект 629. Субмарины этого типа тоже приводились в движение дизель-электрической силовой установкой, но уже изначально предназначались для вооружения тремя баллистическими ракетами. Всего флоту было передано 16 таких подлодок.

Главный конструктор К-19 Сергей Никитич Ковалёв.
© Пресс-служба ЦКБ Рубин
Главный конструктор К-19 Сергей Никитич Ковалёв.

У всех вышеупомянутых ракетоносцев имелся большой недостаток: малая автономность и ограниченная дальность плавания в подводном положении. Кардинально решала проблему атомная силовая установка. Практическим воплощением этой идеи занялись конструкторы под руководством Сергея Ковалева, приступившие к созданию субмарины проекта 658.

Первый опыт

Первая советская (и третья в мире) атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» строилась на том же заводе №402 в Северодвинске, что и К-19. В июле 1958 года она впервые дала ход под атомной силовой установкой. То есть некоторый опыт создания атомных субмарин у коллектива завода уже имелся. И все же строить пришлось подлодку совсем иного предназначения.

Если на вооружении К-3 состояли только торпеды (6 из которых с ядерной боевой частью мощностью в 15 килотонн), то К-19 должна была стать частью стратегических ядерных сил и нести 3 ракеты Р-13 с боеголовками мегатонного класса. Такая огромная разрушительная сила требовалась отчасти потому, что отклонение ракет Р-13 от заданной цели достигало четырех километров, и заряд относительно малой мощности мог заданную цель не поразить.

Ракета Р-13.
© wikipedia.org
Ракета Р-13.

В сравнении с современными стратегическими подводными ракетоносцами, К-19 была невелика (5300 тонн подводного водоизмещения), а ракета Р-13 обладала довольно внушительными габаритами. Из-за этого пришлось, как и на дизельных лодках проекта 629, ограничиться тремя ракетными шахтами. Их разместили сразу за рубкой. Ограждение верхней части шахт стало как-бы ее продолжением.

Спуск К-19 на воду состоялся 11 октября 1959 года. Достройка лодки на плаву заняла еще 9 месяцев. Наши кораблестроители очень спешили. 9 июня 1959 года США спустили на воду свой первый атомный подводный ракетоносец «Джордж Вашингтон», и советское правительство требовало не медлить с «ответом империалистам». В итоге две субмарины вступили в строй почти одновременно.

Рубка К-19, установленная в качестве памятника в Подмосковье.
© wikipedia.org
Рубка К-19, установленная в качестве памятника в Подмосковье.

Форсирование темпов строительства К-19 впоследствии привело к целому ряду аварий в ходе ее эксплуатации, однако вошедшая в состав Северного флота 12 июля 1960 года подлодка почти два десятилетия оставалась в строю наряду с другими ракетоносцами (до 1979 года), а затем еще 11 лет служила стране в качестве лодки связи.

К-19 дала советским кораблестроителям и морякам опыт, использованный ими при постройке и эксплуатации более совершенных и мощных подводных носителей ядерного оружия, до сих пор являющихся важной составной частью ракетно-ядерного щита России.

Реклама
Реклама