Таранный рекордсмен

Таранный рекордсмен

В историю Великой Отечественной войны Борис Ковзан вошел как рекордсмен по таранам в воздушных боях
Истребитель МиГ-3 - один из самолетов, на которых летал Борис Ковзан.
© wikipedia.org
В историю Великой Отечественной войны Борис Ковзан вошел как рекордсмен по таранам в воздушных боях
' + '' + ' ' + ''+ ' Истребитель МиГ-3 - один из самолетов, на которых летал Борис Ковзан.
24 октября 2024, 10:42
Реклама

Летчик Борис Ковзан и в мире единственный, кто совершил четыре воздушных тарана и при этом остался в живых. Это не счастливый случай или просто везение, а сплав мужества, профессионализма и верности воинскому долгу.

Не стрелял, потому что…

…В 42-й истребительный авиационный полк младший лейтенант Борис Ковзан прибыл осенью 1941 года. Самостоятельно. Сказал, что отстал от своего полка. Проверили документы, задали соответствующие вопросы. Действительно летчик в 1940-м окончил в Одессе 8-ю военную школу летчиков имени Полины Осипенко — ее выпускники тоже нашлись в полку.

Перед войной служил в Холмече близ Гомеля в 160-м истребительном авиаполку. Как выяснилось, 24 июня на своем стареньком истребителе И-15 бис смог сбить современный бомбардировщик «Дорнье-215».

Искать, где теперь дислоцируется полк Ковзана, у командования не было ни времени, ни желания — самим пилоты нужны. Младшего лейтенанта зачислили в штат. Проверили, как он пилотирует недавно поступивший на вооружение МиГ-3, указали на некоторые огрехи при выполнении фигур высшего пилотажа и посадке. Но все это было вполне поправимо, а потому уже через несколько дней, 29 октября, Ковзан вылетел на боевое задание.

С вылета младший лейтенант не вернулся. Сослуживцы уже посчитали его погибшим, а он на следующий день прилетел на родной аэродром на своем МиГе. Как так? Оказалось, что в воздушном бою, израсходовав боезапас, таранил тяжелый истребитель «Мессершмитт-110», обрубив ему хвост. Противник рухнул на землю, а самолет Ковзана с поврежденным пропеллером смог сесть в поле у деревни Титово. Местные кузнецы устранили поломку, и летчик смог благополучно вернуться на своем самолете.

Плакат 1941 года (А. Волошин).
© wikipedia.org
Плакат 1941 года (А. Волошин).

Однако, как вспоминал в своей книге мемуаров «Истребители» маршал авиации Георгий Зимин, который в то время служил в звании капитана заместителем командира 42-го авиаполка, ему доложили, что в МиГе Ковзана половина боезапаса не израсходована. При этом и вооружение самолета в исправности. Почему же не стрелял с близкого расстояния, а пошел на опасный таран? Между тем сам факт тарана подтвердил начальник НКВД города Зарайска.

Зимин вызвал к себе летчика и в разговоре один на один узнал, что тот пошел на таран… из-за слабого владения вооружением. Ковзан признался: служил у себя в полку на самолете связи У-2, но хотел воевать на истребителе. Зимин понимал: если доложить об этом командиру полка, то молодого летчика пересадят на тот же У-2. И это в лучшем случае. А ведь этот 19-летний парень, судя по всему, перспективный истребитель и еще себя покажет. Словом, Зимин пообещал сохранить причину тарана в тайне (рассказал об этом в мемуарах уже после смерти Ковзана), а летчик обязался устранить пробелы во владении оружием.

С посадкой под Торжком

Доверие Ковзан оправдал: в последующих воздушных боях сбил четыре вражеских самолета. Но и на второй таран он пошел всего через четыре месяца.

Почтовая марка, посвященная Борису Ковзану.
© wikipedia.org
Почтовая марка, посвященная Борису Ковзану.

Истребитель лейтенанта Ковзана 21 февраля 1942 года прикрывал с воздуха район Валдай — Вышний Волочек. Пора было возвращаться, горючее было на исходе; но тут летчик заметил немецкий бомбардировщик «Юнкерс-88». Врезавшись в него, истребитель буквально застрял в фюзеляже, и Ковзан лишь чудом оторвался и стал пикировать к земле. К счастью, жесткая посадка прошла относительно успешно — его самолет сел на своей территории, недалеко от Торжка.

При этом сам летчик при ударе о ледяной наст травмировал позвоночник. Нет худа без добра: в госпитале Ковзан встретил свою будущую жену — фельдшера Надежду. Первенца в честь отца назвали Борей...

В мае 1942 года за два воздушных тарана и четыре сбитых вражеских самолета лейтенанта Ковзана удостоили высшей награды страны — ордена Ленина. Редкий случай для того времени.

Не плевое дело

В июле 1942 года лейтенант Борис Ковзан даже попал в ежедневную сводку Совинформбюро — совершил третий таран. На этот раз в районе Новгорода. Он был ведомым в паре МиГ-3 и в ходе воздушного боя заметил: два «Мессершмитта-109» атакуют его ведущего. Раздумывать было некогда, как и занимать удобную позицию для прицельной стрельбы. Ковзан на встречном курсе пошел в лобовую атаку. Фашист отвернул, и МиГ» задел его крылом. «Мессершмитт» рухнул на лесной массив и взорвался. Второй вражеский самолет тут же ретировался.

Воздушный таран.
© рцпв.рф
Воздушный таран.

У истребителя Ковзана от мощного удара вышел из строя двигатель, но удалось в режиме планирования посадить его у деревни Любцы. Летчик дождался представителей власти, которые позднее помогли с эвакуацией.

Когда на следующий день он прибыл в полк, там работал военный корреспондент фронтовой газеты Михаил Матусовский (тот самый поэт, впоследствии написавший стихи для песен «Подмосковные вечера», «С чего начинается Родина» и др.). Он поначалу не поверил, что этот двадцатилетний паренек произвел уже третий таран. Ковзан рассказал о вчерашнем бое и попросил: «Не пишите, что пойти на таран — это плевое дело… Вот говорят, что у японцев есть летчики-камикадзе, которые умирают чуть ли не с удовольствием. А мне, честное слово, погибать совсем не хотелось… Знаешь, как у нас говорят про летчиков? Они не погибают, просто не всегда прилетают обратно…».

Борис Ковзан с женой Надеждой и матерью.
© Личный архив
Борис Ковзан с женой Надеждой и матерью.

За три тарана старшего лейтенанта Бориса Ковзана, кавалера ордена Ленина, командир полка представил к званию Героя Советского Союза. Но вышестоящее командование 6-й воздушной армии документ подправило — летчика наградили орденом Красного Знамени.

Один против тринадцати

Спустя полгода, в августе 1942-го, в районе Старой Руссы капитан Ковзан вел воздушную разведку и обнаружил семь бомбардировщиков под прикрытием шести «Мессершмиттов-109». Несмотря на подавляющее превосходство противника, он решил атаковать, чтобы помешать прицельно сбросить бомбы на наш передний край.

Ковзан сбил один истребитель, но и его самолет изрешетили очереди. Осколки бронеколпака ударили в лицо, повредили правый глаз. Сил покинуть кабину не оставалось, и летчик решил не просто так отдать свою жизнь — направил истребитель на ближайший «Юнкерс». Лобовая атака, немецкий ас не отворачивает — мощное столкновение. Потерявшего сознание Ковзана выбросило из кабины на высоте три тысячи метров…

Капитан Борис Ковзан.
© goskatalog.ru
Капитан Борис Ковзан.

К счастью, почти у самой земли летчик пришел в себя, выдернул кольцо парашюта. Купол не успел раскрыться полностью, и приземление получилось жестким. Спасла болотистая почва и то, что его оперативно подобрали партизаны, а потом переправили на Большую землю.

Врачам было над чем поработать: перелом ноги и нескольких ребер, поврежденный глаз и т.д. Десять месяцев лечения, в течение которых Ковзан всемерно помогал медикам: выполнял рекомендованные упражнения, привыкал к одному глазу (взамен утерянного поставили искусственный).

Годен без ограничений

На медицинской комиссии оценили упорство и настойчивость капитана. Окончательное решение: «Годен без ограничений». Правда, направили его хотя и в истребительный авиаполк, но в ПВО.

Последний раз вражеский самолет — прорывавшийся к Саратову «Юнкерс-88» — Ковзан сбил в июле 1943 года. По счету он стал 28-м в 127 воздушных боях.

Спустя месяц, 24 августа 1943 года, капитану Борису Ковзану присвоили звание Героя Советского Союза с вручением Золотой Звезды и ордена Ленина.

После Победы майор Ковзан остается в строю: помощник командира 123-й истребительной дивизии ПВО, заместитель командира истребительного полка. Летает теперь уже на реактивных самолетах. В 1954 году оканчивает Военно-воздушную академию имени Жуковского. Ему всего-то 32 года — перспективный и опытный офицер. Но грянуло хрущевское сокращение авиации и офицерского состава, и подполковник Борис Ковзан вынужден был уволиться в запас.

Начальник аэроклуба Борис Ковзан.
© wikipedia.org
Начальник аэроклуба Борис Ковзан.

Но с авиацией не расстался — трудился начальником аэроклуба в Рязани. Дал путевку в небо десяткам молодых людей. Именно этой дорогой он и сам шел, в 1939 году окончив Бобруйский аэроклуб.

К сожалению, ушел из жизни Борис Иванович рано, 31 августа 1985 года, в возрасте 63 лет. Сказались фронтовые раны. Похоронен на минском Северном кладбище.

Памятник на Аллее Героев в Бобруйске.
© wikipedia.org
Памятник на Аллее Героев в Бобруйске.

…После войны эксперты отмечали, что мировой рекордсмен полковник Борис Ковзан не только совершил четыре тарана и остался жив, но еще и смог сохранить свои три самолета — это тоже сам по себе уникальный факт. И значимый, так как не секрет, что есть противники такого ведения боя. Дескать, тогда счет 1:1 — и противник теряет самолет, и сам таранивший. У Ковзана результат 3:4 — три его самолета вновь поднимались в небо и уничтожали врага.

Реклама
Реклама