Угледарская операция

Угледарская операция

Хронология, уроки, выводы
© wikipedia.org
Хронология, уроки, выводы
30 октября 2024, 11:12
Реклама

Крупнейшей операцией Российской армии конца лета — начала осени 2024 года в зоне СВО стало освобождение Угледара. О том, как она готовилась и развивалась, рассказывается в статье «Армейского стандарта».

Финал операции известен: 1–3 октября проходила зачистка Угледара, одновременно наши войска продолжили движение севернее его. В городе оставались силы, участвовавшие в штурме города, они были относительно небольшими, примерно 3 батальонные тактические группы из числа участвовавших в штурме. Остальные три полнокровные бригады и два отдельных полка создавали внешний фронт от Катериновки до Пречистовки.

В результате трехдневного штурма от 72-й Черниговской бригады ВСУ остались рожки да ножки (менее чем полторы батальонных тактических группы из примерно семи на начало нашей атаки). Остатки выведены в тыл на переформирование. В плен попало немного, 44 человека в самом Угледаре и до 250 — по всему его периметру.

Всего под контроль Российской армии с 1 августа перешло 4 больших населенных пункта: Константиновка, Пречистовка, Водяное, Угледар, а также 262 кв. км территории. Линия фронта была отодвинута на 4–5 км севернее города.

Характерно, что русскоязычная Википедия все события по СВО, в том числе и на Угледарском направлении, рисует исключительно с украинской точки зрения и на основании украинских данных. Российские источники во внимание не принимаются. Наверное, имеет смысл Федеральной службе безопасности подумать над этим вопросом.

С другой стороны, однобокая картина, что дают сами себе «укры» и их спонсоры, в итоге становится для них же и ловушкой. Они не имеют правильного представления о том, что происходит на фронте и почему события развиваются именно так, а не иначе.

© Министерство обороны РФ

В отличие от них, у меня уже есть понимание того, как будут развиваться события дальше. А развиваться они будут плохо для украинской стороны, а в будущем — катастрофически плохо. Отчасти это помогает понять разбор Угледарской операции.

Какие выводы можно сделать уже сегодня? Штурм Угледара шел малыми силами и с правильным распределением всех нагрузок.

Фронт ВСУ возле Угледара держался на трех составляющих. Во-первых, внешнее кольцо было создано на пустом и полностью простреливаемом пространстве, к тому же очень плотно заминированном. Оно тянулось от Константиновки и шло дугой вплоть до Великой Новоселовки, протяженностью примерно 80 км и шириной — 5–10 км.

Сам Угледар чем-то напоминает компактный «средневековый замок»: 4–5 десятков девяти- и двенадцатиэтажных зданий, плотно собранных в три квартала и расположенных на 80-метровой возвышенности.

Опорные пункты в Пречистовке, Константиновке и Водяном, главным из которых был комплекс «опорников» у Водяного — шахт и вентиляционных стволов и коперов (надствольная конструкция шахты). В общей сложности ВСУ создали порядка 40 больших ротных опорных пунктов, часть из которых прикрывала вторую линию обороны: Катериновка — Богоявленка — Новоукраинка.

Конструкция Угледарского оборонительного узла ВСУ была таковой, что ни один масштабный штурм любыми силами не смог бы дать результата. Атакующим, которые были у противника как на ладони, с обзором как со стороны шахт, так и из самого Угледара, предстояло идти по заминированным полям, их бы накрывала артиллерия, прорвавшиеся уничтожались бы в ближнем бою.

Никакой пресловутый «шквал огня» не дал бы результата, поскольку он накрывал бы или минные поля, или бил по укреплениям с минимальным уроном для противника: подразделения ВСУ либо отсиживались в «замке Угледар», либо отходили на резервную линию обороны, оставляя на «нуле», на переднем крае только наблюдателей. Таким образом, не было возможности освободить Угледар, не поменяв в корне саму тактику боевых действий.

Замечу, что штурм той же Новомихайловки продолжался 4 месяца при самой интенсивной непрерывной артиллерийской обработке. Штурм Константиновки шел 18 дней. Штурм же Угледара продолжался всего неделю (а фактически три дня) и привел к полному краху обороны ВСУ в этом секторе.

ВСУ умеют работать, расходуя человеческий материал направо и налево, не считаясь с потерями. В случае давления Российской армии на каком-то участке они просто планомерно расходуют там силы, держа линию обороны, а людей «на нуле» держат буквально до полного истребления (вывозят, и то не всегда, лишь убитых и тяжелораненых).

© Министерство обороны РФ

В этот раз в нашу пользу сработало два обстоятельства. Во-первых, пехотные резервы ВСУ ушли на Курское и Торецкое направления. В момент начала штурма их не оказалось. Во-вторых, другие резервы не подошли, поскольку их затребовал себе Покровский участок, где к середине августа у ВСУ назревал оперативный кризис.

В результате Константиновка осталась без постоянной поддержки и в итоге пала после 18 дней боев. Почти все силы ВСУ, что находились в ней, были уничтожены. Падение Константиновки еще не поставило Угледарскую группировку ВСУ в сложное положение, поскольку оставались еще трасса снабжения через Богоявленку и трасса подвоза резервов через Пречистовку.

Прямая атака на Угледар по-прежнему была невозможна из-за большого количества ротных опорных пунктов, созданных у шахт и коперов, которые имели высоту до 120 метров.

24 августа была освобождена  Константиновка. 27-го наши подошли  к трассе Угледар — Константиновка, постепенно в течение месяца пройдя кусочек за кусочком все пространство от Сладкого до трассы (примерно 5–8 км на фронте в 10 км).

29 августа был взят  штурмом ключевой ротный опорный  пункт на этой трассе, на развилке  дорог, идущих на Водяное и  в сторону шахт. Это был мощнейший ротный опорный пункт, по размерам не уступающий «знаменитому» опорнику у «Царской охоты» под Авдеевкой и по укрепленности ничуть не слабее.

1 сентября российские войска перешли трассу Угледар—Константиновка на фронте в 3–4 км и двинулись к Водяному.

3 сентября они внезапной  атакой большими силами (до одной  батальонной тактической группы) освободили Пречистовку, к западу  от Угледара, с последующей целью  охватить позиции ВСУ в самом  городе.

ВСУ в панике бежали через Золотую Ниву в Новоукраинку.

4 сентября наши продвинулись  в Угледарском выступе в районе  Пречистовки (к западу от города), в то же время к востоку  от Угледара шли бои за шахту  Южнодонбасская №1.

© ДАН

Таким образом, нарастающее давление с востока на Водяное привело к потере внимания у командования ВСУ относительно западного участка.

6 и 7 сентября продолжились  бои в районе Константиновки, Водяного, Угледара и за шахту  Южнодонбасская №1 с постепенным  продвижением к самим шахтам  и поселку Водяное.

8 сентября после пятидневных  боев нашим войскам удалось освободить село Водяное и захватить все 11 окружавших его ротных опорных пунктов.

9–14 сентября продолжались наши атаки к северо-западу от Водяного (к северо-востоку от Угледара) и вдоль шоссе Т0524 южнее Константиновки. В итоге наши последовательно взяли большую часть шахт и «проконтролировали» дронами и артиллерией трассу снабжения ВСУ через Богоявленку. Наступление шло небольшими штурмовыми группами при постоянной поддержке ВКС и артиллерии.

15 сентября ВСУ были  выбиты с территории шахты Южнодонбасская №3. С занятием шахт и коперов Угледар утратил высотное преимущество и сам оказался в просматриваемом и, значит, уязвимом положении (шахты находятся примерно на отметке 30–50 метров выше Угледара).

На 22 сентября 2024 года Угледар был охвачен с севера, востока и юга.

24 сентября российские  войска вошли в восточную часть  Угледара, пройдя за один день все печально знаменитые садовые товарищества (к слову, в 2022 году наши даже их не смогли пройти, но попытались закрепиться на окраине).

25–27 сентября они нанесли внезапный удар с запада от Пречистовки, пройдя за первый день «жабьим прыжком» 5–6 км, а затем, развернувшись на 90 градусов, взяли штурмом самый большой ротный опорный пункт, защищавший Угледар с западной стороны. Ротный опорник был гигантский и имел площадь порядка 1,2 кв. км.

© Кадр из видео

27 сентября все оставшиеся  трассы, ведущие в Угледар, были  взяты под плотный огневой  и дроновый контроль. ВСУ стали  выходить из города малыми группами по 5–10 человек, а бронетехника была последовательно уничтожена.

28 сентября российские  войска освободили восточную  часть Угледара примерно до  здания госадминистрации. ВСУ держались  в городе на пределе и остатке  своих сил и возможностей.

29 сентября внезапной  атакой была освобождена и  западная часть Угледара. Сопротивление ВСУ было сломлено, и началась зачистка.

К 1 октября зачистка Угледара, по существу, закончилась.

2–4 октября наши начали неспешное движение к Богоявленке и Новоукраинке и вскоре подошли к обоим этим населенным пунктам вплотную, таким образом взяв под огневой контроль всю резервную линию обороны ВСУ.

Таким образом, от занятия Константиновки (24 августа) до освобождения самого Угледара (30 сентября) прошло всего 37 дней. За это время без привлечения резервов был взят сильнейший укрепленный узел сопротивления ВСУ на всем южном фланге. Этот штурм показывает, как нужно в текущей ситуации и в условиях электронной войны XXI века вести наступление.

Суть тактических приемов сводится к следующему: действия малыми силами и штурмовыми группами, вместо больших колон; точечная обработка позиций противника по четко выявленным целям, вместо пресловутого «шквала огня»; последовательный «разбор» узла обороны через взятие ключевых точек от одной к другой, с движением от узла к узлу; постоянная разведка сил противника в режиме реального времени и непрерывный поиск слабых и уязвимых мест.

Оборона ВСУ на Угледарском направлении была последовательно раздернута и, несмотря на то, что большого перевеса сил у РФ перед началом операции не было (примерно 20 батальонных тактических групп против 16), штурм прошел по рамкам этой войны быстро и с минимальными потерями.

Реклама
Реклама