От «Винтореза» до «Лотоса»
Центральный научно-исследовательский институт точного машиностроения ЦНИИточмаш из подмосковного Климовска — предприятие с большой историей. В этом году он отметил 80-летие. Институт входит в холдинг «Калашников». Здесь разрабатываются стрелковое оружие, артиллерийские и минометные системы, экипировка… Отсюда выпущено порядка 200 образцов вооружения, военной и специальной техники разного назначения.
Накануне юбилея Институт пригласил журналистов на свой полигон. Здесь специалисты рассказали о перспективах выпускаемого вооружения, продемонстрировали интересные образцы продукции.
Например, сотрудники института показали разработанные боеприпасы: 120-мм, 130-мм и 152-мм выстрелы для артиллерийских орудий. Среди недавних разработок — так называемые АОБы — аэрозолеобразующие боеприпасы для постановки дымовой завесы. Визуально и «электронно» они маскируют объекты, например, колонну техники, защищают от высокоточного оружия. Облако дыма они оставляют внушительное — от 80 до 90 метров в диаметре.
Похожая история — граната РДГ-У. В действии ее показали на полигоне. По составу и смыслу она — тот же АОБ, только поменьше, выпускается вручную. Весит — меньше килограмма, а замаскировать может даже небольшое подразделение.
Состоялась и демонстрация некоторых образцов оружия. В частности, сотрудник отдела стрелкового вооружения Петр Сердюков рассказал про создание самозарядного пистолета СР1 и его модификаций. Работа над ним проводилась порядка 30 лет назад. Тогда уже к первому «смотру» специалисты института добились уникальных результатов. Пистолет мог стрелять патронами от пистолета ТТ и новыми на тот момент девятимиллиметровыми. Вскоре его стали поставлять службам безопасности. Модификации тоже не заставили себя долго ждать — добавили возможность установить прицел, глушитель и другие приспособления.
Сейчас уже существует целая линейка современных пистолетов, выпускаемых институтом. Например, 9-мм «Удав», способный пробить бронежилет 2-го класса защиты с 75 метров. Важным требованием от Минобороны была модульность оружия. То есть — создать эдакий «конструктор» со взаимозаменяемыми элементами. Сказано — сделано: реализовали возможность присоединить разные приборы. Позднее — даже менять рукоятки с магазинами разных патронов, переставлять детали с одной модификации на другую.
Петр Сердюков вел работу над еще одним знаковым оружием — известным «Винторезом». Оружие создавалось для нужд спецподразделений КГБ и только позднее поступило на вооружение армии и МВД. Его тоже показали на одном из стендов.
— У используемых тогда автоматов с глушителем был один минус. Для работы автоматики использовалась резинка, которую нужно было менять. После замены элемента оружие требовалось заново пристреливать, страдала кучность стрельбы. Перед нами стояла задача — сделать образец, который мог бы работать бесшумно, и устранить этот недостаток, — рассказывает сотрудник.
Чуть менее «боевая», но важная для заказчиков продукция — стеклопластиковые ящики. Их тоже производят в ЦНИИ в разных конфигурациях. С внедрением в практику 3D-печати производство их ускорилось. В зависимости от назначения они обладают необходимыми свойствами, выдерживают экстремальные температуры и надежно сохраняют содержимое — будь то медицинские приборы или артиллерийский боеприпас.
«Вишенкой на торте», несомненно, стал показ самоходного артиллерийского оружия (САО) «Лотос». Внушительных размеров машина плавно продефилировала по полигону и выпустила маскировочный боеприпас. Самоходное артиллерийское орудие поступит в войска на смену «Ноне». Правда, загадывать не будем — сейчас оно отправилось на госиспытания. Однако в войсках самоходку уже ждут с нетерпением наши десантники.
— Прямо отсюда САО отправилась на государственные испытания. Предварительные испытания все проведены успешно, — уточнил президент концерна «Калашников» Алан Лушников.
Он добавил, что ранее была проведена апробация самоходки в зоне СВО.
— Опыт спецоперации заставляет нас на многие моменты смотреть по-новому. Ключевые параметры «Лотоса» превосходят предшественника. Автоматизированная система управления огнем, другой, объемный боезапас, автоматизированная боеукладка — эти вещи по-прежнему актуальны и необходимы на сегодняшнем театре военных действий, — сказал Лушников.
Проблема обилия ударных беспилотников в современном конфликте стоит остро. Что касается противодронной защиты самоходки, то ее планируется добавить в ближайшем будущем. Устройства радиоэлектронной борьбы по первичному техзаданию не предполагались. Тем не менее параллельно с госиспытаниями уже принимаются технические решения оснастить ими орудие.
— Мы готовимся сдать «Лотос» заказчику в следующем году. Машина — лучший представитель такого вида техники в мире. Она более современна в плане вычислительного комплекса, маневренности, плавучести, десантирования. Это сплав всех последних технических достижений, — отметил генеральный директор института Михаил Луданный.
По его словам, машина уникальна с точки зрения выполнения боевых задач. Работает с закрытых позиций, прямой и полупрямой наводкой. Может самостоятельно принимать решения. Поражает любые цели, прибегая к информации, поступающей на борт. Оснащена современным цифровым оборудованием, имеет передовые прицельные приспособления. В будущем к этой машине планируется создать новый комплект боеприпасов. Ими «Лотос» сможет стрелять на большую дальность (сейчас при стрельбе 120-мм снарядами дальность составляет порядка 13 км). Это существенно повысит контрбатарейные возможности машины.
— Мы считаем, что орудие будет существенным довеском для эффективного выполнения задач, — добавил гендиректор.