В ходе специальной военной операции изменяется не только вооружение, но и важнейшее средство оказания медицинской помощи на поле боя — тактическая аптечка.
Сначала для десантников
Это сегодня она стала привычной и обязательной, а ведь индивидуальная аптечка солдата появилась не так давно — в период Великой Отечественной войны. Правда, таковой ее можно назвать весьма условно, так как состояла она из перевязочного материала и жгута. Предполагалось, что всё остальное для первой медпомощи находится в сумке санинструктора.
Как ни удивительно, но такой упрощенный вариант просуществовал довольно долго: лишь 31 августа 1978 года Госстандарт СССР утвердил на снабжение Вооруженных сил АИ-1 (аптечку индивидуальную). Случилось это накануне вхождения советских войск в Афганистан, где новинка и прошла крещение в боевой обстановке. Кстати, первыми ее получили военнослужащие Воздушно-десантных войск. Оно и понятно: им зачастую приходится действовать в отрыве от своих войск, небольшими группами, и первая медпомощь наиболее востребована.
На тот период АИ-1 считалась достаточно универсальной, поскольку состояла из шести секций, что называется, на все случаи жизни. Два шприц-тюбика содержали средство для использования при отравлении фосфорорганическими веществами (ФОВ) и еще один — противоболевой. В пеналах разного цвета размещались другие средства первой помощи: противорвотное, радиозащитное, антибактериальное.
Первое изменение произошло спустя почти двадцать лет — в 1995 году: в АИ-1М добавили еще одно средство профилактики отравлений (П-10М), антисептик — две ампулы 5-процентного раствора йода и средство дезинфекции.
Боевая коррекция
Боевые действия в Афганистане и на Северном Кавказе заставили пойти на более существенные изменения. В 2002 году на снабжение Минобороны РФ приняли аптечку АИ-3-1ВС. Она представляла собой уже не компактную коробку, а подсумок. В нем находились контейнер с обезболивающим, жгут, перевязочный пакет, антидот при отравлении ФОВ, средства защиты от оружия массового поражения и реактивы для обеззараживания воды.
Эта аптечка находилась во многих частях вплоть до начала СВО. Хотя уже активно поступала и разработанная для комплекта экипировки «Ратник» АППИ-4 (аптечка первой помощи индивидуальная). Она имела четыре основных элемента: индивидуальный перевязочный пакет, жгут, обезболивающее средство и антисептик.
Понятно, что после начала спецоперации специалисты тщательно проанализировали использование аптечки на поле боя. 9 декабря 2022 года вышел приказ министра обороны РФ №760, который утвердил Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь военнослужащим Вооруженных сил РФ и других силовых структур. На основании этого документа был обновлен и стандарт состава АППИ. Сама же работа началась еще осенью того же года, когда Военно-промышленная комиссия дала поручение о разработке новой аптечки. Весной 2023 года она была утверждена, получив наименование АППИ-7, а в апреле–мае уже начала поступать в зону проведения спецоперации.
«Платиновое» время
В АППИ-7 входят 10 предметов: кровоостанавливающий жгут-турникет, резиновый кровоостанавливающий жгут ленточного типа, гемостатическое средство местного действия, обезболивающее в шприц-тюбике в защитном футляре, стерильная компрессионно-бандажная повязка, изогнутые тупоконечные ножницы для разрезания повязок и перманентный маркер черного цвета, 10 таблеток для обеззараживания воды, индивидуальный противохимический пакет ИПП-11. Плюс памятка по оказанию первой помощи.
Немаловажно, что этот комплект размещен в функциональном подсумке со съемным модулем. Такое исполнения АППИ-7 удобно крепится на обмундировании и позволяет военнослужащему быстро извлечь необходимый предмет, чтобы устранить угрозу жизни в первые минуты после ранения. Спецоперация показала, что сегодня актуально не только хорошо известное правило «золотого часа» оказания медпомощи, но и «платиновых десяти минут», за которые надо успеть, в частности, остановить кровотечение.
Как видим, изменения кардинальные, и с учетом практики медиков на передовой. Так в новой аптечке вместо жгута кровоостанавливающего Эсмарха появился современный жгут-турникет. Тактические ножницы позволяют успешнее справиться с перевязкой, а маркер зафиксирует время ранения и время наложения жгута, другие необходимые сведения.
Практика подтвердила эффективность АППИ-7 в устранении жизнеугрожающих последствий в эти первые «платиновые минуты». Не случайно и уровень летальности на догоспитальном этапе упал до 0,5% — этот важнейший показатель значительно ниже, чем в странах НАТО.
И, конечно же, очень важно, что новая аптечка АППИ-7 стала в больших объемах поступать в зону спецоперации. Только за прошлый год в войска передано свыше миллиона комплектов.
Кроме того, поступают на снабжение групповые аптечки и сумки первой помощи. Первой оснащается боевая техника, она предназначена для оказания первой помощи 5–7 раненым и включает 17 наименований. Столько же предметов находится и в аптечке первой помощи групповой для младших медицинских специалистов, которая рассчитана на медпомощь трем раненым. В сумке первой помощи войскового врача предметы 41 наименования.
Проверена на передовой
Тем не менее нет предела совершенствованию — проводится работа по дальнейшему улучшению аптечки. Так на прошедшей в Москве в конце сентября выставке «Воин Экспо» была представлена очередная разработка концерна «Калашников». Важно, что эта индивидуальная аптечка уже прошла апробацию в зоне спецоперации и получила положительные отзывы из подразделений. Новый комплект адаптирован к экипировке военнослужащего 3-го поколения, для повышения эффективности использования он разделен на две части в соответствии с оказанием первой помощи в разных зонах.
В продемонстрированную на выставке аптечку входят жгуты и турникеты, перевязочный пакет, противоожоговое средство, сублингвальный анальгетик, гемостатический бинт. Последний создан на основе каолина 3-го поколения с рентгеноконтрастной полосой, его эффективность при остановке массивного артериального кровотечения — 88%. Такой показатель считается лучшим среди всех гемостатических средств.
Кроме того, как указывают разработчики, такой гемостатический бинт дает наименьший процент повторных кровотечений в течение 30 минут, у него меньше очагов воспаления на этапе первичной хирургической обработки и осложнений на госпитальном этапе. Немаловажно, что он может применяться для остановки полостных кровотечений, и безопасно находиться в ране более 24 часов.
В темноте, под огнем, в траншее
Как отличный автомат не будет поражать цель у плохого стрелка, так и самая продвинутая аптечка не поможет воину, который не умеет ею пользоваться. Поэтому тренировки и устойчивый навык — это самое главное для тех, кто отправляется на линию боевого соприкосновения. Начиная с 2022 года обучение навыкам первой помощи в войсках проводят инструкторы по тактической медицине. Сегодня это люди, которые имеют боевой опыт и способны не только научить, но и помочь новичкам избежать ошибок.
— В числе таких ошибок неправильная оценка состояния пострадавшего, когда из-за непоследовательного осмотра пропускается ранение, — поделился со мной участник спецоперации сержант Владимир Б. — Нельзя откладывать наложение турникета/жгута, стремясь сначала выбраться из красной зоны: это нужно делать сразу, а уже потом разбираться в особенностях ранения. Наконец, жгуты и повязки надо накладывать правильно, только тогда это принесет пользу, а не вред. Словом, нюансов много и их все бойцы обязаны не просто знать, но и отработать на практических занятиях.
Кстати, такие занятия проводятся в том числе в условиях экстремальных, приближенных к реальным на поле боя: первую помощь учатся оказывать в темноте, под огнем, в узкой траншее. Инструкторы добиваются навыков, доведенных до автоматизма: от накладывания жгутов и повязок до применения обезболивающих средств.
...Конечно, учитывая активное развитие современных медицинских технологий, можно с уверенностью говорить и о создании в дальнейшем новых средств оказания первой медицинской помощи. Спецоперация выявила наиболее актуальные требования войсковых медиков и перспективные направления разработок. Соответствующие новинки уже появляются. Причем, как это бывало и прежде, постепенно наиболее эффективные из них перекочуют в гражданскую сферу. Тем более что в наш век техногенных ЧП и тех же дорожно-транспортных происшествий потребности будут только расти.