Создатели «сухопутных броненосцев»
«Броня крепка, и танки наши быстры...» Создать для использования на войне вездеходный, достаточно скоростной и вдобавок максимально неуязвимый для врага сухопутный агрегат было мечтой многих поколений российских изобретателей.
Наши предки сперва пытались сооружать боевые повозки и передвижные осадные башни, защищенные «панцирем» из шкур или досок. Подобное чудо техники, придуманное Иваном Выродковым, использовалось, например, при взятии Казани русскими войсками в 1552 году. Этот средневековый монстр представлял собой деревянную конструкцию высотой почти 13 метров, на нескольких ярусах которой размещалось полсотни огнестрельных орудий — ручных пищалей.
Собранная непосредственно в ночь перед штурмом прямо под стенами осажденного города боевая башня оказалась весьма неприятным сюрпризом для татарского воинства и немало способствовала победе русских войск. Однако у подобных устройств имелся серьезный недостаток, препятствующий их широкому применению — малая подвижность. Передвигаться такие махины могли лишь с помощью мускульной силы людей или животных.
Понадобилось еще много времени, чтобы боевые машины обрели необходимую мобильность.
«Экипаж с подвижными колеями»
Наверняка многим знакомо имя «нижегородского Архимеда» — механика Ивана Кулибина, который в конце XVIII столетия «довел до ума» конструкцию «самобеглой коляски». Мы слышали также и про крепостного мастера Ефима Артамонова, якобы построившего в 1800 году прообраз современного велосипеда. Еще известны «отцы русского автомобилестроения» Яковлев и Фрезе... Все эти энтузиасты трудились над созданием механических аппаратов, способных проявить большую резвость и выносливость, чем привычные в ту пору кони.
А вот крестьянин Саратовской губернии Федор Блинов в конце позапрошлого века придумал даже не «лошадку» такую, а вернее будет сказать — механического «вола», который способен и поле вспахать, и тяжелый груз по распутице довезти. Свое детище Федор Абрамович назвал «паровозом для грунтовых дорог». Это был первый гусеничный трактор.
Справка «АС»
Идею гусеничного хода предложил другой русский изобретатель штабс-капитан Д.Загряжский. В 1837 году он получил «привилегию» (сейчас это назвали бы патентом) на особый придуманный им «экипаж с подвижными колеями». Офицер разработал конструкцию, которая очень напоминает современные: металлическая шарнирная гусеница, колеса-катки, механизм для натяжения. По мнению автора запряженный лошадьми экипаж на гусеничном ходу смог бы гораздо легче преодолевать грязные и песчаные участки местности. Довольно удачные варианты подобных же конструкций разработали позднее еще двое отечественных изобретателей — В.Тертер и С.Маевский.
Федор Блинов родился в семье крепостных, еще подростком трудился в кузнице. Потом более четверти века работал кочегаром и механиком на волжских пароходах. На протяжении нескольких лет он «обкатывал» идею создания самоходной машины, которую можно было бы использовать в крестьянском хозяйстве. Еще в 1879 году Блинов получил патент на «вагон с бесконечными рельсами». Однако заняться воплощением этого проекта он смог лишь в 1887-м, после того, как накопил денег и взял в аренду чугунолитейный заводик в городе Балаково.
Официальная демонстрация блиновского парового трактора состоялась на Всероссийской промышленной и художественной выставке, открывшейся в 1896 году в Нижнем Новгороде. Местная газета сообщала: «На имя генерального комиссара выставки поступило ходатайство крестьянина Ф.Блинова, экспонирующего в строительно-инженерном отделе паровоз для грунтовых дорог... Блинов просит о разрешении ему демонстрировать свой паровоз перед выставочной публикой».
Пожалуй, главной изюминкой созданной этим изобретателем самодвижущейся машины была ее ходовая часть. Одним из первых в мире саратовский самоучка применил на своем «паровозе» гусеницы. Причем он отказался от использования дополнительного рулевого колеса (подобные конструкции к тому времени уже существовали) и разработал систему управления поворотом тяжелого агрегата за счет разного хода гусениц: одна отстает, другая «убегает вперед». Такое «ноу-хау» Блинова применяется во всех современных машинах на гусеничном ходу — тракторах, танках, экскаваторах...
Увы, несмотря на успешные испытания, «паровоз» Федора Блинова так и не получил тогда распространения. Разработки талантливого русского изобретателя стали использовать лишь в начале ХХ века.
«Вездеход» завяз в бумагах
А что если создать сухопутный боевой корабль? Судя по всему, одним из самых первых данную идею высказал всемирно известный химик Дмитрий Менделеев.
Еще на рубеже ХIХ–ХХ веков знаменитому русскому ученому пришла в голову мысль: пустить по суше бронированные корабли, которые до сей поры строились лишь для морских сражений. У самого Дмитрия Ивановича до воплощения такой идеи в жизнь руки так и не дошли. Зато младший сын, Василий Дмитриевич Менделеев, окончив в 1911 году Кронштадтское морское инженерное училище, активно взялся за осуществление отцовского замысла. Вскоре появились чертежи «сухопутного крейсера» — прообраза современных танков. Однако с постройкой бронированного «самохода» дело не заладилось.
Зато некоторым другим отечественным энтузиастам-изобретателям удалось воплотить в металле свои проекты на ту же тему.
В разгар Первой мировой войны, весной 1915 года, была изготовлена модель гусеничной машины, сконструированной Александром Пороховщиковым. А еще через несколько месяцев специалисты Рижских авторемонтных мастерских завода «Руссо-Балт» закончили сборку такой конструкции в натуральную величину. По инициативе автора проекта гусеничному самоходному аппарату дали название «Вездеход».
Справка «АС»
«На поле шло учение новобранцев. Глядя на солдат, перебегавших цепью, я подумал: невеселая штука — бежать в атаку под пулеметами врага. А что если послать на штурм окопов не людей, беззащитных против свинцового ливня, а машину, одетую в броню, вооруженную пулеметами… Конструктивное решение я увидел в постановке бесконечных лент или гусеничных ходов тракторного типа…»
(А. Пороховщиков).
На испытаниях детище Пороховщикова смогло разогнаться до 25 км/час. Однако в конструкции обнаружился ряд серьезных изъянов. Доводя машину до необходимых в бою кондиций, Александр Александрович снабдил ее комбинированной ходовой частью: чтобы по хорошей дороге «Вездеход» двигался на колесах, а при возникновении препятствий на пути его можно было переключить на гусеничный движитель.
Вдобавок изобретатель позаботился сделать корпус самоходного агрегата водонепроницаемым. Это позволяло преодолевать ручьи, реки... Одним из важных достоинств машины была ее защищенность от поражения неприятельскими пулями и осколками снарядов. А. Пороховщиков специально для «Вездехода» разработал особый вид брони, которая «представляет собою комбинацию из упругих и жестких слоев металла и особых вязких и упругих прокладок».
В конце 1916-го состоялась демонстрация возможностей усовершенствованного «Вездехода». Машина на ровной дороге разогналась на сей раз до 40 с лишним км/час. Однако военное начальство не дало дальнейшего хода разработке Пороховщикова: «наверху» посчитали, что конструкция все-таки далека от совершенства, и потому не может представлять интереса для практического использования в армии.
Как результат — родоначальниками танковых войск стали англичане. К тому времени они уже сумели наладить массовое производство бронированных машин, а осенью 1916-го впервые использовали эту технику в бою.
Справка «АС»
Само название — танк — появилось благодаря британцам. Чтобы засекретить от противника перевозки новой техники, хитроумные обитатели Туманного Альбиона во всех сопроводительных документах писали, что на платформах под брезентом везут большие металлические баки («танк» в переводе с английского означает — бак, цистерна).
15 сентября 1916 года во время сражения на реке Сомме в атаку на немецкие позиции двинулось 32 танка. Неуклюжие ромбовидные «коробки» были снабжены сзади специальными рулевыми колесами (изобретение русского крестьянина Блинова еще не нашло применения), и даже на гладком шоссе не могли продемонстрировать большой резвости, а уж по целине грохочущие чудища и вовсе ползли очень медленно, при этом довольно часто застревали намертво, пытаясь преодолеть какую-нибудь сырую лощину. В итоге до немецких окопов добралось лишь 18 машин, остальные либо завязли, либо поломались. Но все-таки первый опыт использования такой техники в боевых условиях был признан удачным.
От МС-1 до ИС
Попытки создания танков возобновили в нашей стране уже после революции.
В 1920 году появилась первая бронированная машина собственной сборки. Ей дали персональное имя: «Борец за свободу товарищ Ленин». Вслед за тем на заводе в Сормове изготовили в течение года еще полтора десятка таких машин, которые получили обозначение «Танк КС» (Красное Сормово) или «Русский «Рено». Последнее название вполне понятно: боевой агрегат сормовцев скопирован с легкого французского танка Renault FT-17.
Лишь в 1927-м началось серийное производство легких танков МС-1, спроектированных отечественными конструкторами. Это еще очень далекие от совершенства машины — со скоростью передвижения по пересеченной местности не больше 6 км/час, с малым запасом хода, со слабым бронированием, способным защитить лишь от мелких осколков и винтовочных пуль. И все-таки они, будучи вооружены 37-мм орудием и пулеметом, весьма неплохо зарекомендовали себя в боях во время вооруженного конфликта на КВЖД — Китайско-Восточной железной дороге — в 1929 году.
По-настоящему массовый выпуск бронетанковой техники в СССР был освоен, начиная с 1931 года. Советские специалисты, набравшись опыта, создали несколько оригинальных конструкций. Например, легкие танки БТ имели колесно-гусеничное шасси. Целину, колеи проселков эта боевая машина преодолевала на гусеничном ходу, но выехав на шоссе, становилась на колеса и мчалась вперед, соперничая в резвости даже с легковушками.
Пошли в серийное производство легкий танк Т-26, а также средний Т-28 и тяжелый Т-35. Вот эти два последних больше других своих собратьев заслуживали названия «сухопутных броненосцев», поскольку их спроектировали многобашенными, словно военные корабли. «Двадцать восьмой» снабдили тремя башнями (для орудия и двух пулеметов), а у «тридцать пятого» их было уже пять. Три пушечные — для 76-мм и двух 45-мм орудий, и две пулеметные (всего же пулеметов в штатном вооружении Т-35 было предусмотрено 6 штук).
Следующему поколению советских танков довелось стать ударной силой Красной Армии во время Великой Отечественной войны. Настоящую панику среди немцев вызывали тяжелые КВ-1 («Клим Ворошилов»), броня которых не пробивалась противотанковой артиллерией вермахта. Ничего подобного тогда не существовало ни в Третьем рейхе, ни в других странах Европы. На втором этапе войны советская промышленность выпускала еще более совершенные варианты «тяжеловесов» — танки ИС-1, ИС-2.
Но самым прославленным бойцом оказался, конечно же, Т-34.
Еще осенью 1941-го, после первых удачных действий советских танковых частей, укомплектованных «тридцатьчетверками», гитлеровское руководство поручило своим инженерам изготовить примерно такую же машину. В ноябре в армию Гудериана, где имелись несколько трофейных Т-34, прибыла для их детального изучения группа конструкторов и инженеров. Вывод они сделали неутешительный: наладить выпуск аналога русского танка в Германии крайне сложно. Пришлось заниматься адаптацией конструкции «тридцатьчетверки» под технологии, освоенные на военных заводах Германии. В результате получилась «Пантера». Своими очертаниями она действительно напоминала Т-34, однако по весу значительно превосходила наш танк (что плохо сказывалось на проходимости) и значительно уступала ему в маневренности.
Путиловские «англичане»
Едва лишь на дорогах Европы и Америки появились первые «бензиновые экипажи», нашлись энтузиасты автомобилизма, которые стали думать, как бы приспособить эту новинку техники для военных надобностей.
В 1900 году талантливый русский изобретатель Борис Луцкой предложил первый проект такой боевой техники: автомобиль, защищенный от пуль броневыми листами и вооруженный пулеметом.
Четырьмя годами позже, во время Русско-японской войны, подобную же конструкцию разработал подъесаул Сибирского казачьего полка М.Накашидзе. Заказ на изготовление опытного образца машины правительство России передало одной из французских фирм. В 1905 году готовый бронеавтомобиль доставили в Петербург и подвергли испытаниям. По их результатам специальная военно-техническая комиссия признала машину Накашидзе вполне пригодной для разведки, противодействия коннице и преследования отступающего противника.
Однако массовое производство бронемашин для армии началось в стране лишь в годы Первой мировой.
Полтора десятка броневиков изготовили на базе отечественных грузовиков «Руссо-Балт» серии М, выпускавшихся Рижским заводом. А самыми популярными стали «Остин-Путиловцы». Их с конца 1915 года строили в Петрограде, используя поставляемые из-за границы шасси английских грузовиков «Остин». Всего было выпущено более 200 таких машин. Броневой корпус разработали отечественные инженеры. Им же принадлежала идея компоновки двух пулеметных башен, сдвинутых одна относительно другой по диагонали. Это давало возможность в бою вести фланговый огонь одновременно из обоих пулеметов (а вот сами англичане на своих броневиках «Остин» до такого не додумались!) К слову сказать, именно с «Остин-Путиловца» 4 апреля 1917 года произносил свою знаменитую речь Ленин.
Справка «АС»
Инженер-механик оружейного завода в Сестрорецке В.Коновалов разработал проект «бронированного автовагона», являющегося по сути своей прототипом современных бронетранспортеров. Автор другого проекта, подготовленного в 1915 году, назвал свое детище «земным броненосцем». Машина должна была двигаться на нескольких огромных катках, внутри которых предлагалось разместить не только двигатели, но и вооружение с боеприпасами. Известно, что некий солдат по фамилии Кириченко придумал конструкцию «боевого самохода», перемещавшегося за счет шагающего механизма. А конструктор И.Чайковский предложил сделать плавающий бронеавтомобиль. Ни одна из этих машин построена так и не была.
В отличие от танков, у бронеавтомобилей обнаружилось весьма уязвимое место — колеса. Пневматические шины легко прокалывались, в бою их можно было пробить винтовочной пулей. А на жестких сплошных шинах машину начинало сильно трясти, и потому существовала реальная угроза, что массивный стальной кузов попросту развалится от вибраций. Выход из положения нашел петербургский химик А.Гусс. На основе желатинового клея и глицерина он разработал специальный наполнитель для шин — достаточно легкий и упругий. Шины, залитые им, не боялись пуль, проколов и выдерживали пробег от 1000 до 3000 верст.
Еще одно важное изобретение предложил в 1916 году механик царского гаража Адольф Кегресс. Он придумал ставить на «бензиномоторах» вместо колес небольшие эластичные гусеницы. Благодаря такому приспособлению даже самый обычный автомобиль мог пробираться по бездорожью, по снежной целине. Бронемашины, снабженные гусеницами Кегресса, на равных соперничали в бою с легкими танками.