Икан, 1864. Сотня против десяти тысяч

Икан, 1864. Сотня против десяти тысяч

160 лет назад казачья сотня  трое суток сражалась с войском  свирепых азиатов и вышла из  боя непобежденной
Внезапная атака (картина В.В. Верещагина).
© topwar.ru
160 лет назад казачья сотня  трое суток сражалась с войском  свирепых азиатов и вышла из  боя непобежденной
' + '' + ' ' + ''+ ' Внезапная атака (картина В.В. Верещагина).
26 декабря 2024, 10:27
Реклама

С 16 по 18 декабря (по новому стилю) 1864 года произошло событие, более похожее на легенду, чем на реальный исторический факт. Но, как известно, факт — самая упрямая в мире вещь, а он действительно имел место. 4-я сотня 2-го Уральского казачьего полка возле селения Икан случайно наткнулась на главные силы войска кокандского хана, насчитывавшие около 10 тысяч бойцов, и приняла неравный бой. Трое суток русские воины бились в окружении, без еды и воды, и не просто выстояли, но и смогли прорваться сквозь полчища рассвирепевших от их упорства врагов! «Армейский стандарт» напомнит об этом потрясающем подвиге.

«Большая игра»

Гипотетическая потеря приносившей огромные доходы Индии была для английских колонизаторов кошмарным сном. Они ревностно оберегали ее даже от косвенных угроз и готовы были на любые шаги ради сохранения за собой этой «жемчужины британской короны». Одним из следствий такого подхода стала «Большая игра» — принципиальное соперничество с Россией за доминирование в Центральной Азии.

Карта Средней Азии в описываемое время.
© Соцсети
Карта Средней Азии в описываемое время.

Интересы Российской империи в этом регионе тоже не были продиктованы альтруизмом и бескорыстием, но начало проникновения все же произошло на основе добровольного перехода кочевников-казахов под власть «белого царя» — преемника ханов Золотой орды в их понимании. Покровительство могущественного российского монарха обеспечило защиту от непрестанных грабительских набегов воинственных соседей.

Большая часть казахов ценила такие перемены, и в этой связи искренняя помощь представителей их народа русским отрядам в войнах с Бухарским эмиратом, Хивинским и Кокандским ханствами выглядела вполне логично. Что же касается русских корыстных интересов, то они ограничивались в тот период только доступом к среднеазиатскому хлопку.

Англия и Россия в завязавшейся «Большой игре» стремились перетянуть на свою сторону шахов Ирана, эмиров Афганистана и правителей небольших среднеазиатских монархий, добиваясь в этом деле переменных успехов. Во второй половине XIX века обозначилось положение, при котором Иран стал больше тяготеть к России, в то время как Хива, Бухара и Коканд, поощряемые британцами, заняли по отношению к нашей стране откровенно враждебную позицию. А так как Российская империя не собиралась уступать Туманному Альбиону роль доминирующей силы в Центрально-Азиатском регионе, то избежать военного столкновения с тремя архаичными осколками некогда обширной монархии Тамерлана было попросту невозможно…

Один к ста

В ходе боевых действий в Средней Азии быстро выяснилось, что численный перевес противника, даже десяти- и двадцатикратный, очень редко влияет на исход сражений, заканчивавшихся, как правило, весьма убедительными победами небольших русских отрядов над тысячами азиатов. Но и на этом фоне бой у селения Икан стоит особняком, ибо тут число врагов было даже не в десятки, а в сто раз большим! Как же так случилось, что горстка наших бойцов оказалась в практически безвыходном положении?

Тревога в крепостном редуте (картина Н.Н.).
© wikipedia.org
Тревога в крепостном редуте (картина Н.Н.).

Первые стычки с Кокандским ханством произошли еще до начала Крымской войны (1853–1856). Преследуя шайки диких грабителей и продвигаясь за ними шаг за шагом вглубь Центральной Азии, русские отряды несколько раз входили в пределы ханства. После основания у его северных границ в 1854 году русской крепости Верный (впоследствии ставшей городом Алма-Атой), отношения еще более обострились. А в 1860 году казахи и киргизы подняли восстание против кокандской власти и обратились за помощью к русским.

Отряд полковника Герасима Колпаковского в составе трех рот и четырех казачьих сотен с четырьмя орудиями при содействии тысячи казахских ополченцев разбил у селения Узун-Агач орду из 22 тыс. кокандцев, направлявшихся к Верному с целью разрушить крепость. А прибывший из Западной Сибири отряд во главе с полковником Аполлоном Циммерманом разрушил и срыл до основания кокандские укрепления Пишпек (Бишкек) и Токмак. Сразу после этого на границе с ханством было основано Семиреченское казачье войско.

Летом 1864 года практически не прекращавшиеся боевые действия резко активизировались. Полковник Николай Веревкин штурмом овладел городом Туркестан, а герой обороны Севастополя генерал-майор Михаил Черняев в сентябре взял сильную кокандскую крепость Чимкент. Интересно, что при ее осаде обнаружилось наличие у азиатов современных нарезных орудий. Надо ли уточнять, кем была поставлена им такая артиллерия?

Михаил Григорьевич Черняев (гравюра И. И. Хелмицкого).
© wikipedia.org
Михаил Григорьевич Черняев (гравюра И. И. Хелмицкого).

Попытка Черняева сразу после овладения Чимкентом взять еще и Ташкент успехом не увенчалась. Его отряд численностью всего в 1550 человек для выполнения столь непростой задачи оказался слишком уж малочисленным. Потеряв убитыми 18 солдат и офицеров, Черняев отступил в Чимкент и стал накапливать силы для нового похода. А ободренный относительным успехом регент и фактический правитель Кокандского ханства мулла Алимкул решил в это время перейти в контрнаступление. С 10-тысячным конным войском он скрытно двинулся к Туркестану, рассчитывая внезапным ударом отбить его у русских. Именно на эти силы неожиданно натолкнулась высланная из города в разведку сотня казаков во главе с есаулом Василием Серовым…

Невиданная доселе битва

Когда до коменданта Туркестана полковника Николая Жемчужникова дошли расплывчатые слухи о появлении в близлежащей степи «каких-то бродячих шаек», он решил проверить полученную информацию и попытаться схватить разбойников. Для этой цели он выделил 4-ю сотню 2-го Уральского казачьего полка, усилив ее одной пушкой с артиллерийской прислугой. Всего участие в деле приняло 2 офицера, 5 урядников (унтер-офицеров), 98 рядовых казаков, 4 артиллериста, фельдшер, солдат-обозный и 3 казахских ополченца, хорошо знавших местность.

Василий Серов и два из его казаков награждённых за бой у Икана.
© wikipedia.org
Василий Серов и два из его казаков награждённых за бой у Икана.

Возле кишлака Икан один из высланных в разведку казахов — Ахмет заметил большое скопление кокандских всадников. Вернувшись, он доложил Серову, что врагов «так же много, как камыша в озере». Есаул приказал немедленно изготовиться к обороне. Это решение оказалось очень своевременным. Едва успев развьючить верблюдов, занять близлежащий арык (канаву) и обложить импровизированную позицию мешками с продовольствием, казаки сразу же оказались окружены со всех сторон.

Конные враги с дикими визгами и гиканьем бросились в атаку. Возглавил ее Осман — перешедший в ислам беглый урядник сибирского казачьего войска. Но упования на быструю победу над горсткой русских воинов оказались явно преждевременными. Ружейным залпом и картечным выстрелом из пушки первый натиск был отбит. Несколько новых наскоков также были отражены. Перед позициями казаков образовались завалы из сотен вражеских трупов. Это остудило воинственный пыл азиатов. Получив жесткий отпор и рассудив, что у окруженных все равно нет шансов на спасение, они расположились вокруг и начали блокаду.

Положение казаков и впрямь было критическим. Рассчитывая на короткий рейд, воды и еды они взяли с собой всего на один день. До города было 20 верст, да и там находилось всего лишь две с половиной роты русских солдат. А против казачьей сотни стояла целая армия с артиллерией! Горячие головы предлагали самим атаковать врага, но опытный есаул Серов не разрешил им пуститься в столь безрассудное и самоубийственное наступление.

Парламентёры (картина В.В. Верещагина).
© wikipedia.org
Парламентёры (картина В.В. Верещагина).

Услышав издалека звуки длительной ожесточенной стрельбы, Жемчужников заподозрил неладное и послал на выручку казакам одну роту. Она пробиться не смогла, за 3 километра до места битвы вынуждена была развернуться и с большим трудом вернулась в Туркестан, непрерывно атакуемая тысячами конных кокандцев. А казаки Серова три дня держали круговую оборону! От огня вражеских пушек они несли потери, но на все предложения Алимкула сдаться, принять ислам и перейти на его сторону отвечали только меткими выстрелами. О сдаче и вероотступничестве среди казаков даже речи не шло.

На третий день, 18 декабря 1864 года, не видя другой возможности продолжать бой, Серов приказал оставшимся в живых построиться в каре и идти на прорыв. Ни одной лошади к тому времени не уцелело. Поднявшись во весь рост, русские воины с криком «ура» двинулись на многотысячную вражескую орду. Кокандцы опешили и в растерянности расступились перед казаками, но, вскоре придя в себя, стали их преследовать и обстреливать с безопасного расстояния. Русские отвечали огнем, выбивавшим из седла тех, кто осмелился подъехать к ним слишком близко.

Рассвирепевшие враги, по свидетельству историка, в «лучших» азиатских традициях «излили всю свою месть на тяжелораненых, оставленных на дороге: на глазах отряда их рубили шашками и отсекали им головы». Но и палачей в момент их звериного торжества тоже часто настигали меткие пули казаков, мстивших так за своих погибших товарищей.

Памятник погибшим в Иканском сражении, установленный на братской могиле в 1884 году.
© wikipedia.org
Памятник погибшим в Иканском сражении, установленный на братской могиле в 1884 году.

Уже вблизи Туркестана на помощь героям прибежали солдаты из города. Всех выживших в этом невероятном бою сразу же отправили прямиком в лазарет, ибо истощены были все, даже те, кто не получил ранений. Впрочем, таковых оказалось всего 13. Сам Серов был ранен и контужен, другой офицер убит. Из пяти урядников в живых остался лишь один раненый. Погибли также 50 рядовых, фельдшер, обозный и один из казахов. 37 казаков и все солдаты-артиллеристы были ранены. Но они выстояли и победили, выказав поистине несгибаемую силу русского духа!

Реклама
Реклама