Собиратель русских земель

Собиратель русских земель

Иван III за 43 года правления преобразил Московское государство
Иоанн III топчет ханскую басму (картина Николая Шустова).
© topwar.ru
Иван III за 43 года правления преобразил Московское государство
' + '' + ' ' + ''+ ' Иоанн III топчет ханскую басму (картина Николая Шустова).
20 февраля 2024, 14:26
Реклама

31 января (по новому стилю) 1440 года в семье великого князя  Московского Василия, впоследствии  прозванного за слепоту Темным, появился на свет наследник. Нарекли его Иваном. Никто тогда не мог предположить, что через полвека он не только подчинит себе всю северо-восточную половину Руси и заставит Литву отказаться от части захваченных русских земель, но и займет в иерархии восточно-европейских властителей место, ранее принадлежавшее ханам Золотой или Большой Орды. Его первого из Московских государей стали называть царем, а в западных источниках тех лет нередко именовали кайзером или императором. Речь об Иоанне III, заслужившем в истории прозвище Великий.

Шаг к общерусской монархии

В начале XIV века Великое княжество Владимирское оказалось раздроблено на два десятка удельных княжеств. Владетелю одного из них хан Золотой Орды выдавал ярлык на главный в северо-восточной Руси владимирский престол. Чаще других его обладателями становились московские и тверские князья. Борьба между ними порой не ограничивалась интригами, доходя до прямых военных столкновений.

Одним из важных факторов окончательного закрепления за Москвой лидерства в этом противостоянии стал перенос в нее из Владимира постоянной резиденции митрополита, единственного в ту пору на Руси (1325 год). Этот момент имел огромное значение: Москва обрела статус не только политического, но и главного духовного центра.

После победы Дмитрия Донского на Куликовом поле в 1380 году авторитет Москвы еще более укрепился. Осуществленное посредством подлого обмана сожжение города Тохтамышем вернуло хану верховную власть над северо-востоком Руси, однако весьма показательно то, что наследование великокняжеского титула московскими князьями с тех пор не оспаривалось ни владетелями других княжеств, ни самими ордынскими ханами, которые для «сохранения лица» стали только лишь утверждать уже свершившийся без их согласия акт престолонаследия.

Приращение земель Московского государства при Иоанне Великом.
© Соцсети
Приращение земель Московского государства при Иоанне Великом.

К середине XV века Золотая Орда в значительной степени утратила силу и стала дробиться на части. Но и в Московском княжестве разразилась долгая междоусобица, одним из эпизодов которой стало ослепление отца Иоанна III — великого князя Василия, получившего из-за этого прозвище Темный. После окончательной победы в междоусобной войне Василий Темный сделал сына соправителем. С десятилетнего возраста Иоанн наряду с отцом стал носить титул великого князя Московского. А править единолично он начал в 1462 году, после того как отец скончался в результате тяжелой болезни.

С этого момента, по мнению Николая Карамзина, «история наша приемлет достоинство истинно государственной, описывая уже не бессмысленные драки княжеские, но деяния царства, приобретающего независимость и величие».

Утверждение нашего великого историка имеет под собой веские основания. Именно правление Иоанна III стало периодом объединения всех северо-восточных русских земель в единое целое. Именно он стал первым русским государем, которого по аналогии с ханами Золотой Орды нередко называли царем. И, наконец, именно с Иоанна III, прозванного впоследствии Великим, начался процесс постепенного подчинения Москве всей Великой Степи, а государи московские фактически переняли в этом смысле эстафету у некогда могущественных золотоордынских ханов.

Цель оправдывает средства

Единолично воссев на престоле в 22-летнем возрасте, Иоанн был уже немало искушен в государственных делах, однако спешить не стал. На первых порах он в строгом соответствии с завещанием отца предоставил уделы младшим братьям, временно продолжив пагубную практику дальнейшего дробления русских земель. Затем молодой великий князь подтвердил все заключенные отцом договоры о границах и взаимоотношениях с наиболее значительными государственными образованиями на северо-востоке Руси — княжествами Тверским, Ростовским, Белозерским, Рязанским, Ярославским, Суздальско-Нижегородским, с Новгородской и Псковской республиками.

В дальнейшем Иоанн старался соблюдать формальную законность, но, по сути, вся его последующая политика явилась практическим воплощением принципа, сформулированного знаменитым современником московского князя — флорентийцем Никколо Макиавелли: цель оправдывает средства. В этом смысле он действовал весьма схоже с другим своим современником — французским королем Людовиком XI, не столько силой, сколько хитростью объединившим раздробленную на множество феодальных владений страну в монолитную державу.

Снятие Вечевого колокола в Великом Новгороде.
© Пластина-иллюстрация из книги «Живописный Карамзин»
Снятие Вечевого колокола в Великом Новгороде.

Поступки Иоанна III с самого начала правления отличались взвешенностью, неторопливостью, но при этом осмысленностью, последовательностью и непреклонной целеустремленностью. Как свидетельствует Карамзин, «в лета пылкого юношества он изъявлял осторожность, свойственную умам зрелым, опытным… Не любил дерзкой отважности; ждал случая, избирал время; не быстро устремлялся к цели, но двигался к ней размеренными шагами».

Всего за какой-то десяток лет Иоанн III, пользуясь обстоятельствами, или сам таковые обстоятельства создавая, присоединил к Московскому государству земли нескольких княжеств. Наиболее опасных противников он безжалостно убирал со своего пути. Остальные, глядя на это, не смели Иоанну перечить и становились его послушными вассалами. Поступая так с князьями, он имел еще меньше причин относиться терпимее к наиболее дерзким гражданам наших древних феодальных республик — Новгорода и Пскова.

Псковитяне, земли которых граничили с владениями пока еще не утративших воинственности ливонских рыцарей, подчинились Иоанну без ропота. Плюсы от обретения столь могущественного защитника перевесили для них минусы, связанные с ограничением традиционных республиканских вольностей. А не пожелавших последовать примеру псковитян новгородцев, гордых былым величием Господина Великого Новгорода, Иоанн подчинил силой.

К 1480 году Москва была уже явно богаче Орды и нисколько не уступала ей военной мощью, поэтому даже давно ставшая формальной зависимость от хана тяготила и унижала Иоанна. Он решил окончательно покончить с этим недоразумением, но и тут не отступил от своей привычки действовать всегда выверенно, осмотрительно и наверняка. Заключив союз с крымским ханом Менгли-Гиреем, не менее Иоанна желавшим освободиться от формального подчинения хану Большой Орды Ахмату, а также с молдавским господарем Стефаном, московский князь подстраховался от союза своего главного врага с литовским князем и (по совместительству) польским королем Казимиром.

Стояние на Угре, 1480 г. (картина Ращектаева Н.А).
© Соцсети
Стояние на Угре, 1480 г. (картина Ращектаева Н.А).

Великое стояние на реке Угре завершилось бесславным отступлением войска Ахмата и последовавшей вслед за ним гибелью хана. Большая Орда навсегда прекратила свое существование, а один из ее осколков — Казанское ханство — вскоре попало под влияние Великого князя Московского. После этого Иоанн продолжил свою политику «собирания русских земель» и весьма преуспел в ее реализации, а через два десятка лет после стояния на Угре присоединил к Московскому государству еще и значительную часть (около трети) населенных русскими людьми территорий, захваченных ранее Великим княжеством Литовским.

К моменту своей смерти в 1505 году Иоанн III Великий являлся единоличным властителем сильнейшего государства Восточной Европы, созданного им на месте «лоскутного одеяла» из нескольких десятков княжеств, пребывавших в унизительной зависимости от степных кочевников. Современники называли его Грозным, однако под этим прозвищем вошел в историю внук Иоанна III. Самому же ему гораздо больше подходит данное европейскими хронистами наименование Великий, ибо, поставив перед собой поистине великие цели, он за 43 года добился полной их реализации.

Методы, которыми он этого достиг, сегодня интересуют разве что специалистов-историков. А для всех остальных наших гражданин Иоанн Великий навеки останется собирателем русских земель и создателем сильного Московского государства, ставшего впоследствии Российской империей. 

Реклама
Реклама