Украинские уроки для евронатовцев

Украинские уроки для евронатовцев

В случае полномасштабной войны Евросоюзу не удастся прикрыться зонтиком ПВО/ПРО
Во Львове собирают осколки стёкол вокруг территории 2-й отдельной Галицкой бригады Нацгвардии Украины, куда прилетела русская ракета.
© maksym_official
В случае полномасштабной войны Евросоюзу не удастся прикрыться зонтиком ПВО/ПРО
' + '' + ' ' + ''+ ' Во Львове собирают осколки стёкол вокруг территории 2-й отдельной Галицкой бригады Нацгвардии Украины, куда прилетела русская ракета.
27 февраля 2024, 09:57
Реклама

Если завтра НАТО развяжет войну с Россией, чем западные страны будут прикрываться от русских ракет и беспилотников? Насколько эффективной окажется противовоздушная оборона Евросоюза? На эти вопросы дает ответ опыт Украины, которая превращена в испытательный полигон Североатлантического альянса. «Армейский стандарт» разбирался в эффективности западных систем ПВО в условиях современной войны.

Дефицит боеприпасов и воздушные бреши

О роли ПВО в войне можно судить по боям за Авдеевку. Как только зенитное прикрытие украинского укрепрайона ослабло, российская авиация забросала его корректируемыми авиационными бомбами калибра 500 килограммов (КАБ-500), что в конечном итоге ускорило освобождение города от украинских воинских формирований.

В целом для Украины наступил не самый хороший период с точки зрения противовоздушной обороны. Зенитных ракетных комплексов (ЗРК) и боеприпасов к ним сейчас не хватает для прикрытия даже передовых позиций войск на линии боевого соприкосновения, не говоря уже обо всех военных и инфраструктурных объектах в глубине территории страны. По оценкам американских чиновников, средств ПВО и боеприпасов к ним Украине хватит только до марта, а потом начнется системный коллапс, если не будет пополнения.

О дефиците ПВО на Украине свидетельствует увеличение числа успешных ударов по выбранным целям российскими беспилотниками, крылатыми и баллистическими ракетами на всю глубину территории страны. Официальные представители ВСУ уже не говорят, что «сбили все ракеты». Наоборот, в их словах звучит признание, что ВВС, в состав которых входят войска ПВО, не хватает боеприпасов для защиты украинского неба.

Об этом уже известно и в Пентагоне. «К следующему месяцу Украина может столкнуться с трудностями при проведении локальных контратак, а к началу лета ее вооруженные силы могут столкнуться с трудностями при отражении российских атак, говорят чиновники и аналитики», — написали корреспонденты The New York Times 8 февраля.

Американское издание сетует на то, что уже сейчас трудно понять, как Украина сможет сохранить свои нынешние позиции на поле боя. Более того, западные чиновники и военные эксперты предупреждают, что без помощи США каскадный коллапс вдоль фронта вполне возможен в конце этого года, уточняет издание.

Все это в полной мере относится и к организации фронтовой и объектовой противовоздушной обороны. «Дырявая» ПВО пропускает удары в глубоком тылу украинских войск. Например, в ночь на 15 февраля во Львове ракетному обстрелу подверглось расположение 2-й отдельной Галицкой бригады Нацгвардии Украины (в/ч 3002). О самой бригаде давно уже нет информации в Сети. Последний раз она упоминалась в мае прошлого года в связи с гибелью военнослужащих этой части в районе Павлограда Днепропетровской области. Кто сейчас находится в казармах и чья техника расположена в ангарах и на открытых площадках? Вопрос остается открытым. Нельзя исключить временного расположения здесь иностранного вооружения.

Перекрытие улицы Научной во Львове после удара по территории 2-й отдельной Галицкой бригады Нацгвардии Украины.
© t.me@andriysadovyi
Перекрытие улицы Научной во Львове после удара по территории 2-й отдельной Галицкой бригады Нацгвардии Украины.

Территория бригады большая, занимает целый квартал. После удара было перекрыто движение транспорта на прилегающих улицах — Научной, Троллейбусной и Трускавецкой. В радиусе примерно 300–350 метров были выбиты стекла в окружающих территорию воинской части жилых домах и общественных зданиях. Таким образом, полностью повторилась ситуация после нанесения ракетного удара во Львове по Академии сухопутных войск имени Сагайдачного в ночь на 6 июля 2023 года.

«Повреждены 18 жилых домов. Выбито более 400 окон», — сообщил 15 февраля мэр города Андрей Садовой. По словам городских чиновников, во время ракетного удара два человека получили колото-резаные раны от сыпавшихся осколков стекла. Так выборочно действуют российские военные, в отличие от украинских, наносящих неизбирательные удары по мирному населению в Донецке, Белгороде и других российских городах.

С миру по ракете — Украине на ПВО

Руководство ВСУ заявляет, что в ближайшее время союзники примут меры для усиления украинской ПВО. Киевских генералов вдохновляет подписанное представителями 14 стран (без Украины) в Брюсселе соглашение о намерении создания новой «коалиции способностей» — интегрированной противовоздушной и противоракетной обороны. Несмотря на то что речь в документе идет только о «намерении», минобороны Украины на своем сайте заявило 15 февраля, что коалиция уже работает.

В нее вошли в качестве председательствующих стран Германия, Франция и США. К ним присоединились Бельгия, Болгария, Великобритания, Греция, Дания, Испания, Литва, Нидерланды, Норвегия, Словения, Украина и Чехия.

В коалицию по каким-то причинам не вошли еще 12 стран, которые ранее поставляли Украине средства ПВО. И если даже предположить, что ЗРК и зенитные артиллерийские системы закончились у небогатых стран — Иордании, Латвии, Северной Македонии, Словакии и Черногории, то как объяснить, что в документе нет подписей представителей Израиля, Италии, Канады, Польши, Турции и даже Швеции — оружейной кузнецы Евросоюза?

В декабре прошлого года минобороны Израиля подписало соглашение о продаже Финляндии системы многоуровневой противоракетной обороны «Праща Давида», предназначенной для перехвата баллистических ракет малой дальности и неуправляемых и дозвуковых крылатых ракет. Значит, у Израиля есть что продавать, но нет оружия, которое израильтяне готовы просто подарить.

Очевидно, так же рассуждает и руководство других стран, в том числе ближайшей соседки Украины — Польши. Кроме того, властям некоторых стран выгоднее торговать с Россией, например, бананами, а не избавляться от «советского оружейного металлолома», цена которого не превышает $200 млн.

Впрочем, вряд ли что изменится в организации защиты украинского воздушного пространства после создания «коалиции». За два года на территорию Украины был стянут почти весь спектр средств ПВО НАТО и даже чуть больше. Имеются в виду средства ПВО советского/российского производства, шантажом и угрозами вырванные Вашингтоном из стран, не входящих в Альянс.

Всего Украина получила и планирует получить еще в 2024 году в общей сложности не менее 130 батарей ЗРК и 250 зенитных артиллерийских орудий, не менее 4000 переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК) типа Stinger, Robotsystem 70s, Starstreak и советских «Стрела-2». Всем этим «добром» обеспечили и продолжают обеспечивать Украину 22 страны, начиная с США, Германии и Великобритании и заканчивая Израилем, Иорданией, Северной Македонией и Пакистаном.

В Полтавской области 2.02 украинская ракета ПВО попала в зернохранилище, но списали на Россию.
© poda.gov.ua
В Полтавской области 2.02 украинская ракета ПВО попала в зернохранилище, но списали на Россию.

К концу прошлого года одна только Германия передала Украине средств ПВО больше, чем весь Евросоюз вместе взятый. Берлин поставил Киеву один ЗРК Skynex с боекомплектом, два ЗРК Patriot с запасными частями и дополнительно к ним две пусковые установки Patriot, три ЗРК IRIS-T SLM, две пусковые установки IRIS-T SLS, восемь РЛС TRML-4D, 52 самоходные зенитные установки Gepard с запчастями и боезапасом — свыше 116 тыс. выстрелов, а также ракеты IRIS-T SLS и IRIS-T SLM, ракеты для Patriot, 500 ПЗРК Stinger и доставшиеся бундесверу в наследство от Группы советских войск в Восточной Германии 2700 ПЗРК «Стрела-2».

В 2024 году Германия планирует передать Украине 15 самоходных зенитных установок Gepard, девять ЗРК IRIS-T SLM, 22 пусковые установки IRIS-T SLS, один ЗРК Skynex с боекомплектом, а также ракеты IRIS-T SLM/SLS и более 259 тыс. боеприпасов для Gepard.

Из Великобритании на Украину привезли шесть ЗРК Starstreak, из Франции — батарею франко-итальянской ЗРК SAMP/T-Mamba (мамба — род змей) с боезапасом в 700 зенитных ракет Aster-30 и две батареи французских Crotale-NG («Гремучая змея»), из Италии — четыре батареи ЗРК Spada Aspide (семейство ядовитых змей), из США — 12 ЗРК Avenger, из Испании — старые как мир американские ЗРК Hawk, из Швеции — РЛС PS-90 Giraffe («Жираф»).

Проблемы с этим «зоопарком» не только у ВСУ, но и у всех стран, которые помогают Украине. Требуется организовать обучение украинских зенитчиков, а это можно сделать только за пределами бывшей УССР. Чем сложнее система, тем больше времени уходит на обучение. Например, украинские расчеты первой батареи Patriot с января 2023 года обучались в США, потом в ЕС находились на боевом слаживании. Только через четыре месяца военные получили соответствующие сертификаты и вернулись на Украину.

ЗРК, требующие сложного ремонта, приходится вывозить за границу. А надо наладить еще техническое обслуживание непосредственно в местах дислокации и регулярно пополнять боекомплект, ведь Украина давно ничего сама не производит.

С выполнением последней задачи Евросоюз, привыкший за многие десятилетия к мирной, размеренной жизни, сейчас не справляется. Европейцы не готовы к ведению современной войны высокой интенсивности. ВСУ ежемесячно тратят боеприпасов больше, чем успевают произвести в Европе за год. И это серьезно пугает западных политиков.

Задачка для ВВС

Несмотря на помощь военно-промышленных комплексов стран НАТО, российские ракеты и даже беспилотники систематически пробивают бреши в ПВО Украины. Делают они это не только в ближней зоне за линией боевого соприкосновения, но и в глубоком тылу. Почему такое стало возможным? Ответ на этот вопрос представляет практический интерес для НАТО в Европе.

Украинский опыт показал, что около каждого стратегического объекта, каким являются пункты управления войсками и страной в целом, можно поставить одну или несколько батарей ПВО, но любую из них можно «перегрузить» десятками ложных целей, а потом нанести один решающий удар. А возле каждого города, каждого поселка, каждой воинской части ЗРК не поставишь. Для этого не хватит ни вооружения, ни обслуживающего персонала.

Поэтому в воздушном пространстве все равно остаются бреши, не прикрытые ни радиолокационным полем, ни зенитными ракетными и артиллерийскими системами. Эти бреши ищут и находят российские беспилотники, а потом, по результатам разведки, составляются полетные задания, которые и вводятся в головки самонаведения «умных» ракет.

Командованию ВВС ВСУ каждый день приходится решать непростые задачи с распределением сил и средств по всем территории страны. Попробуем поставить себя на место противника и решить за него задачу организации противовоздушной обороны Украины в условиях проведения Вооруженными силами РФ специальной военной операции.

В первую очередь требуется защитить центры принятия решений. Их может быть несколько. Главный — Киев, «запасной» — Львов, куда уже перебрались некоторые республиканские учреждения, такие как верховный апелляционный суд Украины.

Сразу после получения первых двух батарей ЗРК Patriot, они были поставлены на боевое дежурство около Киева. Позиционным районом одной из батарей вполне могла бы стать территория за кольцевой дорогой, на околице села Гатное, недалеко от Сиреневой улицы, или территория находящейся поблизости фермы. Дорога к ней закрыта шлагбаумом. Место удобное для обзора, так как на 40–60 метров оно возвышается над городом. Достаточно одного радара, чтобы прикрыть небо над Киевом и все подходы к нему в радиусе 100 км — максимальной дальности обнаружения и подсветки атакующей ракеты.

Пожар на нефтеперерабатывающем заводе в Кременчуге.
© t.me@poltavskaOVA
Пожар на нефтеперерабатывающем заводе в Кременчуге.

А где разместить вторую батарею? Конечно, в районе Львова, так как он является важным транспортным узлом, соединяющим военный хаб в польском Жешуве с Украиной. РЛС логичнее расположить юго-восточнее Львова, чтобы она контролировала воздушное пространство сразу над тремя городами: Львовом, Ивано-Франковском и Тернополем. Подходящим местом для этого является, например, свиноферма севернее Бережанского пруда.

Восточнее от свинофермы расположен 777-й отдельный полк материально-технического снабжения ВСУ, а западнее — военные склады. Между ними по прямой всего около полутора километров. Если расположить РЛС чуть севернее, то получается и безопасно, и удобно. Еще один плюс состоит в том, что вторая батарея будет прикрывать подходы к Киеву с юго-западного направления, по которому любят летать русские беспилотники.

«Крылатые ракеты маневрируют между Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской областями», — написал в Telegram-канале глава военной администрации Львовской области Максим Козицкий 7 февраля, комментируя удары, наносимые в этот день российской армией по военным объектам на территории Украины. Эта запись служит косвенным подтверждением наличия в этом районе какого-то радара ПВО. Вот только, несмотря на наличие позиций ПВО на подступах к Львову, ракетные удары по военным объектам в городе наносятся с завидным постоянством.

И наконец, где место третьей батареи? Конечно, севернее Вольногорска. Тогда были бы прикрыты города Кривой Рог, Днепропетровск и Кременчуг — крупные промышленные центры. А кроме того, батарея оказалась бы на пути крылатых ракет, запускаемых с юго-восточного направления, из районов Крыма и Каспийского моря.

В самом Вольногорске, на его северо-восточной окраине, расположен горно-металлургический комбинат. Он сам по себе уже заманчивая цель. В шести километрах севернее, за Малышевским месторождением циркон-рутил-ильменитовых руд, находится село Свободные Хутора — очень удобное место для дислокации РЛС.

Но, зная трусливый характер бандеровцев, нельзя исключать, что все три батареи охраняют Киев. Правда, как показывает практика, без особого успеха.

Учиться лучше на чужих ошибках

Выделяется группа западных оружейных компаний, которые заинтересованы в продолжении войны на Украине. Они получают коммерческую выгоду, рекламируют свою продукцию и тестируют ее одновременно. «Армейский стандарт» уже писал о компании «Рейтеон» (Raytheon), входящей в состав американского транснационального аэрокосмического и оборонного конгломерата RTX, которая с помощью войны на Украине продвигает на внешнем рынке свои ЗРК Patriot. Но не только американские производители пиарятся на украинском поле боя. Этим занимаются и европейские оружейные компании, в частности, немецкий концерн Rheinmetall AG.

Генеральный директор концерна Армин Паппергер (Armin Papperger) в интервью немецкому изданию 28 февраля 2023 года рассказал о поставке на Украину двух новинок — ЗРК Skynex и Skyranger. ВСУ стали первой армией в мире, которая начала их эксплуатацию. Обученные в Германии украинские специалисты, что называется, «откатали» модульную архитектуру Skymaster: 2D- и 3D-радары, видеоканалы, РЛС наводки орудий, различные датчики, связанные в единую сеть в условиях подавления их работы российскими средствами радиоэлектронной борьбы. В общем, Rheinmetall AG получил бесценный исследовательский материал для дальнейшего развития своих ЗРК.

Как сообщило федеральное правительство Германии на своем официальном сайте, поставки осуществлялись из промышленных запасов, финансируемых немецкими фондами, при этом отмечено, что «некоторые поставки требуют модернизации». Действительно, Skyranger («Небесный рейнджер») был передан Украине в версии A1. После суровых испытаний на украинском поле боя его доработали и модернизировали до версии A3 и подготовили к серийному производству, которое начнется в середине 2024 года.

Начальник отдела по связям с прессой и общественностью Оливер Хоффманн (Oliver Hoffmann) в пресс-релизе, опубликованном на сайте концерна 11 января 2024 года, сделал акцент на успешной обкатке ЗРК «с боевой стрельбой» в испытательном центре Окзенбоден (Ochsenboden) в Штудене (Studen SZ, Швейцария) и ни словом не обмолвился о суровых испытаниях Skyranger 30A1 на Украине. Но потенциальные заказчики, конечно, знают, где реально прошли главные испытания ЗРК. Бундесвер получит новые зенитно-ракетные комплексы не ранее 2025 года.

Вид Авдеевки сверху.
© Министерство обороны РФ
Вид Авдеевки сверху.

Весной 2024 года Украина получит второй ЗРК Skynex. Как и в прошлом году, в боекомплекте будут 35-мм боеприпасы программируемого подрыва Ahead. После захвата цели дальномерами и радаром наведения огонь по цели открывается автоматически. Бортовая автоматизированная система управления с помощью датчиков замеряет скорость снарядов и их отклонение. Программаторы выставляют взрыватель на определенную высоту и опережение, вводя данные с коррекцией непосредственно в процессе вылета из ствола. В заданной точке боеприпас взрывается облаком вольфрамовой шрапнели.

В ВСУ эти комплексы применяют не только по воздушным целям. Создание облака вольфрамовой шрапнели над окопом — дорогостоящий эксперимент, но бандеровцы немецкие евро не считают. А вот бить по воздушным целям у вэсэушников не всегда получается. Дело в том, что новые российские беспилотники с реактивным двигателем уже научились преодолевать ближние и дальние рубежи украинской противовоздушной обороны и сейчас ежедневно наносят удары по военным и инфраструктурным объектам, а также и по самим средствам ПВО. Эти удары — не только по конкретному зенитно-ракетному или зенитно-артиллерийскому комплексу. Они еще и по имиджу производителей, по торговой марке, в конечном счете — по ненасытной жадности западных торговцев оружием.

А еще это предостережение для западных политиков, которые сейчас активно продвигают в своих странах в общественном сознании идею неизбежности войны с Россией. Каким бы ни было европейское ПВО/ПРО, отсидеться в теплых бункерах во время войны им не удастся. Поэтому сейчас им лучше учиться на украинских ошибках, чем потом на своих. И лучше всего просто не нарываться и не испытывать свою противовоздушную оборону на надежность.

Реклама
Реклама