Освобождение Херсона
13 марта 1944 года в ходе Березнеговато-Снигиревской наступательной операции 3-го Украинского фронта части 28-й армии выбили гитлеровцев из Херсона. Нацистские варвары планировали полностью разрушить город, но благодаря решительным действиям наших войск осуществить задуманное не успели. «Армейский стандарт» напомнит об этом эпизоде нашей истории.
На левом берегу Днепра
Действия, направленные на освобождение города, основанного в 1778 году Григорием Потемкиным и оккупированного немцами 19 августа 1941 года, начались в декабре 1943-го. В то время гитлеровцы еще удерживали на левом берегу Днепра, напротив Херсона, значительный участок земли. Он получил название «херсонский плацдарм». С правым берегом реки его связывали мосты с железнодорожным и автомобильным сообщением.
Обороняли этот плацдарм части 4-й горно-стрелковой дивизии вермахта, усиленные бронетехникой и артиллерией 13-й танковой дивизии. Наличие такой «неприятной занозы» угрожало нашим войскам ударом во фланг вдоль берега Днепра в случае попытки его форсирования, поэтому было решено плацдарм ликвидировать. Это дело командование поручило 49-й гвардейской стрелковой дивизии, поддерживаемой авиацией.
Морозным утром 16 декабря 1943 года наши солдаты пошли в наступление. Из-за плотной облачности действия авиации были сильно затруднены. Враг оборонялся очень упорно, но к 20 декабря сопротивление немцев удалось сломить. Они были частью уничтожены, частью отброшены за реку. После этого наступило временное затишье. Для форсирования Днепра и штурма Херсона условия тогда еще не созрели…
Спасти город от разрушения
На рубеже 1943–1944 годов Красная Армия начала грандиозную по масштабу Днепровско-Карпатскую стратегическую наступательную операцию. В самом ее начале среди прочего был ликвидирован обширный плацдарм врага на левом берегу Днепра в районе Никополя. Затем наши войска переправились через реку и к 29 февраля завершили разгром никопольско-криворожской группировки противника, отбросив немцев за реку Ингулец. На ее рубеже командующий группы армий «А» Эвальд фон Клейст рассчитывал выстроить новую прочную линию обороны.
Расчет этот основывался на примерно равной численности личного состава (около 500 тыс. человек) немецко-румынской группы армий и нашего 3-го Украинского фронта (командующий — Родион Малиновский). С воздуха обе стороны прикрывало по 600 самолетов. К началу наступления у советских войск был перевес только в артиллерии (7184 ствола против 3386) и в танках (573 против 359).
Особые надежды немцы возлагали на рано наступившую в том году весну, из-за которой раскисшие черноземы превратились в труднопреодолимые для людей и техники вязкие болота. Период распутицы командование 6-й немецкой и 3-й румынской армий предполагало использовать для спешного укрепления своих и без того сильных оборонительных позиций. Но расчеты врага не оправдались. 6 марта армии 3-го Украинского фронта перешли в общее наступление.
На южном фланге наносила вспомогательный удар 28-я армия под началом генерал-лейтенанта Алексея Гречкина. Именно перед ней была поставлена задача освободить Херсон и не позволить оборонявшим его немцам отойти без боя из-за угрозы их окружения силами наших армий, прорвавших фронт севернее. С переправой через Днепр следовало поспешить: в ночь с 10 на 11 марта в городе стали раздаваться мощные взрывы, подтвердившие данные разведки о том, что нацистские варвары собираются превратить Херсон в руины. Допустить такое было никак нельзя.
Об умении и доблести
Той же ночью 149-й полк 49-й гвардейской стрелковой дивизии, командиром которой 15 января был назначен полковник Василий Маргелов (будущий командующий Воздушно-десантными войсками СССР), форсировал Днепр выше Херсона по течению, отбросил противника от берега и начал его преследование.
А днем приказ о наступлении получили уже все части 49-й гвардейской и 295-й стрелковой дивизий. Но попытка переправиться в ночь с 11 на 12 марта не удалась. Немцы оказались настороже из-за артподготовки, мало что давшей, но обозначившей намерения наших соединений.
Зато следующей ночью форсирование удалось сразу в нескольких местах. На улицах Херсона завязались бои, быструю победу в которых принесло умелое командование Василия Маргелова и его коллеги — командира 295-й дивизии Александра Дорофеева. За взятие города, свершившееся 13 марта 1944 года, им обоим были присвоены звания Героев Советского Союза. Но, конечно же, без мужества и доблести наших простых солдат ни эта, ни какая-либо другая победа не стала бы возможной…
В наши дни в районе Херсона идут ожесточенные бои. Невзирая на страшные потери, противник продолжает цепляться за плацдарм у Крынок. Пожелаем же нашим бойцам скорейшей победы. Пусть примером послужат им деды и прадеды, 80 лет назад побившие таких же нацистов на том же самом месте.