Десант, шагнувший в вечность

Десант, шагнувший в вечность

80 лет назад морские пехотинцы под командованием старшего лейтенанта Константина Ольшанского совершили великий подвиг
Картина В. Печатина.
© Соцсети
80 лет назад морские пехотинцы под командованием старшего лейтенанта Константина Ольшанского совершили великий подвиг
' + '' + ' ' + ''+ ' Картина В. Печатина.
11 апреля 2024, 10:07
Реклама

В ходе освобождения города Николаева в его порту высадился составленный из добровольцев десант. Горстка морских пехотинцев в течение двух суток, с 26 по 28 марта 1944 года, сражалась против многократно превосходящих сил гитлеровцев и одержала над ними победу! «Армейский стандарт» напомнит об этом героическом эпизоде Великой Отечественной войны.

Только добровольцы

26 марта 1944 года началась Одесская наступательная операция. Ее первым этапом стало освобождение города Николаева силами 5-й гвардейской, 6-й и 28-й армий при содействии 2-го гвардейского механизированного корпуса и Черноморского флота. С учетом участия в операции нескольких войсковых объединений кажется даже не совсем логичным, что немаловажную роль в быстром взятии города сыграл морской десант всего из нескольких десятков человек. Но это факт, а факт, как известно, самая упрямая в мире вещь.

Противник стремился удержать Николаев во что бы то ни стало. На подступах к городу, между рекой Ингул и Бугским лиманом, нацисты создали глубоко эшелонированную оборону и рассчитывали в условиях весенней распутицы успешно отразить на этих позициях наступление советских войск. Обороняли Николаев не только части вермахта и СС, но и несколько батальонов РОА, Русской освободительной армии Власова, сражавшихся с особым упорством, поскольку наши солдаты в плен их старались не брать.

Схема боя десанта в порту.
© wikipedia.org
Схема боя десанта в порту.

Командование наступавшей на южном фланге 28-й армии решило высадить в тылу противника десант. Районом высадки был избран морской порт. Враг собирался уничтожить портовые здания и сооружения, и следовало сорвать этот замысел. Кроме того, внезапное появление советских бойцов далеко в тылу у немцев должно было посеять в их рядах панику и неразбериху.

План нашего командования был замечательно дерзок, но имелся в нем всем понятный нюанс: даже в случае успеха десанта мало кому из его участников удастся выжить. И вполне возможен был такой исход, при котором вообще не уцелеет никто. Именно поэтому состав десантной партии комплектовался исключительно добровольцами!

Число десантников ограничивалось оказавшимися в наличии средствами их доставки к вражескому берегу. Это были 8 старых рыбачьих лодок, дырявых и рассохшихся. Приведя их в более-менее приемлемое состояние, 55 бойцов 384-го отдельного батальона морской пехоты, 10 саперов 57-го отдельного инженерно-саперного батальона и 2 связиста экипажа передвижной радиостанции командующего 28-й армией погрузились в утлые суденышки. Кроме них в лодки на весла сели 12 понтонеров из 44-го отдельного понтонно-мостового батальона и 7 местных рыбаков, вызвавшихся помочь военным. Задача этих 19 человек состояла только в доставке десанта к месту высадки.

Из числа добровольцев были назначены командир старший лейтенант Константин Ольшанский, его заместитель по политической части секретарь парторганизации 384-го батальона капитан Алексей Головлев и начальник штаба лейтенант Григорий Волошко. Саперы должны были ночью быстро провести разминирование и сразу вернуться на лодках обратно, но непредвиденные обстоятельства внесли в изначальный план существенные коррективы…

Вопреки погоде и природе

В ночь с 25 на 26 марта дул встречный штормовой ветер. С одной стороны, это было нашим десантникам на руку, так как немцы и подумать не могли, что в такую погоду кто-то может попытаться переплыть лиман, но с другой, дело и впрямь было очень рискованным. Наспех отремонтированные ветхие лодчонки постоянно давали течь, и из них приходилось вычерпывать на ходу воду. В довершение всех неприятностей один из этих плавучих раритетов на полпути к цели не выдержал экстремальных нагрузок и развалился на части.

Константин Ольшанский.
© wikipedia.org
Константин Ольшанский.

Миниатюрной флотилии пришлось пристать к берегу. Так как места в лодках, и без того перегруженных, теперь не хватало, Ольшанский приказал рыбакам и понтонерам возвращаться по суше обратно. За весла сели сами морпехи, а в качестве лоцмана с отрядом остался самый молодой из рыбаков — Андрей Андреев.

Из-за шторма и вынужденной остановки пятнадцатикилометровый путь до точки высадки занял более пяти часов вместо расчетных двух-трех. Только в 4.15 по местному времени десантники скрытно высадились в торговом порту и сняли часовых. Заняв несколько каменных зданий и окопавшись у дороги, ведущей из порта в город, они организовали круговую оборону в районе элеватора. Связисты передали командованию радиограмму об успешной высадке, а саперы приступили к разминированию зданий и сооружений.

Задержка в пути не позволила закончить разминирование до рассвета, как это планировалось, поэтому саперам пришлось остаться вместе с морскими пехотинцами. Еще раньше отказался покинуть отряд Андреев. Рыбак решил разделить с военными их судьбу. С восходом солнца началась удивительная двухсуточная эпопея, почти не имеющая аналогов во всей мировой истории…

Пулями, гранатами, ножами и зубами

При попытке сменить часовых немцы обнаружили, что элеватор больше не в их руках. В ходе первой перестрелки один тяжелораненый вражеский солдат был взят в плен, но вскоре скончался. После этого к элеватору двинулась еще одна группа гитлеровцев. Огнем отделения под командованием старшины Кирилла Бочковича она была полностью уничтожена. Предположив, что в порту засела группа вооруженных подпольщиков, немцы предприняли лобовую атаку относительно малыми силами, но попали под перекрестный огонь отделений Бочковича и старшины 1-й статьи Юрия Лисицына.

Только тогда озадаченные гитлеровские офицеры, осознав, что ситуация для них сложилась крайне непростая, бросили в наступление сразу с трех сторон целый батальон пехоты. Но и в этот раз, после внезапного огневого шквала из здания конторы «Заготзерно», где расположились главные силы десанта, нацистам пришлось в панике уносить ноги, бросив несколько десятков своих убитых сослуживцев.

Видя, что одним только стрелковым оружием с морскими пехотинцами им не совладать, немцы подтянули артиллерию. Новой атаке предшествовала артподготовка из четырех орудий, но и она не принесла гитлеровцам успеха. Наши бойцы отбили нападение, хотя в их рядах появились первые потери. А следующую атаку сопровождал огонь не только пушек, но и шестиствольных реактивных минометов. Второй этаж здания заготконторы был им снесен.

Картина «Десант Ольшанского».
© Из собрания Николаевского музея
Картина «Десант Ольшанского».

Из отделения Лисицына, окопавшегося у железнодорожной насыпи, уцелел и отошел к своим только он сам. Ольшанский получил тяжелое ранение, но продолжил командование отрядом. Вечером радисты передали в штаб его донесение: «Противник атакует. Положение тяжелое. Прошу дать огонь на меня. Дайте быстро. Ольшанский».

Больше радиограмм не было. Ночью от разрыва снаряда погибли оба радиста, была уничтожена рация.

Ввиду потери радиосвязи командир отряда приказал Лисицыну, опытному разведчику, доложить в штабе о готовности десантников биться до конца и запросить поддержку авиации. Старшина 1-й статьи переоделся в форму убитого немца, успешно перешел линию фронта, но уже на нашей стороне подорвался на мине. Ему оторвало ступню левой ноги. Превозмогая нечеловеческую боль, герой обрывками тельняшки и проволокой перевязал рану. По ледяной воде лимана он смог почти уже в бессознательном состоянии добраться до наших окопов и передать пакет с донесением Ольшанского.

Между тем утром второго дня обстановка стала критической. Противник применял огнеметы, забрасывал наших бойцов дымовыми шашками, от удушливого дыма которых каждый из морпехов по несколько раз за день терял сознание. Не в силах сломить геройское сопротивление, немцы стали предлагать десантникам сдаться, обещая сохранить им жизнь, предоставить питание и лечение. В ответ раздавались только выстрелы.

Выкатив одно из своих орудий на прямую наводку и несколькими снарядами разрушив укрепление, откуда по ним бил пулеметными очередями рядовой Георгий Дермановский, немцы осмелились войти внутрь. И зря! Смертельно раненный боец всадил в немецкого офицера нож и для верности впился ему в горло зубами. Несколько вражеских солдат не смогли оттащить морского пехотинца от своего командира!

В очередной штурм немцы бросили два танка. Первый из них вывел из строя выстрелом из противотанкового ружья Михаил Хакимов. Когда исправных ружей не осталось, потерявший левую руку Валентин Ходырев взял в правую руку связку гранат и бросился с ней под танк и подорвал его.

Вечером пал смертью храбрых Константин Ольшанский. Ввиду гибели всех офицеров командование принял Кирилл Бочкович. К утру 28 марта в отряде осталось всего 12 бойцов. Каждый из них был ранен, но не сломлен! Немцы предприняли утром последнюю атаку, после чего окончательно бесславно отступили. В город уже входили наши передовые части…

Выжившие ветераны Николаевского десанта.
© Архив автора
Выжившие ветераны Николаевского десанта.

Впоследствии специальная комиссия установила, что за двое суток боев враг предпринял 18(!) безуспешных атак, задействовав в них 3 батальона пехоты, 2 средних танка, 4 орудия калибром 75 мм, 2 шестиствольных реактивных миномета и огнеметы, потеряв при этом 700 солдат и офицеров. Наш десант не просто выдержал неравный бой, но и одержал в нем победу! Потрясающий пример для нынешнего поколения наших воинов.

Реклама
Реклама