СВО и мобразвертывание армии

СВО и мобразвертывание армии

В строительстве Вооруженных сил участвует вся страна
Контрактники в зоне СВО.
© Министерство обороны РФ
В строительстве Вооруженных сил участвует вся страна
' + '' + ' ' + ''+ ' Контрактники в зоне СВО.
25 сентября 2024, 09:11
Реклама

Специальную военную операцию Вооруженных сил РФ на Юго-западном стратегическом направлении внимательно изучают на Западе, чтобы лучше понять и просчитать ее ход и исход и лучше подготовиться к будущей большой войне. Мир приближается к ней семимильными шагами по мере обострения экономических кризисов на Западе и противоречий между Россией и Китаем с одной стороны, и США и Европой — с другой.

Сейчас коллективный Запад проводит разведку боем — выясняет на Украине, и не только на ее территории, готова ли Москва в военном, мобилизационном и экономическом отношении к глобальному столкновению. Россия отвечает Западу сосредоточением своих людских сил и материальных ресурсов. В декабре 2022 года Владимир Путин подчеркнул: «У нас нет никаких ограничений по финансированию. Страна, правительство дают всё, что армия просит, всё».

«Армейский стандарт» исследовал уроки СВО для будущего мобилизационного развертывания Вооруженных сил РФ.

План Сталина–Ворошилова–Тухачевского перевыполнен

Российская армия в течение двух лет претерпела трансформацию, которой не знала ни одна европейская армия за последние 80 лет. Прежде всего это касается увеличения штатной численности Вооруженных сил, установленной указами Президента РФ: с 1 млн 13 тыс. 628 военнослужащих (с 1 января 2018 года) до 1 млн 150 тыс. 628 военнослужащих (с 1 января 2023 года); до 1 млн 320 тыс. военнослужащих (с 1 декабря 2023 года) и до 1 млн 500 тыс. (с 1 декабря 2024 года).

За 2023 год количество «клеточек» в штатном расписании (не путать с живыми людьми) увеличилось на 306 тыс. 372. Это произошло с учетом прибывших из 1430 муниципальных образований 302 тыс. 503 военнослужащих запаса, мобилизованных по Указу Президента РФ от 21 сентября 2022 года №647. Об этом сообщали СМИ со ссылкой на данные, представленные Минобороны РФ.

Много это или мало? По численности — это примерно дополнительный призыв двух сроков, которые проводятся ежегодно весной и осенью, то есть много. Но в сравнении с мобилизационным ресурсом страны — мало. В интервью журналистам 21 сентября 2022 года возглавлявший тогда военное ведомство Сергей Шойгу рассказал, что в рамках частичной мобилизации привлекли 1,1% от общего мобилизационного ресурса.

Оперируя этими цифрами, нетрудно подсчитать, что мобресурс России более 27,5 млн человек. Но Сергей Шойгу уточнил, что мобресурс России «более 25 млн человек».

Почему 25, а не 27,5 млн? Возможно, при объявлении общей мобилизации 2,5 млн мужчин из числа высококвалифицированных специалистов будут забронированы в оборонной промышленности и на предприятиях с тяжелыми условиями труда, например в угольной, нефтяной и газодобывающей отраслях. При объявлении частичной мобилизации в сентябре 2022 года таких оказалось 830 тыс. резервистов, которые были освобождены от призыва.

Со стороны может показаться, что правительство провело мобилизационную тренировку с целью комплексной проверки всего механизма призыва военнослужащих запаса и развертывания новых либо доукомплектования существующих частей и соединений по штатам военного времени. В какой-то мере так оно и было. Проведение еще одной частичной мобилизации не планируется. Высшее военно-политическое руководство страны ищет и находит другие способы пополнения армейских рядов.

В 2024 году количество военнослужащих срочной службы было увеличено в результате вступления в действие с 1 января 2024 года Федерального закона от 4 августа 2023 года №439-ФЗ о повышении верхней границы без повышения нижней границы призывного возраста с 27 до 30 лет. Эта мера обеспечила прибавку списочного состава примерно на 240 тыс. военнослужащих в возрасте от 27 до 30 лет. Такой вывод можно сделать из пояснительной записки депутатов Госдумы РФ генерал-полковника Андрея Картаполова, полковника Андрея Красова и полковника полиции Юрия Швыткина к проекту принятого закона.

Закон 439-ФЗ открыл возможность в 2024 году довести штатную численность до 1,5 млн военнослужащих в соответствии с Комплексным планом наращивания состава и численности Вооруженных сил РФ на 2023–2026 годы. По сути, это можно было бы назвать скрытой мобилизацией, если бы не один нюанс. Дело в том, что закон о повышении верхней планки призывного возраста имеет временный эффект. Он дает «прибавку» личного состава в течение лишь одного года. В дальнейшем списочная численность Вооруженных сил вновь могла бы уменьшиться до 1 млн военнослужащих и даже менее.

Выход найден в увеличении до 695 тыс. военнослужащих, проходящих службу по контракту. К 2025 году списочный состав военнослужащих останется на запланированном уровне — 1,5 млн человек, даже если соотношение срочников и контрактников будет постоянно колебаться в силу демографических и военных причин, в частности боевых потерь.

Таблица 1. Штатная численность Вооруженных сил РФ.
© Инфографика автора
Таблица 1. Штатная численность Вооруженных сил РФ.

Одним из источников увеличения численности Вооруженных сил могла бы стать современная территориальная оборона с перспективой переформирования ее отрядов в части регулярной армии. Ведь и Советская армия начиналась когда-то с территориально-милиционной системы, которую на заре советской власти большевики пытались строить по бедности государства. Однако время для таких преобразований, видимо, упущено.

В течение 30 лет все, что было связано с созданием отрядов теробороны, носило половинчатый характер. Военное управление и материально-техническое обеспечение были спущены на региональный и даже муниципальный уровень вплоть до отдельных предприятий и организаций. В 2022 году на законодательном уровне не был решен главный вопрос — о вооружении тероборонцев. По закону «Об оружии» у них могло быть только гражданское оружие самообороны и охотничье огнестрельное оружие, сообщил журналистам в декабре 2022 года замглавы правительства Курской области, министр природных ресурсов Константин Поляков.

В итоге дружины с громкими названиями «Патриот», вооруженные охотничьими карабинами «Сайга-МК», газовыми и травматическими пистолетами, бессмысленно было отправлять на борьбу с диверсионно-разведывательными группами ВСУ, прорвавшимися в западные районы Курской области.

Заявления «мы не пропустим врага и защитим родной край, за нами Курская область и вся Россия» оказались не имеющей практического значения риторикой региональных чиновников. Без решения вопроса о предоставлении современного оружия напрасно было ожидать, что дружины теробороны «Патриот» вольются в ряды регулярных войск, как это произошло с отрядами самообороны ДНР и ЛНР. Сначала их свели в 1-й и 2-й армейские корпуса республик под командованием опытных российских генералов, а потом переформировали соответственно в 51-ю Донецкую общевойсковую армию (командующий — генерал-лейтенант Сергей Мильчаков) и в 3-ю гвардейскую Луганско-Северодонецкую общевойсковую армию (командующий — генерал-лейтенант Дмитрий Овчаров). Беседа с генерал-лейтенантом Овчаровым опубликована на ресурсе «Соловьев LIVE» 18 января 2024 года.

Владимир Путин вручает Боевое знамя генерал-майору Сергей Мильчакову.
© kremlin.ru
Владимир Путин вручает Боевое знамя генерал-майору Сергей Мильчакову.

Обе армии в составе Южного военного округа успешно выполняют боевые задачи в зоне СВО. Опыт республик, возможно, еще пригодится в будущем после внесения изменений в закон «Об оружии».

В целом увеличение штатной численности Вооруженных сил РФ в 2022 году зеркально повторило военную ситуацию 1936 года. Тогда, начав готовиться к схватке с фашистской Германией, численность Красной армии тоже увеличили, о чем заявил замнаркома обороны Маршал Советского Союза Михаил Тухачевский на II сессии ЦИК СССР 7-го созыва, которая проходила 10–17 января 1936 года в Кремле.

Газета Первоуральского райкома ВКП(б) «Под знаменем Ленина» от 18 января 1936 года №15 в заметке «Дневник сессии. Вечернее заседание 15 января в Союзном Совете» весьма красочно описала это историческое событие (орфография оригинала сохранена): «С большой речью выступает заместитель народного комиссара обороны, маршал Советского Союза тов. Тухачевский. Участники заседания, многочисленные гости приветствуют его бурными продолжительными аплодисментами. Зал с напряженным вниманием выслушивает перечисляемые Тухачевским мероприятия, направленные на повышение мобилизационной готовности Рабоче-Крестьянской Красной армии (РККА). Бурные аплодисменты сопровождают слова маршала, когда он говорит, что по инициативе тов. Сталина произведена перестройка Красной армии. Снова и снова гремят аплодисменты, когда маршал называет численный состав Красной армии — 1 млн 300 тыс. человек. Все стоя приветствуют мудрого вдохновителя обороны советской страны тов. Сталина, железного наркома обороны тов. Ворошилова. С исключительным единодушием члены ЦИК присоединяются к словам Тухачевского, выражающего уверенность, что сессия утвердит ассигнования наркомату обороны, намеченные бюджетом этого года».

Так страна начала готовиться к будущей схватке с фашистской Германией и ее европейскими сателлитами. 

Ставка на контрактников

Неподготовленный читатель военных сводок искренне не понимает, почему Российская армия не проводит стратегических операций с глубокими ударами, фланговыми обходами и окружением группировок противника. Причина отказа от них проста: для таких операций надо провести еще одну частичную мобилизацию, чтобы увеличить армию на несколько сотен тысяч человек. А потом потребуется еще одна и еще… Их повторение неизбежно закончится общей мобилизацией, о которой начальник Штаба РККА Борис Шапошников в свое время говорил: «Мобилизация есть война, и иного понимания ее мы не мыслим».

Российское руководство с самого начала военных действий на Украине объявило, что это не война, а специальная военная операция. Это заявление имеет принципиальное значение для подтверждения приверженности России строгому соблюдению международного права, в том числе в части применения статьи 51 Устава ООН о праве на самооборону.

СВО началась в соответствии со статьей 51, так как Совет Безопасности ООН не принял мер, необходимых для поддержания безопасности Российской Федерации. В дополнение, как показывает практика, Совет Безопасности не внес полную ясность в вопросы, связанные с использованием права государства на самооборону, что привело к дискуссии о допустимости самообороны перед лицом нависшей над государством угрозы вооруженного нападения, но не самого нападения.

В рамках этого толкования, обосновывавшего правомерность упреждающей самообороны, США в 2002 году записали в своей Стратегии национальной безопасности, что в случае необходимости они «будут предпринимать упреждающие меры для недопущения или предотвращения враждебных действий противников».

Хотя в Стратегии использовался термин «упреждающая самооборона», по сути речь шла о превентивных мерах. При этом проводилась мысль, что такие меры — это адаптированная под новые вызовы и угрозы упреждающая самооборона.

СВО — это и есть упреждающая самооборона, как ее трактуют США. Вот почему так важно было уйти даже от самого упоминания слова «война», не говоря уже о проведении еще одной или нескольких частичных мобилизаций. Вместо мобилизации для увеличения численности Вооруженных сил ставка была сделана на повышение привлекательности контрактной службы и рост патриотических настроений в российском обществе для развития добровольческого движения. Моральные и материальные факторы в этом случае не противоречат друг другу, так как служат одной цели — борьбе с неофашистским, террористическим, антидемократическим киевским режимом.

Было решено, что к участию в специальной военной операции не будут привлекать солдат срочной службы, курсантов военных училищ и даже тех офицеров, у которых заканчивается пятилетний срок контракта. В связи с этим встал другой вопрос: а кого же отправлять в зону СВО? Только военнослужащих контрактной службы и добровольцев.

В числе приоритетных задач Минобороны на 2023 год Сергей Шойгу назвал увеличение численности военнослужащих по контракту до 521 тысячи человек «с учетом замены в группировках войск мобилизованных граждан и комплектования новых формирований».

По статистике Минобороны, заявления о приеме на военную службу по контракту ежедневно подавали до 1,5 тыс. человек, за год таких набралось примерно 547 тыс., то есть больше, чем требовалось военному ведомству. Возможно, по этой причине не со всеми кандидатами заключались контракты. Фактически было набрано 490 тыс. военнослужащих по контракту и добровольцев.

Если быть совсем точным, то по состоянию на вечер 13 декабря 2023 года Минобороны подписало контракты с 486 тыс. кандидатов, остальные пришли в добровольческие отряды без подписания контрактов с Минобороны. В это время в зоне боевых действий находилось 617 тыс. человек.

Почему Минобороны заключило на 31 тыс. контрактов меньше, чем планировало? Ответ напрашивается один: сокращение списочного состава участников СВО оказалось меньше, чем планировал Генштаб, даже с учетом увольнения 41 тыс. мобилизованных. «41 тысяча, по-моему, уволены в связи с достижением предельного возраста, по здоровью и так далее», — сказал президент РФ Владимир Путин, подводя 14 декабря итоги 2023 года.

В соответствии с Указом Президента РФ от 21 сентября 2022 года №647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» в период частичной мобилизации было установлено три основания увольнения с военной службы контрактников и мобилизованных: а) по возрасту — по достижении ими предельного возраста для пребывания на военной службе; б) по состоянию здоровья — в связи с признанием их военно-врачебной комиссией негодными к военной службе, за исключением военнослужащих, изъявивших желание продолжить военную службу; в) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении наказания в виде лишения свободы.

Таким образом, под «и так далее» президент РФ имел в виду тех мобилизованных, в отношении которых вступил «в законную силу приговор суда о назначении наказания в виде лишения свободы». Таких, надо полагать, единицы.

Предельного возраста пребывания на военной службе в запасе достигли, наверное, тоже немногие. Для солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов предельный возраст пребывания в запасе первого разряда составляет 40 лет, второго разряда — 50 лет, третьего разряда — 55 лет. Вряд ли военкоматы призывали по мобилизации «стариков», которым до перевода во второй или третий разряд запаса оставался один год, не говоря уже о полном снятии с воинского учета и перевода в отставку. Как писали российские СМИ со ссылкой на доклад Минобороны «Армия в цифрах — 2023», средний возраст мобилизованных составлял 35 лет. Вероятно, одной из главных причин увольнения остается состояние здоровья мобилизованных.

Как получилось, что более 13,5% от общего числа мобилизованных пришлось уволить до окончания СВО? Не торопитесь строить конспирологические предположения о санитарных и безвозвратных потерях в зоне СВО. Все намного проще и прозаичнее. Речь идет о невысоком качестве работы по заданию военкоматов муниципальных и региональных призывных комиссий, местных администраций, организующих первичный воинский учет, ведомств и организаций, ответственных за полноту предоставляемых ими сведений для актуализации документов воинского учета. К слову сказать, в военном ведомстве учли уроки частичной мобилизации и оперативно приняли решение об увеличении числа работников военкоматов и обеспечении их современной компьютерной техникой для улучшения работы с Реестром воинского учета, который создается Минцифры в интересах Минобороны.

Все для фронта, все для победы!

Несмотря на увольнение 41 тыс. мобилизованных, списочный состав объединенной группировки войск (сил) ОГВ(с) продолжал расти во второй половине 2023 года и первой половине 2024 года. В украинском Генштабе считали, что ОГВ(с), возможно, достигнет численности в 690 тыс. военнослужащих только к концу 2024 года. Но уже по состоянию на 14 июня 2024 года в зоне СВО находилось почти 700 тыс. военнослужащих, или более половины принятой на тот момент штатной численности военнослужащих Вооруженных сил.

Ранее Минобороны РФ озвучивало план иметь в армии не менее 695 тыс. контрактников. Разница между общим количеством контрактников в Вооруженных силах и количеством находящихся в зоне СВО сейчас составляет порядка 83 тыс. военнослужащих. Они не входят в состав оперативного резерва командования ОГВ(с), а распределены по округам, флотам, объединениям и соединениям, где проходят службу на должностях младших командиров и специалистов. Например, в ВМФ ими укомплектованы все экипажи подводных лодок и частично надводных кораблей.

Таблица 2. Численность военнослужащих контрактной службы в ОГВ(с).
© Инфографика автора
Таблица 2. Численность военнослужащих контрактной службы в ОГВ(с).

В первом полугодии 2024 года отмечалось уменьшение почти в полтора раза количества желающих заключить контракт с Минобороны. Если в 2023 году таких ежедневно было 1,5 тыс., то с начала 2024 года — около 1 тыс. «Эта цифра может колебаться и в ту, и в другую сторону», — заметил заместитель председателя Совета Безопасности РФ Дмитрий Медведев на совещании по вопросам доукомплектования Вооруженных сил РФ контрактниками, которое он проводил в Национальном центре управления обороной РФ. Видеозапись с совещания 4 июля Дмитрий Медведев разместил на своей странице в соцсети «ВКонтакте».

Несмотря на снижение интереса российских граждан к контрактной службе, в первом полугодии было подписано около 190 тыс. новых контрактов. Надо признать, что все, кто хотел заключить контракт с Минобороны, сделали это еще в прошлом году. В 2024 году требуются новые мотивы и стимулы, в том числе и материальные.

Совещание по вопросам доукомплектования Вооружённых сил РФ контрактниками.
© Кадр из видео
Совещание по вопросам доукомплектования Вооружённых сил РФ контрактниками.

Руководство страны оперативно откликнулось на социальный запрос и приняло меры для повышения привлекательности контрактной службы с точки зрения материально-финансового стимулирования самих контрактников и усиления социальных гарантий для членов их семей. 31 июля президент России Владимир Путин подписал Указ №644 «О единовременной денежной выплате военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации».

В период с 1 августа по 31 декабря в два раза увеличена федеральная единовременная денежная выплата, она составляет теперь 400 тыс. руб. Впервые установлена региональная денежная выплата в размере не менее 400 тыс. руб. Ранее этот стимул не регулировался президентом России, а определялся главами регионов самостоятельно.

На самом деле документ охватывает гораздо больше сторон рекрутинговой работы, чем указано в его названии. С одной стороны, он обязывает глав региона с помощью задействования финансовых инструментов, находящихся в их распоряжении, активнее участвовать в увеличении списочного состава военнослужащих Вооруженных сил РФ. С другой — оставляет губернаторам и главам республик простор для маневра в зависимости от демографической и экономической ситуации в регионе.

В дотационном регионе с дефицитом рабочей силы региональная денежная выплата не превышает установленной указом президента суммы 400 тыс. руб., как, например, в Тамбовской области. До 1 августа она составляла всего 100 тыс. руб. При этом ни в одном рекламном материале, размещенном на интернет-ресурсах, не упоминается муниципальная выплата. А вот в Челябинской области, наоборот, наравне с региональной (705 тыс. руб.) широко пропагандируются и муниципальные выплаты. В Верхнеуральском районе она составляет 100 тыс. руб.

В Краснодарском крае региональная и муниципальные выплаты составляют 1 млн 200 тыс. руб. и от 200 до 300 тыс. руб. соответственно. В Татарстане — региональная 1,3 млн руб. и муниципальные — до 300 тыс. руб. Лидерами по единовременным региональным выплатам являются города федерального значения Москва (1,9 млн руб.) и Санкт-Петербург (1,7 млн руб.), Московская (1 млн 505 тыс. руб.) и Ленинградская области (1 млн. 500 тыс. руб.).

Таблица 3. Региональные выплаты при заключении контракта (в млн руб.).
© Инфографика автора
Таблица 3. Региональные выплаты при заключении контракта (в млн руб.).

Дотационные регионы, несомненно, сэкономят свои бюджетные средства на выплатах контрактникам, но это не оградит их от потери рабочей силы. Желающие попасть на службу в зону СВО могут временно перебраться в более богатые регионы, где сумма выплаты больше. Кстати, эти регионы сами зазывают к себе желающих послужить в зоне СВО, предлагая им в том числе оплату проезда до места заключения контракта. Иными словами, главы богатых регионов и городов справляются с планом набора в армию и одновременно сберегают высококвалифицированную рабочую силу и специалистов, участвующих в местном производстве товаров и услуг, что в конечном счете влияет на экономические и социальные условия жизни в регионе.

Увеличение списочного состава военнослужащих контрактной службы в ОГВ(с) подразумевает увеличение количества батальонов, бригад, полков и дивизий, а для их вооружения и материально-технического обеспечения нужен рост объема выпуска новой и ремонта существующей военной техники и вооружений, увеличение выпуска боеприпасов, войскового имущества, ГСМ, продовольствия.

Сегодня вся страна, каждый человек на своем рабочем месте, от ученика слесаря на заводе до глав регионов, министров и депутатов, в меру своих сил и возможностей работают на общий результат специальной военной операции. Он должен и может быть только один — достижение победы над украинскими неонацизмом и государственным терроризмом.

Реклама
Реклама