Душа моряцкая в полоску

Душа моряцкая в полоску

Военно-морской тельняшке исполнилось 150 лет
«Оборона Севастополя» (картина А. Дейнеки).
© wikipedia.org
Военно-морской тельняшке исполнилось 150 лет
' + '' + ' ' + ''+ ' «Оборона Севастополя» (картина А. Дейнеки).
09 сентября 2024, 09:00
Реклама

Только что полуторавековой юбилей отметил один из главных флотских символов. Исполнилось 150 лет с тех пор, как для русских военных моряков был узаконен элемент их обмундирования, ставший классическим, — тельняшка. Для многих поколений именно такая полосатая нательная рубашка стала непременным атрибутом тех, кто бороздит водные просторы. Не зря же за тельняшкой закрепилось почетное название «морская душа».

Забота Его Императорского Высочества

Ношение «тельников» было утверждено на российском флоте лишь в 1874 году. А до того на протяжении долгих десятилетий членам экипажей, матросам, предписаны были совсем иные атрибуты одежды. Моряцкая форма время от времени менялась (как правило, новации приходили вскоре после смены монарха на троне), однако у современного человека язык не повернется назвать те «доисторические» варианты удобными и практичными.

Вот, скажем, лет 200 назад в качестве нательного белья матросов использовались белые рубашки, сшитые из сурового полотна. Поверх них босорги (узкие, приталенные куртки с двумя карманами по бокам, на шести пуговицах и со стоячим воротником), на ногах белые суконные штаны.

В начале 1850-х вице-адмирал Е.В. Путятин на фрегате «Паллада» совершил уникальное по тем временам для русских моряков плавание на Дальний Восток, пройдя через экваториальные районы Мирового океана. Вот там-то, в условиях тропической жары, стало ясно, насколько не подходит для подобного климата обмундирование матросов. Об этом Путятин по возвращении в Петербург доложил, подготовив рапорт на имя генерал-адмирала.

В числе предлагаемых к введению в обиход военных моряков разновидностей одежды предлагалась нательная фуфайка. Есть информация, что в 1859 году матросам экипажа одного из кораблей Балтийского флота выдали нательные фуфайки с синими поперечными полосами. Возможно, именно тогда русские моряки впервые примерили тельняшки на законных основаниях, по приказу начальства.

Идею Путятина активно поддержал позднее капитан 1 ранга, будущий адмирал И.И. Бутаков. Ему довелось, командуя винтовым фрегатом «Генерал-адмирал», пройти тысячи миль по Средиземному морю. В рапорте, направленном в Морское министерство весной 1866 года, Бутаков докладывал: «Нижние чины имеют по одной толстой нательной рубахе, <…> но они так толсты и теплы, что их утомительно носить при жарах, коим мы будем подвергаться до ноября месяца, а может быть, и всю зиму, ежели придется провести ее на станциях более южных. В жарких климатах, в особенности же при резких переменах температуры, которым подвергаются нижние чины, тельные вязаные рубахи составляют наилучшее средство для предохранения их от болезней. У некоторых старых матросов эти рубахи уцелели от прошлой кампании, у большинства же, и в особенности у молодых, их нет. Почему решаюсь иметь смелость ходатайствовать перед Вашим Превосходительством о разрешении в виде исключения завести всей команде тельные вязаные рубахи».

Разрешение такое было получено. Экипаж Бутакова обзавелся удобными фуфайками и носил их даже по возвращении корабля в родную гавань. А здесь… Сторонником тельняшек оказался очень влиятельный вельможа — младший брат царя Константин Николаевич, носивший самый высокий в империи военно-морской чин генерал-адмирала.

Генерал-адмирал великий князь Константин Николаевич.
© wikipedia.org
Генерал-адмирал великий князь Константин Николаевич.

«Его Императорское Высочество Великий Князь Константин Николаевич при посещении фрегата «Генерал-адмирал» заметил, что нижние чины команды того фрегата имеют собственные нательные рубахи, изволил выразить свое желание, чтобы все нижние чины флотских экипажей имели таковые рубахи…»

(Из доклада  Управления Кронштадтским портом  управляющему Морским министерством.)

То, что на протяжении 1860-х годов имело для нашего флота лишь статус эксперимента, пробы разновидностей форменной одежды, было узаконено летом 1874 года. 19 августа (по старому стилю) с подачи своего младшего брата император Александр II подписал подготовленное по инициативе Константина Николаевича «Положение о довольствии команд Морского ведомства по части амуниции и обмундирования». Этим документом вводилось с 1 января 1875 года ношение моряками российского военного флота новой формы. Было там уделено внимание и нательному белью.

«…Для нижних чинов кораблей и флотских экипажей русского флота ввести тельняшку (рубаху, вязанную из шерсти пополам с бумагою (так принято было называть в то время хлопок. — А.Д.). Ее цвет должен быть белым с синими поперечными полосами, отстоящими одна от другой на один вершок (44,45 миллиметра. — Авт.). Ширина синих полос — четверть вершка (11,11 мм. — А.Д.). Вес рубахи полагается не менее 80 золотников (около 340 граммов. — Авт.)».

(Из «Положения  о довольствии команд морского  ведомства…» от 19 августа 1874 года.)

Поначалу вязаные «фуфайки морские» (именно так они назывались в документах) пришлось закупать за границей. Партии импортного товара были не слишком большими. А потому на протяжении нескольких последующих лет работало четкое правило: тельняшки выдавали только тем морякам, которые служили на кораблях, отправляющихся в дальний поход. Таким образом, полосатая нательная рубаха стала своеобразным фирменным знаком, обозначающим принадлежность ее владельца к морской элите: раз носит тельняшку, значит, настоящий «морской волк», бороздивший моря и океаны. Конечно, носить подобный знак отличия его обладателю хотелось почаще, воспользовавшись каждым удобным поводом.

«Нижние чины надевают ее (тельняшку. — Авт.) по воскресеньям, в праздничные дни, при увольнении на берег и во всех случаях, когда требуется быть щегольски одетым».

(Из воспоминаний  морского офицера.)

Лишь позднее, после того как удалось наладить собственное производство таких трикотажных изделий (первое отечественное предприятие, где их начали изготавливать, петербургская фабрика Керстена, переименованная при советской власти в «Красное знамя»), тельняшки стали выдавать всем матросам. Комплект с ними составляли удобные фланелевые верхние рубахи голландского образца с V-образным вырезом на груди. В этом вырезе очень эффектно смотрелся «тельник». Предполагалось, что чередование синих и белых полос на нем должно всем напоминать о цветах Андреевского флага, главного символа русского военно-морского флота.

Из текста упомянутого выше «Положения о довольствии…» легко понять, что в изначальном своем варианте тельняшки для русских моряков отличались по внешнему виду от привычных нам сегодня. Синие полоски на них были расположены гораздо реже. Это можно заметить, если рассматривать, например, фотографии рубежа XIX–XX столетий, где запечатлены команды кораблей, находившихся тогда в строю. Лишь в 1912 году был подписан документ, согласно которому и белые, и синие полосы на тельняшке должны обязательно иметь одинаковую ширину, чуть более сантиметра (четверть вершка).

Полосатая вязаная  фуфайка оказалась на редкость удачным вариантом нательного  белья для матросов. Такая одежда не стесняет движения, удобна для регулярной стирки. Поскольку в составе ткани, из которой изготовлена тельняшка, присутствует шерсть, она способна хорошо согревать тело, даже если намокнет. С другой стороны, благодаря применяемой вязке такое трикотажное изделие быстро высыхает и хорошо дышит, что важно при плавании в южных широтах. Впрочем, для пребывания в тропиках моряков позднее стали снабжать «тельниками» облегченного вида — из 100-процентного хлопка.

Рисунок в виде горизонтальных контрастных линий темного цвета тоже имел определенное значение. Благодаря своей контрастной полосатости тельняшка была хорошо видна даже на сравнительно большом расстоянии. Это могло сыграть определяющую роль, в случае если моряк вдруг случайно падал за борт: его легче оказывалось обнаружить с корабля или шлюпки.

Тельняшка старого образца.
© wdl.org
Тельняшка старого образца.

Точно так же фуфайка в полоску прекрасно читалась и при взгляде на нее снизу вверх, когда матрос работал, забравшись высоко на мачту. В эпоху парусного флота это было очень важно для офицеров, находящихся на палубе, чтобы контролировать действия своих подчиненных, управляющихся с огромными парусиновыми полотнищами.

Голландские «ребра»

Вероятно, знакомство русских людей с тельняшками произошло в середине 1680-х годов в Архангельске. Там был построен укрепленный Гостиный двор, предназначенный для встречи иностранных торговых кораблей, пришедших в Россию. А моряки из голландских, английских команд как раз привыкли носить нательные рубашки, «разлинованные» по белому темными полосками.

По мнению ряда исследователей, в Европе первыми стали носить рубахи с горизонтальными полосами рыбаки из французской провинции Бретань, а уже от них такие «полосатики» перекочевали в обиход голландских мореходов, получив от них название «бретонские рубахи».

Историки расходятся во мнениях при попытке уточнить, когда же появилась традиция у военных моряков носить именно полосатые исподники. Хотя определенную подсказку дают картины старых художников. На некоторых полотнах XVII века с изображением морских сражений можно разглядеть голландских, английских матросов, одетых в рубашки с полосками. Видно даже, что по цвету они различаются: у «островитян» красные, а у голландцев синие.

Позднее, в начале XVIII столетия, в европейских странах была введена определенная форма для корабельных экипажей. Характерной ее особенностью являлись короткие узкие брюки и чулки с ними в комплекте, кафтаны, высокие шляпы. Никаких полосатых фуфаек надевать не полагалось, они своей «вульгарностью» сильно портили бы вид такого одежного гарнитура. Поэтому тех моряков, которые все-таки пытались во время выполнения работ на борту корабля воспользоваться куда более удобными в таком случае тельняшками, капитаны подвергали строгому наказанию.

Однако практические соображения все-таки одержали верх. Официальное возвращение полосатых нательных рубах датируется серединой позапрошлого века.

В 1858 году французский император Наполеон III распорядился ввести новую морскую форму, одним из элементов которой для матросов стала тельняшка. Она должна была иметь ровно 21 полоску, как утверждается, в честь именно такого количества крупных побед, одержанных Наполеоном Бонапартом.

Интересно, что на считавшемся когда-то весьма продвинутым голландском флоте с введением тельняшки в официальный обиход подзадержались. Там этот удобный элемент матросской одежды был узаконен лишь в 1877 году. Причем нидерландские форменные нательные рубахи имели 12 полос.

Полагают, что это по числу пар ребер у человека. Именно такой количественный вариант — дань старинной традиции: считалось, что если моряк, одетый в фуфайку с 12 полосками, окажется за бортом, его не тронет водяная нечисть: русалки, морские бесы… Они будут думать, что в воде плавает уже обглоданный рыбами скелет, и не заинтересуются им.

 «Старались идти в рукопашную»

С тельняшками в России связано немало интересных и героических историй, а также обычаев.

В дореволюционные годы у гардемаринов санкт-петербургского Морского корпуса существовала, например, традиция: завершая учебу и готовясь к производству в первый офицерский чин, они заранее шили огромный «тельник» и в день своего выпуска натягивали его на фигуру бронзового памятника адмиралу Крузенштерну. Полиция знала о таком повторявшемся из года в год фокусе, пыталась помешать молодым морякам, даже выставляла вокруг монумента охрану, однако всякий раз гардемарины ухитрялись все-таки осуществить свой заветный ритуал.

Тельняшки очень нравились маленькому сыну последнего русского императора Николая II цесаревичу Алексею. Сохранилось много фотографий, на которых наследник престола запечатлен в разные годы своей короткой жизни, и одет он именно в матросскую форму.

Особый пиетет испытывали к «тельникам» в годы революции, Гражданской войны. Многие моряки из экипажей кораблей, перейдя на сторону большевиков, храбро воевали с «контрой» за «светлое будущее». Классическим, в том числе благодаря многочисленным агитплакатам, стал образ революционного матроса в бескозырке, с винтовкой, с перекрещивающимися на груди пулеметными лентами и, конечно, в тельняшке. Позднее популярности данному элементу военно-морской формы добавили революционно-патриотические фильмы, выходившие на экраны: «Балтийцы», «Мы из Кронштадта»…

Плакат с изображением матроса в тельняшке (автор Алексей Кокорекин).
© Соцсети
Плакат с изображением матроса в тельняшке (автор Алексей Кокорекин).

Продолжение последовало в годы Великой Отечественной. Тогда тысячи матросов сражались с оккупантами на сухопутном фронте в составе морских бригад. И эти отважные бойцы наводили настоящий ужас на врага, атакуя его в своем «природном» виде — с бескозырками на головах, в черных брюках, в полосатых тельняшках… Немцы прозвали советскую морскую пехоту «черная смерть». «Когда моряки шли в атаку, они даже не стреляли, а от их крика мы были в ужасе. Они старались идти в рукопашную...»

Интересный «сопровождающий эффект» подмечен исследователями. Оказывается, полосатая ткань, в которую одеты несколько человек, находящихся рядом, способна создавать оптическую иллюзию: со стороны кажется, что этих людей больше. Потому-то страх гитлеровцев перед морской пехотой становился еще сильнее.

Данный факт способен подкрепить крылатую фразу, появившуюся в годы войны и дошедшую до нынешних дней: «Нас мало, но мы в тельняшках».

«В бои были брошены только что сформированные части морской пехоты, и уже с первых дней сначала румыны, а затем немцы стали панически бояться бесстрашных и дерзких бойцов в тельняшках и бескозырках».

(Евгений Петров. Фронтовой дневник. 1941–1942).

За тельняшкой закрепился почетнейший титул — «морская душа». Именно так назвал сборник своих рассказов, посвященных подвигам защитников Одессы, Крыма замечательный писатель-маринист Леонид Соболев.

«Морская душа, — писал он, — это решительность, находчивость, упрямая отвага и непоколебимая стойкость. Это веселая удаль, презрение к смерти, давняя матросская ярость, лютая ненависть к врагу. Морская душа — это нелицемерная боевая дружба, готовность поддержать в бою товарища, спасти раненого, грудью защитить командира. Морская душа — это стремление к победе. Сила моряков неудержима, настойчива, целеустремленна. В ней, в отважной, мужественной и гордой морской душе, один из источников победы».

Реклама
Реклама