
Британская «Пчелиная королева»
История первых воздушных мишеней берет свое начало в 1930-х годах. Тогда военная авиация стала уже значимой силой в боевых действиях, а во-вторых, начали появляться и первые летательные аппараты без пилота. В Королевских ВМС Великобритании насущность задачи обучения и тренажа военнослужащих стрельбе из зенитного оружия обусловила необходимость разработки реалистичных воздушных объектов, имитирующих реальные цели.
Традиционными для того исторического периода воздушными мишенями были буксируемые пилотируемыми самолетами летательные аппараты, обычно планеры. Присутствие пилота на борту самолета-буксировщика накладывало серьезные ограничения на применение оружия, что определяло актуальность поиска альтернативных решений.
Новые возможности для тренажа, предоставляя существенно больший реализм, обеспечивала замена описанной устоявшейся схемы на применение беспилотных летательных аппаратов, управляемых по радио. Отдельно оговаривалось условие: мишень в том случае, если она не поражена, должна быть пригодной к повторному использованию. Реализация этого подхода в корне меняла концепцию подготовки военнослужащих.
Новые идеи
Первым результатом усилий Королевских военно-морских сил по созданию радиоуправляемых мишеней стал самолет Fairey Queen, построенный британской компанией de Havilland на базе разведывательного биплана Fairey III. Планировалось использовать его на военных кораблях британского флота. Впрочем, данная попытка была не вполне удачной. Всего было построено три самолета.
Первые два из них были потеряны в ходе первых же испытательных полетов. Они упали в море спустя 18 и 25 секунд после взлета с корабля HMS Valiant. Судьба третьего беспилотного летательного аппарата оказалась более удачной. Он был запущен в воздух в январе 1933 года в Гибралтаре, где в течение двух часов обстреливался из корабельных зенитных орудий, которые даже не сумели повредить Fairey Queen. После того как все боеприпасы были израсходованы, беспилотный летательный аппарат выполнил посадку на воду в Средиземном море. Сбит этот аппарат был в ходе тренировочных занятий в следующем году у берегов Мальты.
Несмотря на то что формально проект был на этом завершен, он не прошел зря — полученный в ходе его реализации опыт был затем использован при создании серийной версии воздушной мишени самолетного типа многократного применения, DH-82B Queen Bee («Пчелиная королева»). Любопытную историю имеет происхождение летательных аппаратов компании de Havilland. Сэр Джеффри де Хэвилленд, основатель компании и создатель ряда выпущенных ею самолетов, включая DH-82B, был увлеченным энтомологом-любителем. Благодаря этому многие его летательные аппараты получили название в честь летающих насекомых (Tiger Moth — «Тигровый мотылёк», Fox Moth — «Лисий мотылёк», Mosquito — «Москит», Dragonfly — «Стрекоза»). Имя Queen Bee было, вероятно, выбрано беспилотнику из-за связи с Fairey Queen и из-за того, что это была модификация «B» модели DH-82.
Беспилотный аппарат
Беспилотный аппарат Queen Bee был внешне во многом похож на своего предшественника, однако имелись и отличия. Фюзеляж самолет унаследовал от Moth Major, крылья — от самолета Tiger Moth. В качестве силовой установки был использован один двигатель Gipsy Major мощностью 130 л.с., размещенный в носовой части летательного аппарата. Также был увеличен объем топливного бака, изменено положение стоек шасси, которое, к слову, могло быть как колесным, так и поплавковым.

Запуск беспилотного летательного аппарата Queen Bee мог выполняться с взлетно-посадочных полос или при помощи катапульты. Максимальная скорость летательного аппарата составляла 175 км/ч на высоте 300 метров, практический потолок — 4145 метров, скороподъемность — 205 м/мин.
Прототип беспилотного летательного аппарата совершил пилотируемый полет 5 января 1935 года на аэродроме вблизи штаб-квартиры de Havilland в Хэтфилде, в Хартфордшире (Англия). Позже в том же году он был переведен в Королевское авиационное учреждение в Фарнборо для испытаний уже под дистанционным управлением.
Управление
Для управления беспилотным летательным аппаратом по радиоканалу были использованы наработки, создававшиеся известным британским инженером и изобретателем Арчибальдом Монтгомери Лоу с 1925 года и применявшиеся до воздушных мишеней Queen Bee на ряде других дистанционно-управляемых аппаратов, не только воздушных.
Беспилотный самолет Queen Bee мог управляться дистанционно с операторского пульта, находящегося на другом самолете, на военном корабле или на земле. На пульте управления использовался простой поворотный диск, с помощью которого оператор мог «набирать» команду, передаваемую по радиоканалу: «поворот влево», «поворот вправо», «набрать высоту» и т.д., а дополнительные органы управляли зажиганием и дроссельной заслонкой. Радиус действия по дальности канала управления составлял 5 км.
Что касается самого летательного аппарата, в его передней кабине находились те же органы управления, что и на пилотируемой версии, что позволяло летчику-испытателю проверять корректность работы аппаратуры управления. Радиокоманды приводили в движение ряд приводов, размещенных в пространстве, которое когда-то занимала задняя кабина.
Применение
В феврале 1933 года Королевские ВВС заключили контракт на поставку радиоуправляемых самолетов-мишеней Queen Bee. Новый аппарат представлял собой существенную эволюцию в создании воздушных мишенных комплексов. Одним из его непосредственных преимуществ было то, что он позволял эффективно выявлять недостатки в уровне подготовки зенитчиков Королевских ВМС — в некоторых тренировках зенитчики долгое время не могли причинить никакого вреда имитирующим боевые самолеты мишеням.
Выявление проблемных моментов позволило начать работать над их исправлением. Далее британские ВМС обратились к новым технологиям, таким как радиолокационное определение дальности и примитивные компьютеры, чтобы сделать зенитное оружие боевых кораблей более действенным. Таким образом, беспилотные аппараты Queen Bee были эффективно использованы для улучшения противовоздушной обороны кораблей.

Небезынтересный факт: премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль посещал эксплуатирующее беспилотные летательные аппараты Queen Bee подразделение вооруженных сил страны 6 июня 1941 года. Точное местоположение посещенного объекта не упоминается в документах, однако оно, вероятно, находилось на базе Королевских ВВС Аберпорт в Южном Уэльсе.
Итоги
Аппараты DH-82B Queen Bee поставлялись в Вооруженные силы его величества с 1934-го по 1943 год. За этот период на производственных мощностях компании de Havilland было произведено и направлено в войска более 400 летательных аппаратов, которые эксплуатировались по крайней мере до 1947 года. По состоянию на 2008 год, единственный оставшийся летный образец беспилотного летательного аппарата Queen Bee находился на авиабазе Хенлоу Королевских ВВС в Англии.
Позитивный опыт британских разработчиков и военных не прошел незамеченным в мире. В 1936 году адмирал Уильям Харрисон Стэндли, представитель ВМС США на Лондонской военно-морской конференции, стал свидетелем демонстрации беспилотного летательного аппарата Queen Bee во время учений с боевой стрельбой. По возвращении в США он стал активно продвигать идеи американских исследований в области дистанционно управляемых летательных аппаратов, которые можно было бы использовать в учебных целях.
Непродолжительное время спустя два учебных биплана Curtiss N2C-2 Fledgling и два Stearman были оснащены оборудованием, аналогичным Queen Bee. Работы возглавлял капитан-лейтенант Делмар Фарни. Любопытно, что именно ему приписывают первенство в использовании термина drone («трутень»), который вскоре стал появляться в документах, связанных с американским беспилотным проектом. Нельзя не заметить, что слово имеет очевидные отсылки к беспилотному летательному аппарату Queen Bee.