Почерк Драгунского

Почерк Драгунского

Со дня рождения знаменитого генерала-танкиста и руководителя курсов «Выстрел» исполнилось 115 лет
Памятник Д. А. Драгунскому в Солнечногорске.
© riamo.ru
Со дня рождения знаменитого генерала-танкиста и руководителя курсов «Выстрел» исполнилось 115 лет
' + '' + ' ' + ''+ ' Памятник Д. А. Драгунскому в Солнечногорске.
13 февраля 2025, 12:32
Реклама

В историю Великой Отечественной войны генерал-полковник Давид Драгунский, 115-летие которого отмечается 15 февраля, вошел как один из лучших командиров танковых соединений, дважды Герой Советского Союза. Кроме того, тысячи офицеров с благодарностью вспоминают его как начальника Высших офицерских курсов «Выстрел» в Солнечногорске.

Уроки японского

Первыми строгими учителями и экзаменаторами для выпускника Саратовской бронетанковой школы 1936 года лейтенанта Давида Драгунского стали… японцы. До встречи с ними опыт службы у молодого офицера был невелик: год взводным, а потом назначение командиром танковой роты. Только-только вошел в курс более сложных обязанностей в новой должности, как в июле 1938-го развернулись бои с японцами у озера Хасан.

Впрочем, незадолго до этого, 13 июня, лейтенант Драгунский успел отличиться: именно ему первому в 32-й стрелковой дивизии доверили провести подводное вождение танка. Дело новое и, конечно же, связанное с немалым риском: река Раздольная, впадающая в Амурский залив, своенравная, со сложным дном.

Экипаж Драгунского с честью справился с непростой задачей: через пятнадцать минут легкий танк Т-26 показался на противоположном берегу. Комдив генерал Николай Берзарин (тот самый, что в 1945-м станет первым комендантом поверженного Берлина) вручил танкистам именные часы.

2 августа 1938 года после  двухсоткилометрового марша при 30-градусной жаре рота лейтенанта Драгунского атаковала позиции японцев у озера Хасан. И первый урок от неприятеля: на ура, без разведки и подготовки с серьезным противником не воюют.

Дважды Герой Советского Союза Давид Абрамович Драгунский.
© wikipedia.org
Дважды Герой Советского Союза Давид Абрамович Драгунский.

Только через четыре дня, когда через болото проложили гать и каждый экипаж его роты четко знал свой предстоящий маневр, начался генеральный штурм высоты Безымянная. Танкисты выполнили поставленную задачу, командир роты старший лейтенант Драгунский был награжден орденом Красного Знамени и, как отличившийся в боях, направлен на учебу в Военную академию имени М.В.Фрунзе.

Штабной вариант

На фронт Драгунский рвался с первых же дней Великой Отечественной войны, но на рапорте излишне настойчивого слушателя начальник академии генерал-лейтенант Николай Веревкин-Рахальский лично наложил резолюцию: «И до вас дойдет очередь. Вы проявляете недисциплинированность и невыдержанность». Позднее выяснилось, что офицеров-танкистов тогда попросту некуда было отправлять: танков в армии оказалось мало и новые части еще не начали формироваться.

Лишь в конце июля капитан Драгунский досрочно выпустился из академии (диплом вручили лишь после Победы, в 1945-м), получив назначение на Западный фронт. Командиром танкового батальона 242-й стрелковой дивизии воевал под Смоленском и Москвой. Вышестоящее командование вскоре обратило внимание на то, как он старается скрупулезно готовить боевые действия и отличается штабной культурой. Вот и решили начальники использовать толкового офицера по этой линии: сначала начальником отделения в штабе своей дивизии, а затем в 220-й.

Полной неожиданностью для него стало направление на ускоренные курсы при Военной академии Рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА) имени М.В.Фрунзе. После учебы Драгунский служит в оперативном управлении Главного командования войск Северо-Кавказского направления, затем преобразованного в Северо-Кавказский фронт. Но рвется туда, где идут реальные боевые действия и где сможет применить свой командирский опыт. Ему идут навстречу: в октябре 1942 года он — начальник разведывательного отдела штаба 3-го механизированного корпуса, через месяц — начальник штаба 1-й механизированной бригады.

В этой должности майор Драгунский участвовал в знаменитом танковом сражении на Курской дуге. В первые дни, 6–7 июля 1943 года, бригада смогла сдержать натиск примерно 250 танков. В сложнейшей ситуации начальник штаба обеспечил надежное управление подразделениями, грамотно выстроил оборонительные позиции на наиболее опасных участках. Фашисты потеряли 60 танков, из них 18 хваленых «Тигров». Когда враг усилил наступление за счет мощных резервов, бригада организованно отступила на заранее подготовленные позиции — задачу первого этапа она выполнила.

Ходатайство о присвоении звания Героя Советского Союза.
© Министерство обороны РФ
Ходатайство о присвоении звания Героя Советского Союза.

После того как 10 июля был ранен комбриг подполковник Федор Лопатенков, Драгунский принял командование на себя. Он организовал неожиданную для врага контратаку, уничтожив 19 танков. На следующий день сумел вырваться из двойного кольца окружения. Был ранен, но остался в строю. За неделю враг потерял 123 танка!

11 августа в Харьковской  области Драгунский был тяжело  ранен в живот и два месяца находился на лечении в госпитале.

«В паническое бегство…»

В октябре 1943 года подполковника Давида Драгунского назначают командиром 55-й гвардейской танковой бригады, с которой он пройдет боевой путь до самой Победы. Пока же первым экзаменом для комбрига стали бои за освобождение Киева.

Об этом периоде в боевой биографии комбрига 55-й бригады Драгунского в своей книге «Танковые операции 1939–1945 гг.» немецкий генерал-майор Фридрих Вильгельм фон Меллентин написал такие строки: «Днем 7 ноября передовой отряд 146-го мотострелкового полка встретил южнее Фастова русские танки Т-34 и обратился в паническое бегство. В страшном беспорядке эти необстрелянные части бежали, и хотя командир дивизии генерал Адольф фон Шелл лично навел порядок и собрал свои части, им с большим трудом удалось оторваться от русских…»

Впрочем, оторваться удалось далеко не всем. За десять дней с 4 по 14 ноября бригада Драгунского совершила 200-километровый рейд по вражеским тылам, освободив десять населенных пунктов, в том числе узловую железнодорожную станцию Паволочь. Удерживая ее, танкисты отбили 13 атак гитлеровцев.

Общий счет вражеских потерь: порядка тысячи убитых и 600 пленных, 25 танков и 30 орудий, 300 автомашин. По сути, бригада действовала в окружении, в условиях дефицита боеприпасов и топлива, но все же сумела пробиться к своим. Командир корпуса генерал-майор Кирилл Сулейков представил Драгунского к званию Героя Советского Союза, но «наверху» подкорректировали — ограничились награждением орденом Красного Знамени.

Под Малином на Житомирщине в критический момент боя подполковник Драгунский лично возглавил контратаку. Его танк был подбит, сам комбриг тяжело ранен и на полгода попал в госпиталь, затем в Железноводский санаторий — врачи настаивали на длительной реабилитации.

Но в июне 1944 года полковник Драгунский при поддержке хорошо его знавшего командующего 3-й гвардейской танковой армией генерал-полковника Павла Рыбалко получил «добро» на возвращение на фронт в свою 55-ю гвардейскую танковую бригаду. Она вела тяжелые бои на Западной Украине. При этом у комбрига был все тот же почерк: стремительным броском ошеломить врага, разгромить и двигаться вперед, не давая ему опомниться. Приняв участие в освобождении Львова, 55-я, не останавливаясь, вышла на берег реки Висла и форсировала ее, создав плацдарм, столь необходимый для движущихся следом войск.

Указ о награждении второй медалью «Золотая Звезда».
© Министерство обороны РФ
Указ о награждении второй медалью «Золотая Звезда».

Продолжая действовать в авангарде, бригада прошлась по вражеским тылам, уничтожая живую силу, технику и коммуникации. Фашисты предприняли меры по нейтрализации танкистов, собрав мощную группировку у местечка Стодолы. Но контратака была успешно отбита, бригада продолжила движение вперед. 23 сентября 1944 года полковнику Давиду Драгунскому было присвоено звание Героя Советского Союза.

В ходе Висло-Одерской операции бригада первой переправилась через реку Ниду и неожиданно для врага не пошла вперед, а двинулась вдоль фронта и, совершив обходной маневр, захватила важный транспортный узел город Енджеюв, освободила город Рыбник, вышла к границе Германии.

По маршруту Берлин — Прага — Москва

Еще один звездный час легендарного комбрига – Берлинская операция. Участие в ней было для полковника Драгунского под вопросом: в марте дали о себе знать старые раны, и он уже по настоятельному требованию того же генерал-полковника Рыбалко отправился на лечение. С точки зрения медицины вполне мог бы оставаться под присмотром врачей еще несколько месяцев, но в середине апреля 1945 года настоял на возвращении в свою 55-ю гвардейскую Васильковскую Краснознаменную ордена Богдана Хмельницкого танковую бригаду.

Что такое бой в городе для танкистов? Да еще в таком крупном мегаполисе, как Берлин, в котором гитлеровцы чуть ли не каждый дом превратили в крепость! Танкистам 55-й отвели исключительную роль по прорыву столь насыщенной обороны, чтобы обеспечить наступление пехоты.

Бригаде удалось форсировать Тельтов-канал и первой войти в Берлин. В завязавшихся городских боях танкисты Драгунского уничтожили почти 800 офицеров и солдат, а еще порядка 2700 взяли в плен. Противник потерял много техники, в том числе 9 танков и 7 орудий. Стремительные действия бригады во многом обеспечили успех остальных войск на этом участке фронта: прорыв на западную окраину Берлина и соединение с частями 2-й гвардейской танковой армии позволил надвое рассечь окруженный гарнизон и ускорить его капитуляцию.

После взятия столицы Германии отдохнуть Драгунскому и его бригаде не пришлось — последовал стремительный бросок на помощь восставшей Праге. В столицу Чехословакии танкисты вошли 9 мая...

Танки Т-34-85 55-й гвардейской танковой бригады на окраинах Праги.
© waralbum.ru
Танки Т-34-85 55-й гвардейской танковой бригады на окраинах Праги.

Прибыв в Москву для участия в Параде Победы, который состоялся на Красной площади 24 июня 1945 года, Драгунский из газет узнал, что стал дважды Героем Советского Союза, указ был подписан 31 мая. Жаль, что радость не смогли разделить его родные: во время оккупации в родном селе Святске в Брянской области на границе с Белоруссией фашисты в январе 1942 года расстреляли отца и мать, дедушку и бабушку, старшую сестру с тремя малолетними детьми и пятнадцатилетнюю младшую сестру. Из четверых братьев Драгунских двое погибли на фронте...

Во главе «Полевой академии»

После окончания Великой Отечественной войны гвардии полковник Драгунский еще два года командовал 55-й бригадой, которая была переформирована в полк, а затем его направили в Высшую военную академию им. К.Е.Ворошилова (ныне Военная академия Генерального штаба Вооруженных сил РФ). После ее окончания он семь лет командует танковой дивизией, затем — первый заместитель командующего 6-й гвардейской танковой армией в Забайкалье и на такой же должности в 1-й отдельной армии в Киевском военном округе.

С мая 1960 года — в Закавказском военном округе. Там генерал-майор Драгунский командует 7-й гвардейской армией со штабом в Ереване, а с 1965-го он — первый заместитель командующего войсками ЗакВО.

Затем настала пора делиться опытом: в 1969 году генерал-лейтенанта Давида Драгунского назначают начальником Высших офицерских курсов «Выстрел», которыми он руководил на протяжении шестнадцати лет. Здесь велась подготовка командиров и политработников Сухопутных войск в звене полк — дивизия. Кроме того, учились офицеры многих зарубежных дружественных стран. «Выстрел» по праву называли «Полевой академией», так как большое внимание уделялось именно практике обучения войск и командиров, внедрению самых современных и эффективных приемов ведения боевых действий.

Генерал-полковник Давид Драгунский оставил о себе добрую память. Он был прост в общении и доступен слушателям во внеслужебной обстановке. Отец автора этих строк учился в начале 1970-х и рассказывал, что начальник ВОК «Выстрел» обладал отменным чувством юмора. Как-то, заметив его, невысокого офицера с танковыми эмблемами на петлицах, расспросил о службе, а потом неожиданно поинтересовался ростом. Отец ответил, а Драгунский с удовлетворением заметил, что на пару сантиметров выше.

В Тбилиси.
© bryanskobl.ru
В Тбилиси.

К слову, когда шла подготовка к Параду Победы 1945 года, военный комендант Москвы обратил внимание руководившего отбором участников Маршала Советского Союза Ивана Конева, что в строю 1-го Украинского фронта уж больно невысокий полковник-танкист. Дескать, диссонанс, в сравнении со статными солдатами. На что получил ответ: когда бригада Драгунского брала Берлин, его рост никто не измерял.

…В своих мемуарах «Годы в броне» Давид Абрамович вспоминал, что после завершения срочной службы, на которую был призван в 1933 году, он мечтал поступить в Московский государственный университет на литературный факультет. До призыва успел поработать в столице в «Мосстрое», в двадцать лет был избран депутатом Краснопресненского райисполкома — жизненный опыт имелся. Трудно сказать, каким он стал бы писателем, а вот военачальник генерал-полковник Драгунский без преувеличения выдающийся. Это не раз подтверждали все те, с кем ему пришлось служить за 52 года (!) пребывания в армейском строю.

Реклама
Реклама