
Вторая мировая: два театра войны
Тема Второй мировой войны поистине неисчерпаема. Тысячи книг, десятки тысяч статей, многие сотни документальных и художественных фильмов с разных точек зрения описывают те или иные события этого крупнейшего в истории планеты вооруженного конфликта. Далеко не однозначная оценка дается при этом не только отдельным эпизодам, но и важным событиям и регионам.
Жаркие дискуссии ведутся в том числе по одной из краеугольных проблем — роль Советского Союза и наших западных союзников в разгроме нацистской Германии, фашистской Италии и милитаристской Японии. «Армейский стандарт» попытается объективно оценить вклад СССР, США, Великобритании и некоторых других стран в общую победу во Второй мировой войне.
Европа, Северная Африка и Азиатско-Тихоокеанский регион
Чтобы подойти к проблеме системно, потребуется обозначить регионы, в которых наиболее активно велись боевые действия. В широком смысле тут можно выделить две обширных области земного шара — Европейско-Средиземноморскую и Азиатско-Тихоокеанскую. Первая из них стала ареной войны держав антигитлеровской коалиции против Германии с примкнувшими к ней сателлитами, а также против союзной немцам Италии.
На другом конце Евразии наши западные союзники, Китай (а в августе 1945 года и СССР) сражались с Японией, которая еще 25 ноября 1936 года заключила с Германией так называемый Антикоминтерновский пакт, направленный главным образом против Советского Союза. Участие в этом пакте делает совершенно неубедительными послевоенные причитания японцев о том, будто бы наша страна на них «вероломно напала». На стороне Японии во Второй мировой войне участвовало также созданное ими марионеточное маньчжурское государство Маньчжоу-Го.
Два мегатеатра боевых действий отличались прежде всего тем, что главные события в Европе и Северной Африке разворачивались на суше, в то время как на Дальнем Востоке борьба велась в основном между Военно-морскими силами США и Японии за контроль над многочисленными островами Тихого океана. Был еще, конечно, континентальный Китай, где японцы надолго и основательно увязли, однако каких-либо сражений, решающим образом повлиявших на общий ход Второй мировой войны, там не произошло.
Сталинград, Мидуэй и Эль-Аламейн
Очень часто в западной историографии коренной перелом во Второй мировой войне, наряду со Сталинградской катастрофой вермахта, связывают также со сражениями у атолла Мидуэй и при Эль-Аламейне. Действительно ли обе эти битвы заслуживают того, чтобы ставить их в один ряд с эпохальной победой Красной армии на берегу Волги? Давайте разберемся…
4–7 июня 1942 года возле тихоокеанского атолла Мидуэй (западная группа островов Гавайского архипелага) сошлись в сражении Военно-морские силы Японии и США. Примечательно, что до этой морской баталии обе стороны в борьбе за обладание Тихим океаном отводили главную роль линкорам и линейным крейсерам. Авианосцы рассматривались всего лишь как силы прикрытия и поддержки тяжелых артиллерийских кораблей с воздуха. Но реалии и результат сражения у Мидуэя полностью изменили такой подход.
Монструозные пушки линкоров и линейных крейсеров так и не смогли в этой битве произвести ни одного выстрела! Их способность забрасывать снаряды массой в несколько сотен килограммов на расстояние в 35–40 км оказалась невостребованной ввиду того, что самолеты противоборствующих сторон обменивались бомбовыми и торпедными ударами на дистанции 160 километров. Мидуэй стал концом эпохи линейных кораблей и началом эры авианосцев как главной ударной силы военно-морских флотов.
Если же говорить о влиянии этого сражения на ход войны на Тихом океане, то оно действительно обозначило в ней перелом. Японцы, потерявшие все четыре участвовавших в битве тяжелых авианосца (у американцев затонул лишь один из трех), вынуждены были перейти от наступательной стратегии к оборонительной. Инициативу они навсегда утратили.
После Мидуэя наши американские союзники получили перевес и, всё более его наращивая, к середине 1945 года постепенно выдавили японцев со всех ранее оккупированных ими островов и территорий, не считая Китая. Однако ставить Мидуэй на одну ступень со Сталинградом всё же не корректно.

И дело даже не в разных масштабах сил и средств, задействованных в этих битвах и понесенных сторонами потерях (в конце концов, морские сражения имеют свою специфику, и нельзя напрямую сравнивать их в этом отношении с сухопутными). Более важно то, что победа при Мидуэе была одержана во многом благодаря счастливой для американцев и несчастливой для японцев случайности, в то время как успех под Сталинградом Красной армии обеспечили выверенное стратегическое планирование и неуклонное проведение плана операции в жизнь, благодаря чему ударная группировка немцев оказалась окружена и уничтожена.
Также стоит сказать о различии последствий двух этих сражений. Поражение американцев при Мидуэе лишь отстрочило бы конечный крах Японии, ибо ее ресурсы и промышленный потенциал были совершенно не сравнимы с тем, чем располагали США. В случае же нашего поражения под Сталинградом всё могло обернуться катастрофой: немцы перерезали бы важнейшую артерию, водный путь по Волге, по которому шел поток важнейших стратегических грузов, прежде всего нефти. Сами же они получили бы доступ к кавказской, а после планировавшегося вступления в войну на стороне Германии Турции и к ближневосточной нефти. Разгром немцев под Сталинградом пресек все эти перспективы на корню. Сталинград обозначил коренной перелом в войне.
Что же касается Эль-Аламейна, то победа англичан в Египте была неплохим вкладом в общую копилку, однако по своему значению она не сопоставима не только со Сталинградом, но даже и с Мидуэем. Немецкий корпус Эрвина Роммеля значительно уступал численностью солдат и количеством техники британским силам, почти не имел ресурсов, добывая топливо для своих танков в боях. Вся операция Роммеля в Северной Африке являла собой сплошную авантюру, и удивляет лишь то, что до определенного момента эта авантюра имела успех.
Советское политическое руководство и военное командование искренне поздравили английского командующего Бернарда Монтгомери и премьера Уинстона Черчилля с одержанной над общим врагом победой, однако наши войска одержали на советско-германском фронте несколько десятков побед подобного масштаба и значения. Поэтому говорить об Эль-Аламейне как о важном слагаемом коренного перелома во Второй мировой как-то даже неловко.
Воздушная битва за Англию, ленд-лиз, Второй фронт
Куда больший вклад в победу над гитлеровской Германией британцы внесли в ходе «воздушной битвы за Англию», развернувшейся в 1940 году. Если бы они не смогли выстоять, у Советского Союза не оказалось бы союзника после нападения Германии на нашу страну. Кроме того, невозможными стали бы стратегические бомбардировки гитлеровского рейха англо-американскими воздушными армадами во второй половине войны. Пусть они решающего значения и не имели, однако отвлекали значительную часть люфтваффе от советско-германского фронта и наносили ощутимый урон немецкой военной промышленности и моральному духу нацистов.

Мы всегда признавали и признаем большую пользу поставок американского и британского оружия по ленд-лизу. Помощь США и в гораздо меньшей степени Великобритании сыграла весомую роль. Она, конечно, отнюдь не являлась решающим фактором, но без нее победа потребовала бы от нашего народа еще больших усилий и жертв. Хотя и тут надо оговориться, что поставленная на военные рельсы советская промышленность благодаря подвигу работников тыла, в том числе женщин и подростков, дала фронту во много раз больше продукции, чем мы получили от западных союзников.
Отдельная тема — участие американцев и англичан в битвах на сухопутных фронтах Европейско-Средиземноморского театра военных действий… Сражения в Северной Африке явно не оказали существенного влияния на положение дел на советско-германском фронте, арене главных событий всей Второй мировой войны.
Гораздо большее значение имела высадка англо-американских войск летом 1943 года на Сицилии. Эрих фон Манштейн в своих мемуарах «Утерянные победы» даже утверждал, что именно она не позволила немцам достичь успеха на Курской дуге. Объективный анализ фактов и дат полностью разрушает эту «версию», однако высадка на Сицилии с последовавшим за ней переносом боевых действий на Апеннинский полуостров и выходом Италии из войны все же вынудили Гитлера задействовать больше двух десятков немецких дивизий вдали от важнейшего для него Восточного фронта.
Заметим, однако, что не только наше командование, но и сами американцы с англичанами никогда не рассматривали свою итальянскую кампанию как открытие полноценного Второго фронта. Но это было уже хоть что-то. Если же говорить о десантной операции в Нормандии, то ее начало оттягивалось союзниками с конца 1942 года. Конечно, тому были как объективные причины (большая сложность подготовки и проведения беспрецедентного в истории грандиозного десантирования), так и субъективные (нежелание нести потери в сражениях со всё еще грозным тогда вермахтом).

Имело ли состоявшееся в ноябре 1944 года открытие Второго фронта большое значение для окончательной победы над Германией? Да, несомненно! Было ли оно обязательным условием для этой победы? Ни в коей мере! Георгий Константинович Жуков в своих мемуарах «Воспоминания и размышления» свидетельствует: «Возвратившись с Тегеранской конференции, И.В.Сталин сказал: «Рузвельт дал твердое слово открыть широкие действия во Франции в 1944 году. Думаю, что он слово сдержит. Ну, а если не сдержит, у нас хватит и своих сил добить гитлеровскую Германию».
И это была взвешенная оценка положения, сложившегося к концу 1943 года. Осенью 1944-го в открытии Второго фронта больше были заинтересованы не мы, а американцы с англичанами, ни в коем случае не желавшие допустить оккупации советскими войсками территории всей Германии и освобождения ими Франции. Вклад Советского Союза в победу над Третьим рейхом был не просто наибольшим из всех держав антигитлеровской коалиции, а, бесспорно, решающим. Только глубоко необъективный человек может не согласиться с таким утверждением.
Кто внес наибольший вклад в победу над Японией
В советских учебниках истории однозначно утверждалось, что наша страна внесла решающий вклад в победу не только над нацистской Германией и ее сателлитами, но и над милитаристской Японией. Действительно ли это так?
Будем объективны до конца. Основную тяжесть войны против японцев несли на себе США и Китай. Они воевали с Японией несколько лет. Самые тяжелые потери во Второй мировой войне понесли китайцы (считается, что их погибло более 35 млн). И хотя они так и не смогли вытеснить врага со своей земли, значительная часть японских сухопутных войск была привязана к фронтам в Китае.
Принимали участие в войне с Японией англичане, голландцы, австралийцы и представители некоторых других народов. Но назвать их роль весомой трудно. Все решающие морские и сухопутные победы на Тихом океане были одержаны флотом и армией США. К лету 1945 года под контролем японских войск остались только острова их метрополии, а флот Страны восходящего солнца был американцами практически полностью разгромлен и уничтожен.
Но есть важный нюанс. Даже получив в свое распоряжение атомные бомбы, военные стратеги США полагали, что окончательная победа над Японией будет одержана никак не ранее 1947 года и что ради ее достижения сотни тысяч американских солдат сложат свои головы. Вступление в войну СССР и последовавший сразу вслед за этим унизительный молниеносный разгром наиболее многочисленной из японских армий, Квантунской, оказали сильное деморализующее влияние на японцев, что надломило их фанатичный боевой дух.

Поэтому, хотя совершенно неправильно говорить о решающем вкладе нашей страны в общую победу над Японией, роль советских Вооруженных сил была весьма значительной. Кроме того, вступление Советского Союза в войну в не меньшей степени, чем американские атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, заставило японцев осознать полную бессмысленность дальнейшего сопротивления и согласиться на подписание безоговорочной капитуляции.
Подводя итоги, констатируем: наибольший вклад в победу над Японией всё же внесли США, самые тяжелые потери понес Китай, но и роль СССР в войне с Японией была отнюдь не второстепенной, а вклад нашей армии в общую победу над врагом уступал разве что только американскому.
Эпилог
Советский Союз почти в одиночку разгромил Германию и всех ее сателлитов и прихвостней, а своим вступлением в войну против Японии сохранил жизни сотням тысяч американцев, европейцев и китайцев. Да и японцев тоже. Ныне на Западе об этом напрочь забыли и продолжают всерьез предаваться мечте о «нанесении России стратегического поражения». Жаль их, не выучивших уроки истории…