Советское оружие, поставлявшееся в свое время едва ли не половине стран мира, активно использовалось в десятках войн и конфликтов XX века от Анголы до Вьетнама. Но и с распадом СССР многие страны, даже союзники США, предпочитают покупать военную технику, произведенную в нашей стране. Это показывает и статистика оружейного экспорта, в котором Россия уверенно занимает второе место после США. «Армейский стандарт» обобщил сведения о том, где и как сражаются танки Т-90, как показывают себя отечественные системы ПВО.
Ключи от неба
В последние годы заметно вырос в мире интерес к российским системам ПВО. В определенной степени, это результат сирийской кампании российских ВКС. Так ряд стран приобретает модернизированные варианты зенитной ракетной системы С-300. Например, Египет, Иран, Венесуэла, ряд других. Появились покупатели у самой современной разработки — комплексов С-400 — Китай, Индия, Турция. Пользуются спросом и системы ПВО малой и средней дальности, в том числе гордость российской ПВО — зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-С1».
Экспортные варианты С-300 и «Панциря-С1» стоят на вооружении армии Сирии. Эти средства ПВО принимали участие в отражении ракетного удара США, Великобритании и Франции в апреле 2017 года. Они регулярно привлекаются для отражения атак со стороны Израиля.
После одной из таких атак, кстати, Израиль поспешил сообщить об уничтожении «Панциря». Однако экспертная оценка опубликованных кадров уничтожения комплекса показала: никакой дуэли не было, комплекс ПВО находился в небоевом положении, а потому не мог отразить атаку.
Известны «Панцири» не только в Сирии. Одним из основных зарубежных эксплуатантов российской системы остаются Объединенные Арабские Эмираты. В составе контингента вооруженных сил ОАЭ не менее 15 комплексов «Панцирь» были задействованы в военной компании арабской коалиции в Йемене.
Первые фото «Панциря» в Йемене были опубликованы в августе 2015 года. С тех пор они надежно обеспечивают воздушную безопасность эмиратского контингента. Саудовские войска, главные союзники ОАЭ по арабской коалиции в Йемене, регулярно подвергаются атакам ракет и дронов йеменских повстанцев. И несут потери. Имеющиеся на вооружении саудовской ПВО американские системы (в частности, Patriot) так и не смогли надежно защитить как саудовский контингент в Йемене, так и населенные пункты и объекты инфраструктуры на территории королевства.
Эмираты с такой проблемой не столкнулись. По информации СМИ, «Панцирь С-1» смог отразить несколько десятков атак повстанцев с применением дронов и ракет.
«Панцирь» стал в Йемене участником инцидента с так называемым «дружественным огнем». Вертолет американского производства UH-60 ВВС Саудовской Аравии был по ошибке сбит расчетом эмиратской ПВО в апреле 2017 года. Расчет ошибся, но техника задачу выполнила успешно.
Репутация у «Панциря» такова, что Эмираты направили несколько этих комплексов в Ливию для поддержки Ливийской национальной армии фельдмаршала Халифы Хафтара. Комплексы были развернуты для защиты баз ВВС. 5 июля 2019 года один из «Панцирей» ливийской армии сбил военный самолет ВВС базирующегося в Триполи правительства национального согласия, которое официально поддерживается рядом западных правительств.
По неофициальным данным, системы «Панцирь-С1» с недавних пор состоят на вооружении сил ПВО Эфиопии и защищают от атак с воздуха строящуюся на реке Голубой Нил дамбу. Эфиопы опасаются возможного авиаудара со стороны Судана или Египта. Дело в том, что дамба угрожает сократить объем воды, поступающей по Нилу, на территорию этих стран. Одна из установок «Панциря», защищающая дамбу, засветилась в репортаже местных СМИ.
Таким образом, «Панцирь-С1» остается одним из наиболее востребованных и воюющих комплексов в этом классе.
Броня крепка
Традиционно высоким спросом по всему миру пользуется и отечественная бронетехника: легкая и тяжелая. Основной боевой танк Т-90 долгое время оставался самым продаваемым в мире. Не ослабевал интерес к БМП-3 и БТР-82А.
Участие российских Т-90 в боевых действиях отмечалось в ходе контртеррористических кампаний на Северном Кавказе. Показали они себя и в других регионах мира. Например, в сирийской войне. Танки Т-90 были переданы отдельным частям сирийской армии. Официально подтверждено участие Т-90 в следующих военных операциях: наступление на Пальмиру и бои за Аль-Хадер в провинции Алеппо осенью 2015 года; бои по деблокаде городов Нубболь и Захра в той же провинции в феврале 2016 года; освобождение города Абу ад-Духур в провинции Идлиб 22–29 января 2018 года; операция «Базальт» по освобождению южных провинций Сирии в июне-июле 2018 года.
В Сети есть видео использования Т-90 сирийской армией и в боях в провинции Хама.
Танки Т-90 используются дивизией «Тигры» 4-го штурмового корпуса Сирийской Арабской армии, частями Республиканской гвардии Сирии, рядом формирований ополченцев. Зафиксирован только один случай уничтожения Т-90 боевиками. При этом известно немало случаев, когда Т-90 становились мишенью боевиков, но остались целыми и сохранили жизнь экипажу. Для сравнения, с 2014-го по 2017 год армия Ирака потеряла 23 танка M1A1M Abrams. Потери Т-90 в армии Сирии с 2015-го по 2019-й — 1 единица.
Успех Т-90 в сирийском конфликте привлек к этим машинам внимание другой ближневосточной страны, которая также сейчас ведет войну — Ирака. С начала вторжения ИГ (террористическая организация, запрещена в РФ), вооруженные силы этой страны обратили внимание на современное российское оружие. Так иракская армия получила танки Т-90, которыми укомплектовали несколько частей.
В ключевых кампаниях иракской войны эти танки задействованы не были, поскольку начали поступать в действующую армию уже после окончания основных военных действий. Однако зафиксировано несколько случаев их применения против боевиков в провинции Нейнава в 2017–2019 годах.
В различных конфликтах отличились не только отечественные танки, но и легкая бронетехника. Экспортные БМП-3 армии ОАЭ были задействованы военным контингентом этой страны в ходе операции в Йемене, и показали себя с самой лучшей стороны.
Йеменский театр военных действий давно превратился в кладбище бронетехники разнообразных моделей западного производства. Счет уничтоженным бронемашинам военных контингентов Саудовской Аравии, ОАЭ и других арабских стран идет на сотни. А вот БМП-3 оказался наиболее живучим. Известен только один случай уничтожения этой бронемашины. Так 8 августа 2015 года бронемашина подорвалась на мине в провинции Аден.
Первым делом самолеты
Боевое применение самолетов и вертолетов российского производства также было замечено в ряде регионов. Речь идет о штурмовых и транспортных вертолетах, истребителях, штурмовиках.
Наиболее распространен за рубежом многоцелевой истребитель Су-30. Несколько сотен таких машин есть на вооружении Индии. Покупали самолеты этого семейства Малайзия, Индонезия, Алжир, Венесуэла.
Пока об участии Су-30 в реальных воздушных боях сведений нет. Но они продолжают обеспечивать воздушную безопасность целого ряда стран. Так 25 июля 2019 года истребители Су-30 были задействованы ВВС Венесуэлы для защиты воздушного пространства страны. Активно маневрируя, Су-30 вынудили разведывательный самолет ВВС США EP-3 Aries покинуть воздушное пространство Венесуэлы.
Су-30 были также задействованы ВВС Индии в столкновении с Пакистаном 27 февраля 2019 года. Но участия в воздушном бое не приняли.
С вертолетами ситуация обстоит иначе. После дебюта Ми-28Н «Ночной охотник» в Сирии эти машины стали крайне востребованы. Как минимум 15 вертолетов Ми-28Н поставлены ВВС Ирака. Они активно применяются на протяжении всей кампании.
Аналогично ситуация обстоит и с ударными вертолетами Ми-35. Это экспортный вариант вертолета-солдата Ми-24. Эти машины вносят существенный вклад в борьбу с террористами. Многие страны отдают предпочтение им, а не американским аналогам.
Эти вертолеты в Ираке неоднократно задействовали в боевых действиях против террористов. Подтвержден как минимум один случай, когда вертолет Ми-35 уничтожил группу террористов запрещенной ИГ в районе границы Ирака и Сирии. Это произошло 11 июля 2019 года.
Одна из самых экзотичных российских военных новинок — тяжелая огнеметная система ТОС-1А «Солнцепек». «Экспортный» боевой путь машины тоже начался в Сирии в 2015 году. «Солнцепеки» применялись сирийской армией против террористов в боях за Пальмиру, в Латакии, Идлибе и Дераа. Как минимум одна установка использовалась сирийской армией в боях за деблокаду Дейр-эз-Зора осенью 2017-го. Впоследствии эта машина даже дошла до Евфрата, пройдя с войсками путь в 100–150 км по пустыне.
Как и в случае с другими образцами техники, после сирийского дебюта «Солнцепек» был приобретен вооруженными силами Ирака. Фактически тяжелые огнеметные системы были закуплены Ираком в самый критический момент — во время летних боев 2014 года, когда террористы ИГ вплотную подошли к Багдаду.
Интерес к «Солнцепекам» проявила еще одна воюющая страна Ближнего Востока — Саудовская Аравия. До сих пор точно не известно, сколько установок ТОС-1А было закуплено вооруженными силами этой страны. На опубликованных в Сети снимках запечатлены как минимум 2 пусковые установки саудовской армии, снятые на пути в Йемен. Случаев применения «Солнцепеков» в Йемене пока не зафиксировано.
Итоги и ожидания
Итак, главным «полигоном» для экспортной российской техники остается Ближний Восток. Российская военная операция в Сирии в определенном смысле сделала рекламу российской военной технике как минимум в ближневосточном регионе. Живучесть, относительная дешевизна и простота эксплуатации в жарком климате — эти качества нашей техники заставили ряд стран, которые традиционно тяготели к американским поставщикам, приобрести российские аналоги.
Причем, если в случае с Ираком это обусловлено тотальной необходимостью, то для Саудовской Аравии и ОАЭ можно говорить об осознанном выборе. Причем этот выбор себя полностью оправдывает. Напомню, что эти страны имеют глубокие связи с американским военпромом, и у них есть деньги на приобретение дорогостоящего западного оружия.
Интерес к российской технике проявляют и другие страны региона. Например Египет, который приобрел крупную партию вертолетов Ка-52. Остается крупнейшим эксплуатантом российского вооружения Алжир. В перспективе российское оружие может выйти еще на два крупнейших региональных рынка — турецкий и иранский.
После поставок зенитных ракетных систем С-400 в Турцию местные эксперты предполагают, что для их защиты понадобятся установки «Панцирь-С1» или другие российские системы ПВО.
В случае же с Ираном, нормальному экономическому и военно-промышленному сотрудничеству двух стран мешают пока санкции Совбеза ООН, однако, как показывает история с поставкой в Иран российских зенитных ракет С-300, Тегеран готов ждать, чтобы взять свое.