Легендарный адмирал Нахимов

Легендарный адмирал Нахимов

Великому флотоводцу 220 лет
Синопское сражение (картина Васила Горанова).
© Соцсети
Великому флотоводцу 220 лет
' + '' + ' ' + ''+ ' Синопское сражение (картина Васила Горанова).
19 июля 2022, 15:41
Реклама

220 лет назад, 5 июля (н.с.) 1802 года, родился Павел Степанович Нахимов. Нелегко найти в России человека, который бы совершенно ничего не слышал об этом адмирале. Решительная победа при Синопе и героическая оборона Севастополя в годы Крымской войны неразрывно связаны с его именем. Он жил, сражаясь за Россию, и погиб на боевом посту, защищая ее. «Армейский стандарт» напоминает читателям о героическом флотоводце.

Путь к Наварину и Синопу

У небогатого смоленского помещика, отставного секунд-майора Степана Михайловича Нахимова было пятеро сыновей. Жизнь каждого из них так или иначе оказалась связана с флотом. Все братья прошли обучение в Морском кадетском корпусе. Один, будучи флотским офицером, умер молодым. Два других, выйдя в отставку в офицерских званиях, добились весьма солидного положения на гражданском поприще, а самый младший, Сергей, даже стал впоследствии вице-адмиралом.

Но именно Павел, четвертый из братьев по старшинству, сделал фамилию Нахимовых не просто общеизвестной. Он навеки прославил ее. Из всей плеяды выдающихся русских флотоводцев один только Федор Ушаков по праву считается более значимой фигурой в нашей истории.

Еще не окончив обучения, Павел Нахимов получил первое офицерское звание — стал мичманом, что само по себе говорит о неординарных успехах юноши в освоении флотского дела. Затем его как одного из самых лучших молодых офицеров направили на фрегат «Крейсер», совершивший под командованием Михаила Лазарева (в будущем знаменитого адмирала) кругосветное плавание.

Павел Степанович Нахимов.
© Соцсети
Павел Степанович Нахимов.

Кругосветка не только послужила Нахимову великолепной практической школой, но и сделала его одним из любимейших учеников и последователей Лазарева, воспитавшего для русского флота множество отличных офицеров и нескольких известных адмиралов. Но даже на их фоне Нахимов выделялся своей фанатичной увлеченностью флотской службой.

Вне военного корабля он свою жизнь совершенно не представлял. Знаменитый историк Евгений Тарле сообщает о Нахимове: «За недосугом и за слишком большой поглощенностью морскими интересами он забыл влюбиться, забыл жениться».

Единственной любовью Нахимова было море, а флот на всю жизнь стал его семьей.

И для семьи этой он не жалел ни сил, ни здоровья, ни денег. Материально помогать своим матросам и их семьям он почитал за норму. А будучи уже адмиралом, с искренней убежденностью наставлял подчиненных: «Все ваше время и все ваши средства должны принадлежать службе. Например, зачем мичману жалованье? Разве только затем, чтобы лучше выкрасить и отделать вверенную ему шлюпку или при удачной шлюпочной гонке дать гребцам по чарке водки».

При этом Павел Степанович был чрезвычайно требовательным начальником. Он считал, что команда корабля всегда должна быть занята делом. Касалось это не только матросов, но и офицеров. Безделье, по его мнению, разлагало людей. Нахимов уверял, что «офицер от праздности или будет пьянствовать, или станет картежником, или будет развратничать», и заключал наставление такой рекомендацией: «А ежели вы и от натуры ленивы, сибариты, то лучше выходите в отставку».

Орден Нахимова I степени.
© arseniev.org
Орден Нахимова I степени.

Боевое крещение Нахимов прошел в знаменитом Наваринском сражении на линейном корабле «Азов», командовал которым все тот же М.П.Лазарев. За отличие в бою молодой лейтенант был награжден орденом Святого Георгия IV класса и греческим Орденом Спасителя, а также повышен в звании до капитан-лейтенанта.

Словно в напоминание об этой славной битве, первым кораблем, вверенным Нахимову, стал 20-пушечный корвет «Наварин». Случилось это в ходе русско-турецкой войны 1828–1829 годов. Корабль этот был трофейным, прежде он принадлежал Египту, находившемуся в вассальной зависимости от османов.

Затем Павел Степанович командовал 52-пушечным фрегатом «Паллада», а также 84-пушечным линейным кораблем «Силистрия». В 1845 году Нахимов был произведен в контр-адмиралы и стал командиром 1-й бригады 4-й дивизии кораблей Черноморского флота.

Нахимов у моряков-черноморцев пользовался непререкаемым авторитетом, уступая в этом смысле только самому командующему — Михаилу Петровичу Лазареву. В 1852 году Павел Степанович возглавил 5-ю флотскую дивизию и был произведен в вице-адмиралы. В таком качестве он встретил Крымскую войну.

Синопский триумф

«Армейский стандарт» посвящал Синопскому сражению отдельную статью, поэтому не будем сейчас вдаваться в подробности и остановимся только на отдельных моментах этой блестящей победы Нахимова и русского флота.

Синопское сражение (картина А. П. Боголюбова).
© wikipedia.org
Синопское сражение (картина А. П. Боголюбова).

Еще до обнаружения турецкой эскадры Павел Степанович в своём приказе командирам кораблей недвусмысленно и четко заявил: «В случае встречи с неприятелем, превосходящим нас в силах, я атакую его, будучи совершенно уверен, что каждый из нас сделает свое дело». Он был абсолютно уверен в высоком профессионализме своих офицеров и матросов, и уверенность эта зиждилась на огромной работе, проведенной в мирное время, которое он рассматривал исключительно в качестве периода подготовки к войне.

В тот же день Нахимов оглашает еще один приказ по эскадре. Среди прочего, вице-адмирал делится в нем с подчиненными следующими соображениями: «С уверенностью в своих командирах и офицерах и командах, я надеюсь с честью принять сражение… Не распространяясь в наставлениях, я выскажу свою мысль, что, по мнению моему, в морском деле близкое расстояние от неприятеля и взаимная помощь друг другу есть лучшая тактика».

П.С. Нахимов на борту «Императрицы Марии» в Синопском сражении.
© Никита Медовиков
П.С. Нахимов на борту «Императрицы Марии» в Синопском сражении.

Тщательно и детально разработав план сражения, он ни в коем случае не ограничивал разумную инициативу подчиненных. Об этом свидетельствуют заключительные строки из его приказа, отданного непосредственно перед началом Синопской битвы: «В заключение я выскажу свою мысль, что все предварительные наставления при переменившихся обстоятельствах могут затруднить командира, знающего свое дело, и потому я предоставляю каждому совершенно независимо действовать по усмотрению своему, но непременно исполнить свой долг».

Долг был до конца исполнен всеми адмиралами, офицерами и матросами, участвовавшими в разгроме противника. Они продемонстрировали не только высочайший профессионализм, железную дисциплину и образцовую организованность, но и пылкую отвагу в сочетании с редким хладнокровием, а также взаимовыручку, переходящую порой в самопожертвование.

Вице-адмирал В.А.Корнилов оценил эту победу чрезвычайно высоко: «Битва славная, выше Чесмы и Наварина… Ура, Нахимов! Лазарев радуется своему ученику!» Хотя заметим, что Чесменское сражение все же является самой большой, значимой и решительной победой нашего флота за всю его историю. Меньшее по масштабу Синопское может быть поставлено с ним на одну ступень благодаря смелому и нестандартному тактическому замыслу, а также безукоризненному исполнению этого замысла всем личным составом эскадры Нахимова. Ну, и еще по достигнутому результату: в обоих случаях вражеские силы были полностью уничтожены.

После Синопской победы.
© Никита Медовиков
После Синопской победы.

Очень емко и точно об историческом значении Синопской битвы написал Нахимову в личном письме император Николай I: «Истреблением турецкой эскадры вы украсили летопись русского флота новою победою, которая навсегда останется памятной в морской истории».

Даже с позиций дня сегодняшнего трудно не согласиться с этими словами.

Погиб, сражаясь за Севастополь

С самых первых дней героической обороны Севастополя Павел Степанович Нахимов был одним из главных ее организаторов и вдохновителей. После гибели Корнилова он эту оборону возглавил лично. Нахимов появлялся там, где его присутствие было наиболее необходимым, вносил своевременные изменения в диспозицию и являл собой яркий пример мужества и отваги.

П.С. Нахимов на бастионе в Севастополе (картина И.М. Прянишникова).
© topwar.ru
П.С. Нахимов на бастионе в Севастополе (картина И.М. Прянишникова).

В том, что Севастополь продержался так долго и в конечном итоге так и не был полностью захвачен врагом, огромная заслуга Нахимова. Его любили сыновней любовью абсолютно все матросы и солдаты. Он был их «отцом-благодетелем» в мирные годы и стал им еще более близок в тяжелые дни осады города.

Погиб он на боевом посту, сражаясь с врагом, посягнувшим на всё то, что было Нахимову дорого: на флот, которому он отдал все свои силы, на город, служивший этому флоту главной базой, на Россию, которую он беззаветно любил до самого последнего мгновения своей жизни. Разве может быть более достойная смерть для военного человека?

Хоронили Павла Степановича всем Севастополем. Даже противники, будучи осведомлены лазутчиками о похоронах адмирала, прекратили обстрелы на время траурной церемонии. Согласитесь, не каждому воздают такую честь.

Памятник П.С. Нахимову на площади его имени в Севастополе.
© wikipedia.org
Памятник П.С. Нахимову на площади его имени в Севастополе.

Память об адмирале Нахимове жива и сегодня. В его честь назван целый ряд боевых кораблей, его имя носят площади, проспекты и улицы. Во время Великой Отечественной войны был учреждён орден Нахимова. А мальчишки, решившие посвятить жизнь флоту, с гордостью именуют себя нахимовцами.

В день 220-летнего юбилея почтим и мы память великого русского флотоводца!

Реклама
Реклама