11 ноября (по новому стилю) 1578 года появился на свет один из двух главных вызволителей нашего Отечества из бед, ужасов и унижений Смутного времени. В тяжелейшие для Русского государства годы, когда сама независимость его многим казалась уже потерянной, Дмитрий Михайлович Пожарский вместе с Козьмой Мининым возглавил взявшихся за оружие патриотов и изгнал наглых интервентов из Москвы. Не менее примечателен тот факт, что после победы спаситель Отечества ничего лично для себя не потребовал, явив тем самым пример бескорыстия и редкой скромности.
«Армейский стандарт» воздает дань глубокого уважения знаковой фигуре российской истории.
Потомок Рюрика
Дмитрий Пожарский по мужской линии прямой потомок великого князя Всеволода Большое Гнездо (деда Александра Невского). Он самый настоящий Рюрикович, чем не могли похвастать Годуновы или те же Романовы. Среди предков Дмитрия Пожарского значился Стародубский князь Фёдор Иоаннович, причисленный к лику святых за то, что, будучи по доносу вызван в Орду, предпочел смерть измене православию и переходу в ислам. Сын Фёдора — Андрей Стародубский отличился в Куликовской битве. А второй сын Андрея — Василий, получив в удел городок Погара (Пожар), дал начало роду князей Пожарских…
Отец Дмитрия — Михаил Фёдорович Пожарский участвовал во взятии Казани и в Ливонской войне. Умер рано, оставив девятилетнего Дмитрия и еще двоих детей на попечение вдовы — Марии Фёдоровны Беклемишевой. Мать будущего героя была для той поры женщиной весьма просвещенной. Обоим сыновьям и дочери она дала отличное образование, что само по себе тогда являлось редкостью. Но еще большей ее заслугой стало воспитание, которое получил юный князь.
По свидетельствам современников, Дмитрий Пожарский был человеком глубоко верующим, но при этом чуждым фанатизма и показной набожности. Чувство собственного достоинства этот князь-рюрикович никогда не путал с высокомерием, заносчивостью и чванством. Блестящим по тому времени образованием не кичился и зазнайством отнюдь не страдал. При довольно скромных доходах был не жаден, даже скорее щедр.
Когда того требовали обстоятельства, Пожарский проявлял непоколебимость, решительность и твердость. К врагам Отечества и изменникам был суров, но без излишней жестокости. Всю жизнь оставался человеком довольно мягким и тактичным. Это умение ладить с людьми, невзирая на их положение, знатность и богатство, сделало его популярным в самых разных слоях общества — от «голи перекатной» до родовитого боярства.
Не было, пожалуй, в ту пору человека, по своим качествам более достойного чести воссесть на Московском престоле. Так почему же тогда царем избрали не Дмитрия Михайловича, а 16-летнего Михаила Романова?
Полководец и человек чести
Ополчению, собранному в Нижнем Новгороде благодаря письму патриарха Гермогена ко всему российскому народу и неистовому душевному порыву земского старосты Козьмы Минина, нужен был предводитель. По всеобщему согласию решили просить возглавить войско князя Дмитрия Пожарского. Он тогда еще долечивал раны, полученные в боях за Москву в составе первого ополчения, и потому отказался. Но народ не принял отказа. Несколько раз из Нижнего Новгорода направлялись к князю посольства, и в конце концов его «к такому делу бояре и вся земля сильно приневолили».
Главное условие, которое Пожарский поставил ополченцам, заключалось в том, чтобы ему дали помощника, который будет ведать всеми финансовыми делами. Таковым стал Минин, пожертвовавший на ополчение всё имущество и призывавший сограждан поступить так же, а если потребуется, даже жен и детей своих заложить ради сбора необходимых средств!
Выбор пал на Дмитрия Пожарского не случайно. Кроме вышеупомянутых человеческих качеств, он не раз проявлял доблесть и умение командовать. Так, в июне 1608 года он отличился мужеством при отражении от Москвы войска самозванца Лжедимитрия II — подчиненные князю всадники остановили поляков Романа Рожинского на Ваганьковском поле. А через месяц царь Василий Шуйский назначил Пожарского уже самостоятельным воеводой.
Получив в подчинение небольшой отряд, Пожарский в декабре того же года выступил на помощь Коломне, отказавшейся признать власть самозванца. В этом походе он показал себя талантливым полководцем. Проведя разведку и обнаружив «литовских людей» стоящими на отдыхе в 30 верстах от Коломны в селе Высоцком (ныне город Егорьевск), князь в начале января 1609 года скрытно приблизился, внезапно атаковал «и их побил на голову и языки многие поимал».
Через год Пожарский разбил в ожесточенном сражении на Владимирском тракте у реки Пехорки крупный отряд «тушинцев» (сторонников самозванца) под командованием атамана Ивана Салькова. Эта победа восстановила сообщение Москвы с Серпуховом и Коломной, а Сальков с оставшимися у него казаками вскоре явился в столицу и попросил у царя прощения.
В июле 1610 года, будучи воеводой в городе Зарайске, князь отказался идти на поводу у толпы и нарушить присягу царю Василию Шуйскому. Он проявил твердость и заперся с небольшим войском в кремле. Когда же посад заняли украинские казаки во главе с Исаем Сунбуловым, Пожарский сделал вылазку и разгромил их, подавив мятеж.
Принципиальность и верность уже едва держащемуся на троне царю еще более подняли авторитет князя. Вообще, в тот период подобное поведение было большой редкостью. Высшая знать и прочее дворянство жили тогда на «два двора» — московский и тушинский. Из-за создавшегося равенства их сил и желания любым путем перетянуть как можно больше подданных на свою сторону «перелетчиков» легко прощали и Шуйский, и самозванец. Более того, их одаривали за измену противнику титулами и имениями, несмотря даже на то, что многие беспринципно метались между дворами по много раз. Пожарский на их фоне выглядел белой вороной.
Князь сохранял верность присяге до самого низложения Василия Шуйского. А когда Москва признала новым царем польского королевича Владислава, он не впал вместе с прочими в заблуждение, прекрасно понимая, что король Сигизмунд использует сына лишь как орудие для подчинения Московского государства лично себе и Речи Посполитой. Дмитрий Михайлович был умен, прозорлив, верен православию и Отечеству, поэтому за неимением других приемлемых вариантов примкнул к первому ополчению Прокопия Ляпунова.
Храбро сражаясь в его рядах, он и получил то тяжелое ранение, от которого еще не оправился к моменту приглашения возглавить второе ополчение. К счастью для России, Пожарский поддался на уговоры и вместе с Мининым направил течение истории в русло, которое привело нашу страну к могуществу и величию.
О том, как наглые интервенты были отражены от Москвы и как сдался на милость победителей их гарнизон в Кремле и Китай-городе, «Армейский стандарт» уже довольно подробно рассказывал в публикации «Ополчение, спасшее Россию». Лучше вернемся к вопросу о том, почему Дмитрий Пожарский не стал претендовать на престол царства, для сохранения независимости которого сделал гораздо больше всех других возможных претендентов.
Во имя единства и согласия
Имел ли Дмитрий Михайлович Пожарский шанс быть избранным на царство и нашли бы поддержку в народе его претензии, будь у князя таковые? Чтобы ответить на этот вопрос надо несколько слов сказать о таком диком явлении, как местничество, окончательно выброшенном на свалку истории только благодаря всеобъемлющим радикальным реформам Петра Великого.
Суть местничества заключалась в том, что должности (места) воевод и бояр распределялись в зависимости от должностей, которые занимали их ближайшие предки по мужской линии (отцы, деды, иногда прадеды). Даже древность рода играла при этом второстепенную роль. Личные таланты и заслуги во внимание вообще почти не принимались. Из-за этого чванливые бездарности нередко командовали частями войска и даже всей армией. Надо ли говорить, к чему это порой приводило?
Но традиции местничества были во времена Пожарского очень сильны. Если бы он решился пойти против них, это обязательно вызвало бы разлад, новые междоусобные распри и раскол в стране, ради единства и независимости которой он воевал, не щадя своей жизни. Мог ли такой патриот, как Дмитрий Пожарский, свои личные амбиции поставить выше блага Отечества? Конечно же, нет.
Чтобы снять все вопросы о своих возможных претензиях, спаситель России на Земском соборе внес предложение избрать царя из числа самых ближайших родственников Фёдора, сына Иоанна Грозного. Таковым оказался 16-летний Михаил Романов, двоюродный племянник Фёдора Иоанновича — последнего царя из московской ветви Рюриковичей.
А Дмитрий Михайлович Пожарский в почете и уважении прожил долгую по тем меркам жизнь, ни разу ничем не запятнав репутацию бескорыстного патриота Отчизны. Умер он в возрасте 64 лет 30 апреля 1642 года. Но память об этом герое не умрет никогда, пока существует Россия!