Ижевские «Суперкамы»

Ижевские «Суперкамы»

Линейка беспилотников Supercam на фронте и на гражданке
Запуск БЛА Supercam S350.
© Кадр из видео
Линейка беспилотников Supercam на фронте и на гражданке
' + '' + ' ' + ''+ ' Запуск БЛА Supercam S350.
06 мая 2024, 09:16
Реклама

В феврале Министр обороны Российской Федерации генерал армии Сергей Шойгу в ходе рабочей поездки в войска Центрального военного округа проверил выполнение государственного оборонного заказа по производству разведывательных и ударных беспилотников предприятиями оборонно-промышленного комплекса Удмуртии.

В Ижевске на протяжении последних двух десятилетий вырос и развился целый специализированный кластер компаний, занимающихся разработкой и производством беспилотных летательных аппаратов. О барражирующих боеприпасах «Ланцет», созданных компанией ZALA Aero, родоначальником разработок беспилотных систем в регионе, «Армейский стандарт» уже писал. Сейчас можно рассмотреть беспилотные решения других разработчиков из Удмуртии.

Удмуртский кластер

Один из таких разработчиков — Группа компаний «Беспилотные системы», чьи беспилотники также широко используются нашими военными в рамках специальной военной операции (СВО). «Беспилотные системы» являются разработчиком и производителем беспилотных авиационных комплексов марки Supercam с 2010 года.

Именно в те годы собралась небольшая команда специалистов, которые имели опыт в производстве беспилотников: инженеров, конструкторов, техников и управленцев. Благодаря ориентации на создание качественного продукта, выстроенной системе продаж и маркетингу компания сумела быстро занять свою нишу на рынке, заключив контракты с крупнейшими предприятиями и госучреждениями.

Сегодня это один из самых крупных игроков в индустрии беспилотной авиации в России: успех компании обеспечивают более 250 работников, из которых более 100 — это высококвалифицированные инженеры и специалисты.

В продуктовой линейке такие аппараты самолетного типа, как Supercam S100, Supercam S150, Supercam S250, Supercam S350, Supercam S450, выполненные по ставшей наиболее используемой в компании схеме «летающее крыло», а также аппараты вертолетного типа мультироторной схемы Supercam X4, Supercam X6M2 и гибридной схемы — Supercam SX300H и Supercam SX350.

Как видно, линейка разработанных комплексов довольно широкая. Остановимся на некоторых наиболее известных изделиях компании, которые позволят, я считаю, составить достаточно полное представление о деятельности фирмы и ее достижениях в профессиональной сфере.

Беспилотные самолеты

Одна из «младших» моделей — Supercam S100. Размах крыла беспилотника составляет 1 м, а максимальная взлетная масса — 2,5 кг. В качестве силовой установки используется электродвигатель, вращающий расположенный в носовой части тянущий винт.

БЛА Supercam S100.
© supercam.aero
БЛА Supercam S100.

Комплекс развертывается в рабочее положение за 15 минут. Взлет беспилотник выполняет при помощи эластичной катапульты, а посадку — на парашюте. Заряда аккумуляторных батарей хватает беспилотнику, чтобы оставаться в воздухе до 1,5 часа, выполняя полет на скорости до 120 км/ч. Рабочая высота полета — 150–500 м.

Аппарат способен нести оптикоэлектронную систему наблюдения массой до 0,4 кг. Радиолиния позволяет эксплуатировать беспилотник на дальности до 50 км. Максимальная дальность действия «сотки» компанией-разработчиком заявляется на уровне 90 км.

Беспилотный летательный аппарат Supercam S350 представляет собой одну из наиболее востребованных моделей в линейке «Беспилотных систем». Комплекс на основе этого аппарата применялся еще до начала СВО и хорошо зарекомендовал себя при проведении видеомониторинга и аэрофотосъемки в интересах бизнеса и крупных корпораций для выполнения панорамной и плановой аэрофотосъемки и видеосъемки.

Размах крыла беспилотного аппарата достигает 3,2 м. Максимальная взлетная масса дрона находится в диапазоне 9,5–11,5 кг и зависит от состава устанавливаемой на беспилотнике полезной нагрузки.

Беспилотный летательный аппарат взлетает с эластичной или пневматической катапульты и приземляется при помощи парашюта. Максимальная продолжительность полета — примерно 4,5 часа, что позволяет выполнять съемку масштабных площадных или протяженных линейных объектов. Характеристики дальности с учетом возможностей линии связи аналогичны тем, что имеются у младших моделей.

Мультикоптеры

Самый легкий из беспилотников мультироторного типа Supercam X4 имеет максимальную взлетную массу 4 кг. При сравнительно небольших массогабаритных параметрах этот беспилотный летательный аппарат способен находиться в воздухе до 40 минут и преодолевать расстояние до 7 км, работая в любое время суток, в том числе в ограниченно сложных метеоусловиях.

В качестве полезной нагрузки на нем используются фотокамера с разрешением 24 мегапикселя на гиростабилизированном подвесе, видеокамера 4К на гиростабилизированном подвесе или тепловизор. По информации компании, благодаря встроенному автопилоту и автоматическому планированию полетного задания полностью исключается человеческий фактор при эксплуатации аппарата.

Гексакоптер Supercam X6M2.
© supercam.aero
Гексакоптер Supercam X6M2.

Второй мультикоптер в линейке фирмы — шестивинтовой Supercam X6M2 — способен проводить оперативный мониторинг в режиме реального времени на дальности до 10 км в любое время суток. Его продолжительность полета может достигать уже 55 минут.

Целевая нагрузка беспилотника может включать различные оптикоэлектронные системы на гиростабилизированных платформах с круговым обзором для достижения наилучшего качества изображения, модуль автоматического сопровождения и удержания цели, а также систему сброса грузов.

Гибриды

Портрет семейства беспилотников «Суперкам» не был бы полным без упоминания беспилотных летательных аппаратов гибридного типа. Это аппараты, сочетающие в себе возможности беспилотников самолетного типа в части высокой продолжительности полета и аппаратов вертолетного типа в отношении способности взлетать и садиться в вертикальном режиме, без использования специально подготовленных площадок или дополнительного оборудования.

Так, на основе востребованной у эксплуатантов модели S350 специалистами «Беспилотных систем» был создан беспилотный летательный аппарат Supercam SX350. При этом базирующийся на отработанном планере аппарат дооснащен двумя балками с расположенными на их концах электродвигателями, вращающими тянущие винты для обеспечения взлета и посадки в вертикальном режиме.

БЛА Supercam S350 в зоне СВО.
© Министерство обороны РФ
БЛА Supercam S350 в зоне СВО.

Этот беспилотный летательный аппарат может находиться в воздухе до 120 минут, имея при этом максимальную скорость полета 120 км/ч. Беспилотник может передавать HD-видео в режиме реального времени на расстояние до 50 км,  точные координаты объектов, а еще оснащаться модулем автоматического сопровождения и удержания цели и т.д.

Разработчиками предусматривается возможность совмещения на борту этого беспилотного летательного аппарата унифицированной полезной нагрузки разного типа. Кроме традиционных возможностей для проведения оперативного мониторинга подстилающей поверхности в данном комплексе реализованы возможности для размещения мультиспектральных камер, газоанализаторов, устройств лазерного сканирования местности и высокоточного геодезического оборудования.

Гражданское применение

Опыт работы Группы компаний «Беспилотные системы» в течение долгого периода времени с момента ее основания был связан в основном с гражданским рынком. Здесь имеется целый набор задач, в которых с успехом применяются созданные фирмой беспилотники. В их числе мониторинг площадных и протяженных объектов нефтегазовой отрасли, инспекционные задачи в оценке объектов электроэнергетики, мониторинг лесного хозяйства, в том числе в части наблюдения за противопожарной обстановкой, анализ состояния посевов в сельском хозяйстве и деятельности предприятий горнодобывающей сферы и строительства и т.д.

К примеру, в 2014 году «Беспилотные системы» по итогам конкурса были отобраны для выполнения беспилотного мониторинга трубопроводов «Роснефти». В ходе авиаработ был, в частности, проведен контроль трасс трубопроводов и объектов наземной инфраструктуры нефтегазодобычи на месторождении «РН-Юганскнефтегаз».

Позитивный опыт применения «Суперкамов» привел к тому, что следом за «Роснефтью» к проведению беспилотного мониторинга нефтепроводов подключились компании «Газпром нефть», «Самотлорнефтегаз» и др.

Уже по итогам первых мониторинговых полетов дронов в 2016 году было отмечено, что вдвое выросла частота облета трубопроводов и на 30% сокращены затраты по сравнению с использованием вертолетов. В целом опыт применения беспилотников показал, что эффективность по сравнению с традиционными способами обследования превысила 300%.

В лесном хозяйстве Supercam успешно применялись для оперативного мониторинга лесных массивов с целью фото- и видеоконтроля лесосек, на которых производится заготовка древесины. Беспилотники обеспечивали снимки с пространственным разрешением от 3 см.

Также дроны использовали для поиска и обнаружения браконьерских вырубок, незаконных свалок и построек на охраняемых территориях лесных угодий. Беспилотные комплексы позволяли выявлять визуально определяемые с воздуха ловушки для диких животных и установивших их браконьеров, а также отслеживать автотранспортные средства в зоне контроля, оставаясь при этом незаметными для наблюдаемого объекта.

Военное дело

Насколько известно, до начала боевых действий на востоке Украины беспилотные системы семейства Supercam не использовались в Российских вооруженных силах. Вместе с тем высокий спрос на беспилотные средства разведки и наблюдения в целом, возникший в связи с началом Россией специальной военной операции, а также потребность в выборе наиболее оптимальных беспилотных комплексов с точки зрения стоящих перед военными задач вызвали интерес к использованию «Суперкамов».

Компании-разработчики, как правило, обходят стороной вопросы специального применения, тем более когда это связано с чувствительными вопросами применения техники на фронтах СВО. Об используемых беспилотных системах иногда становится возможным судить по пресс-релизам российского военного ведомства или фото- и видеорепортажам, публикуемым СМИ.

БЛА ВВП Supercam SX350.
© supercam.aero
БЛА ВВП Supercam SX350.

Так, по распространенным Минобороны РФ кадрам стало известно о боевой работе расчета разведывательного аппарата Supercam S350. Военнослужащие, как сообщалось, с помощью этого беспилотного комплекса осуществляют круглосуточное дежурство над позициями ВСУ и корректируют нанесение ударов по противнику.

«Боевой расчет состоит из двух человек. Они могут подойти незамеченными куда угодно и работать практически из любой позиции. Для того чтобы полностью развернуть оборудование и запустить беспилотный летательный аппарат в небо, требуется не больше 15 минут», — сообщает пресс-служба военного ведомства.

Комплекс Supercam S350 был адаптирован для решения военных задач. В числе специфических усовершенствований была адаптация к использованию в условиях противодействия со стороны средств радиоэлектронной борьбы противника, обеспечение возможности выполнять множество задач по разведке территории, корректировке артиллерийского огня, координации наземных групп и техники в отсутствие сигналов спутниковых навигационных систем, в любое время суток и при ограниченно сложных климатических условиях.

Скрытность применения беспилотного летательного аппарата, обеспечиваемая благодаря использованию малошумного электродвигателя, в сочетании с другими техническими характеристиками обусловила интерес военных к применению «Суперкамов». «Летает на высоте около 2 км, поэтому его сложно обнаружить. Собранные данные в режиме реального времени передаются на пункт управления. Противник прекрасно понимает возможности Supercam и ведет за ними настоящую охоту», — говорится на сайте Минобороны РФ.

Экспорт

Помимо поставки беспилотников российским заказчикам в лице силовых структур и гражданских компаний, а также оказания профессиональных услуг на рынке аэрофотосъемки «Беспилотные системы» работают и на внешнем рынке. Уже в 2015 году фирма вышла на экспорт: первая поставка отправилась в Нигерию. Компания разместилась на международных электронных площадках и создала мультиязычный сайт.

С тех пор соглашения были заключены также с ОАЭ, Ираном, Пакистаном и рядом стран Африки. В 2019 году рост объема экспорта компании составил 40%, что позволило компании занять первое место в региональном конкурсе «Экспортер года».

Сегодня поставки компании внутрироссийским потребителям превалируют. Однако доля экспорта в общей выручке компании также остается на довольно высоком уровне, составляя 27%. География экспортных поставок расширяется, в числе заказчиков ОАЭ, Индонезия, Вьетнам, Пакистан, Белоруссия, Казахстан, Нигерия, Ангола.

Реклама
Реклама