Пальциг, 1759. Пролог к Кунерсдорфу

Пальциг, 1759. Пролог к Кунерсдорфу

265 лет назад русская армия  жестко побила пруссаков
Прусская пехота в бою (картина А. Ежова).
© wikipedia.org
265 лет назад русская армия  жестко побила пруссаков
' + '' + ' ' + ''+ ' Прусская пехота в бою (картина А. Ежова).
12 августа 2024, 09:51
Реклама

23 июля (по новому стилю) 1759 года возле селения Пальциг русская армия под командованием Петра Салтыкова сразилась с прусским корпусом Карла фон Веделля и нанесла ему тяжелое поражение. В сравнении с целым рядом других сражений Семилетней войны битву при Пальциге вспоминают редко. И зря, поскольку именно она заставила Фридриха II лично обратиться против русских и подвергнуть в итоге свои главные силы унизительному разгрому у Кунерсдорфа. «Армейский стандарт» напомнит о славной Пальцигской победе.

О важности разведки

Упорное и кровопролитное сражение русской армии под командованием Виллима Фермора с войском пруссаков во главе с самим королем Фридрихом II при Цорндорфе (25 августа 1758 года) победителя не выявило. И хотя результат этот назвать неудачей никто бы не решился (прусская армия тогда считалась образцовой), действия Фермора в предшествовавший битве период и после нее породили в Петербурге некоторые неприятные вопросы.

Фридрих II (портрет Вильгельма Кампхаузена).
© wikipedia.org
Фридрих II (портрет Вильгельма Кампхаузена).

Отзывать из действующей армии Фермора не стали, но понизили до ранга заместителя нового командующего — Петра Салтыкова. Неприметный, тихий, аскетичный в быту «седенький старичок» оказался весьма рассудительным и деятельным полководцем. По прибытии на театр военных действий он сразу занялся въедливым изучением текущего положения дел: глубоко вникал в вопросы снабжения армии, ее боевой подготовки, внимательно выслушивал доклады командиров полков, уделял большое внимание ведению разведки.

В отличие от Салтыкова, направленный против него Фридрихом II молодой энергичный генерал Карл фон Веделль разведкой легкомысленно пренебрег. И в результате такого отношения к этому важному компоненту планирования боевых действий его 27-тысячный корпус оказался в заведомо проигрышной ситуации еще до начала сражения. Впрочем, сам Веделль об этом даже не догадывался…

Пётр Семёнович Салтыков (портрет Пьетро Ротари).
© wikipedia.org
Пётр Семёнович Салтыков (портрет Пьетро Ротари).

Подойдя к высотам у местечка Пальциг, пруссаки с удивлением обнаружили, что те уже заняты русскими. Веделль решил, что это только авангард армии Салтыкова, которая, по его данным, все еще находилась на марше. На самом же деле, все 40 тысяч пеших и конных русских бойцов давно обосновались на позициях со 188 пушками. Салтыков расположил свои силы в два эшелона и спокойно поджидал неприятеля, о передвижениях которого, благодаря хорошо поставленной конной разведке, знал практически все.

Без шансов для пруссаков

Веделль самоуверенно бросил весь корпус в атаку, как он считал, на русский «авангард». Главные удары наносились по обоим флангам, а часть сил прусский генерал направил в обход, чтобы они заняли находящийся в тылу русской позиции Пальциг. Хотя у пруссаков имелось 56 пушек, перед началом наступления никакой предварительной артиллерийской подготовки проведено не было.

И на правом, и на левом флангах атакующие в лоб пруссаки попали под ураганный огонь артиллерии и не смогли продвинуться ни на шаг. Сместив направление удара к центру, они все же достигли нашей первой линии, но после ожесточенной штыковой схватки русские заставили врага отступить и здесь. Попытка обхода тоже была пресечена в самом зародыше.

Схема сражения у Пальцига.
© wikipedia.org
Схема сражения у Пальцига.

Пруссаки несколько раз бросались в отчаянные, но безуспешные атаки. Единственным их достижением стал прорыв первой линии бригадой кирасир, но и они, наткнувшись на штыки русских солдат второй линии, были отброшены. Осознав наконец, что шансов на победу никаких не осталось и дальнейшее упорство еще более увеличит и так огромные потери, Веделль отдал приказ об отступлении.

Салтыков не стал преследовать разбитого неприятеля. Впоследствии его за это упрекали, однако надо принимать во внимание, что и солдаты русской армии были крайне утомлены. В условиях июльской жары они с 11 часов до половины третьего маневрировали и закреплялись на позициях, а затем до 19.00 сражались с врагом. Кроме того, у Салтыкова не имелось достоверных сведений о том, где находится сам Фридрих с главными силами пруссаков, а действовать чрезмерно рискованно и наобум было не в характере нашего обстоятельного и осторожного командующего.

Результат сражения и так был совершенно ясен: русская армия одержала в нем бесспорную и убедительную победу. Она не только вынудила спесивого врага бесславно ретироваться, но и нанесла ему тяжелейший урон. Пруссаки потеряли не менее 4200 солдат и офицеров убитыми, около 1400 ранеными, 1200 пленными и, кроме того, более 1400 дезертировавшими. Всего корпус Веделля поредел на 8200–8300 бойцов. Русские потери составили около 900 человек убитыми и 3900 ранеными. В качестве трофеев на поле битвы было взято 14 прусских пушек, 4 знамени и 3 штандарта.

Расстроенный тяжелым поражением своего генерала, Фридрих II выступил против Салтыкова лично, но эта затея прусского короля завершилась через 20 дней жесточайшим разгромом его армии под Кунерсдорфом

Реклама
Реклама