Шведские «кубики»: Haegglunds BV-206 не страшны бездорожье, реки и снег

Шведские «кубики»: Haegglunds BV-206 не страшны бездорожье, реки и снег

Природа и климат Скандинавии суровы и похожи на российские. А значит, шведы не хуже русских понимают толк в вездеходостроении
© wikimedia.org
Природа и климат Скандинавии суровы и похожи на российские. А значит, шведы не хуже русских понимают толк в вездеходостроении
31 июля 2018, 09:10
Реклама

И немудрено, что шведский «проходимец» Haegglunds BV-206 «Лось» десятилетиями демонстрирует надежность. Он выпускается без принципиальных изменений конструкции с 1974 года по наши дни и по достоинству оценен военными и гражданскими экстремалами всего мира! «Армейский стандарт» обобщил интересные сведения о шведском вездеходе.

Скандинавский «Лось»

Два почти квадратных «кубика», стоящих один за другим на широких гусеницах, — это Haegglunds BV-206, в переводе на русский «Лось». Конструкция «Лося» необычна и непроста. Вездеход представляет собой «паровозик» из гусеничной машины и гусеничного прицепа, но это не просто тягач и прицеп, соединенные дышлом! Ведущими являются все четыре (!) гусеницы, поскольку часть мощности двигателя передается на прицеп при помощи шарнирно-зубчатой сервопередачи. Это своего рода карданный вал, как в любой заднеприводной машине, но с гораздо большими допустимыми углами изгиба, нежели у классического «кардана». В результате тележку не нужно тащить — она тянет себя сама, обеспечивая тандему непревзойденную проходимость, гораздо выше, чем у машины аналогичных габаритов, но на едином гусеничном шасси!

При конструктивной сложности BV-206 крайне прост в управлении, поскольку рассчитан на рядового солдата. Не нужно осваивать логику управления рычагами, как у многих других гусеничных машин, а также думать о работе трансмиссии — «Лось» управляется обычным рулем и имеет автоматическую коробку передач производства Mercedes. Кстати, любопытно, что для руления используется не традиционное подтормаживание одной из гусениц, а складывание одной секции относительно другой в горизонтальной плоскости с помощью силовых гидроцилиндров! Похожий принцип нередко используется на дорожно-строительной технике и называется «ломающейся рамой».

Справка «АС». Характеристики Haegglunds BV-206

Максимальная скорость по шоссе — 52 км/ч.

Максимальная скорость по воде — 4 км/ч.

Двигатель — бензиновый Ford 136 л.с. или дизель Mercedes-Benz 136 л.с.

Трансмиссия — автоматическая.

Длина (тягач + прицеп) — 6,9 м.

Ширина — 1,87 м.

Высота — 2,4 м.

Масса (тягач + прицеп) — 4500 кг.

Дорожный просвет — 350 мм.

В салоне «Лося» — суровое армейское спартанство. Железные двери и салон без обшивок, кондовые приборы и органы управления. На переднем, водительском ряду теснота, поскольку в «тупорылой» бескапотной машине двигатель (его верхний кожух) горбом стоит фактически между водителем и его соседом справа.

Четырехдверный кузов тягача выполнен из морозо- и удароустойчивого армированного пластика, утеплен и стоит на раме. Кузов прицепа алюминиевый. Для удобства входа-выхода в тягаче имеются четыре двери, а в прицепе — одна боковая и одна большая распашная сзади. В «голове» «Лося» размещаются 6 человек, а в прицепе (который может быть как пассажирским, так и грузовым) — 11 человек. «Пластмассовая» машина устойчива к коррозии и благодаря этому успешно плавает, будучи относительно герметичной и оснащенной электрическими помпами для откачки воды.

Предшественник и последователь

В далеком 1974 году, когда и родился BV-206, фирма Haegglunds была самостоятельной компанией. Сегодня входит в состав известного всем военным на планете глобального исследовательского и производственного концерна BAE Systems. В конце 70-х годов разработка Haegglunds участвовала в конкурсе-тендере, устроенном шведским министерством обороны, и успешно победила. Однако надо отметить, что BV-206 не явился чем-то принципиально новым и до него на вооружении шведской армии уже стоял чрезвычайно похожий на «Лося» сдвоенный вездеход Volvo BV-202 с двухместным тягачом «тракторного» дизайна. Но в 1980 году машина от Haegglunds сменила Volvo, который выпускался уже около 17 лет, морально устарел и был недостаточно вместителен.

Изначально BV-206 проектировался для перевозки войск и снаряжения по снегам и болотам на севере Швеции, но начал экспортироваться и быстро стал популярным по всему миру. Сегодня «Лоси» служат в войсках Германии, Франции, Великобритании, Испании, Италии и Израиля. Вездеход, как и вся армейская техника, чрезвычайно многофункционален и имеет массу модификаций: перевозчик боевых групп, передвижной командный пункт, мобильный госпиталь или ремонтная мастерская, узел связи, грузовой транспортер с открытой платформой, техничка и многое другое.

При этом BV-206 свободно продается гражданским организациям разных стран и даже частным лицам — приобрести его можно без проблем, в том числе и в России. Скандинавский «паровозик» популярен у нефтяников и геологов (в том числе и благодаря гуманному воздействию на почву тундры по причине удачного соотношения площади гусениц и массы машины), занимается сельхозработами и возит охотников и рыбаков! За все время было выпущено более 11 тыс. вездеходов, используемых в более чем четырех десятках стран по всему миру.

Реклама
Реклама
Комментарии
Войдите в свой аккаунт социальной сети Вконтакте или Facebook и сможете принять участие в комментировании материалов сайта.