Морская авиация получила сверхточные бомбы
Самолеты единственного российского авианосца — истребители Су-33, базирующиеся на тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов», получат усовершенствованную систему бомбометания. Она позволит превратить обычные свободнопадающие бомбы в высокоточное эффективное оружие. Эта технология успешно отработана на дальних ракетоносцах Ту-22М3 и фронтовых бомбардировщиках Су-24М, проверена в боевых сирийских условиях. В компании-разработчике «АС» рассказали о ходе оснащения Су-33 специальным оборудованием и секретах технологии.
Для палубных истребителей Су-33 разработана специальная вычислительная подсистема СВП-24-33. Она специально адаптирована для самолетов морской авиации. Система на порядок повышает точность неуправляемого оружия. При разработке СВП-24-33 для Су-33 использовался опыт создания компанией «Гефест и Т» подсистемы СВП-24 для бомбардировщика Су-24М, а также вариант подсистемы, адаптированный для ракетоносцев Ту-22М3. Су-24М и Ту-22М3 оснащаются такими подсистемами в серийном порядке.
Разработка оборудования для Су-33 началась в 2016 году. В конце 2017 года сданы авиации флота первые два Су-33 с подсистемами СВП-24-33. Сейчас в работе еще одна партия. Оснащение осуществляется на предприятии в подмосковном Жуковском. До этого истребители проходят плановый ремонт на авиаремонтном заводе в Пушкино под Петербургом. Практически весь небольшой парк истребителей Су-33 планируется оснастить СВП-24-33. Работы будут выполнены в 2018–2019 годах.
Принцип действия подсистемы для повышения точности бомбометания — прост до гениальности. Цель — максимально повысить точность обычных некорректируемых авиабомб. Так, чтобы они были сравнимы по точности с суперсовременными высокоточными корректируемыми боеприпасами. Выгода очевидна. Корректируемое бомбовое вооружение — дело не дешевое. По стоимости управляемая авиабомба мало чем уступает управляемым ракетам. Таким, например, как «Томогавк». Каждый стоит от $1,5 до $2 млн. Обычная бомба, которых в наших арсеналах огромное количество со времен «холодной войны», на несколько порядков дешевле управляемой. Российские умельцы нашли способ сэкономить немалые бюджетные средства и при этом дать вторую жизнь старым боеприпасам.
Цифровая подсистема повышения точности держит в памяти и мгновенно анализирует десятки параметров полета, включая ГЛОНАСС-данные о взаимном расположении самолета и цели, величину атмосферного давления, влажность воздуха, скорость воздушных потоков относительно самолета и еще много чего. Она же рассчитывает оптимальные курс, скорость и высоту сброса авиационного средства поражения. После этого бомбометание осуществляется в автоматическом режиме.
Насколько эффективна новая система, показала Сирия. К операции ВКС привлекались бомбардировщики Ту-22М3, оснащенные подсистемой СВП-24. Они осуществили более 250 вылетов с бомбами массой в 250 и 500 кг. При этом эффективность поражения объектов противника неуправляемыми бомбами была сопоставима с точностью корректируемых бомб. Такую же эффективность продемонстрировали в Сирии бомбардировщики Су-24М и штурмовики Су-25СМ.
Эффективность новой системы признали зарубежные эксперты. Так, австрийское издание Contra Magazin отметило высокую точность попадания при использовании старых авиабомб: с высоты в шесть километров боеприпасы отклоняются от целей на расстояние не более 4 метров. Такую высоту наши самолеты в Сирии выбирают не случайно: она позволяет исключить поражение переносными зенитными ракетными комплексами, которыми располагают террористы.
Экономия на боеприпасах — дело нужное. К примеру, во время войны во Вьетнаме США израсходовали 7,7 млн бомб, потратив на воздушные удары свыше $100 млрд. По тактическим нормативам дорогое высокоточное оружие, благодаря поражению цели первой бомбой, обеспечивает трехкратную экономию боеприпасов. В США тоже не прочь сэкономить на авиационных боеприпасах. Но пошли другим путем. Решили оснащать старые бомбы системой управления. Комплект для одной бомбы обходится примерно в $30 тыс. В России же решили дооборудовать не бомбы, а самолеты. И это оказалось гораздо выгоднее.
По данным «АС», разработчик новой системы продолжит ее совершенствовать. Задача — еще больше увеличить точность применения неуправляемых средств поражения, а также перспективных боеприпасов. Трудоемкость установки на самолет комплекта СВП-24 достаточно низкая и технически сложности не представляет: надо установить несколько блоков.
В составе морской авиации ВМФ России насчитывается 22 истребителя Су-33. Они предназначены для применения в качестве истребителей-перехватчиков, и не имели возможности применять неуправляемое оружие по наземным и морским целям. Теперь такая возможность у них имеется. Самолеты, оснащенные СВП-24, получили возможность обмена тактической информацией с другими аналогичными машинами и наземными командными пунктами. Это причисляет авиакомплекс к «умному» оружию.
Су-33 — это многоцелевой истребитель корабельного базирования с горизонтальным трамплинным взлетом и посадкой на палубу. Основные задачи — прикрывать группы ударных кораблей, уничтожать самолеты, вертолеты, противокорабельные ракеты противника, наносить ракетно-бомбовые удары по наземным и надводным целям. Управляется одним летчиком. Самолет, который серийно строился на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре, имеет 12 точек подвески ракетного и бомбового вооружения. Максимальная масса боевой нагрузки самолета составляет 6500 кг. Используются свободнопадающие бомбовые кассеты различного назначения по 500 кг, 250 кг, 100 кг. Боевое «крещение» Су-33 состоялось осенью 2016 года во время похода «Адмирала Кузнецова» к берегам Сирии. Не обошлось без потерь. Один самолет потерпел крушение. Пилот катапультировался и остался жив. Экипаж авианосца и палубные летчики были награждены за выполнения боевых задач.