Болградский экзамен для ВДВ

Болградский экзамен для ВДВ

85 лет назад при освобождении  Бессарабии от румынских войск  впервые в боевых условиях  был использован воздушный десант 
ТБ-3 готовится к вылету.
© gaz69.ru
85 лет назад при освобождении  Бессарабии от румынских войск  впервые в боевых условиях  был использован воздушный десант 
' + '' + ' ' + ''+ ' ТБ-3 готовится к вылету.
25 июля 2025, 13:34
Реклама

2 августа исполняется 95 лет  Воздушно-десантным войскам России. В преддверии Дня ВДВ «Армейский стандарт» напомнит об одной из малоизвестных страниц истории «крылатой пехоты».

С неба — в бой

Почему в Бессарабской операции идет речь о первом и во многом уникальном опыте применения воздушного десанта? Дело в том, что, хотя четыре воздушно-десантные бригады (201-я, 204-я, 212-я и 214-я) и принимали участие в боевых действиях в сентябре 1939 года на Халхин-Голе, их использовали в качестве исключительно наземных соединений. Иная ситуация была летом 1940 года, когда был выброшен воздушный десант, с неба на землю, и уже не выполнять задачу учений, а сразу в реальный бой. Но обо всем по порядку.

Бессарабия с 1812-го по 1917-й находилась в составе Российской империи (Бессарабская область, позднее губерния), но в Гражданскую войну была аннексирована Румынией. Эту аннексию Советское правительство никогда не признавало.

Летом 1940 года наступило время восстановить историческую справедливость. 26 июня 1940 года румынскому послу в Москве была вручена нота относительно передачи Бессарабии. В случае отказа у народного комиссара обороны маршала Советского Союза Семена Тимошенко имелся план боевых действий созданного Южного фронта под командованием генерала армии Георгия Жукова.

Предполагалось нанести два удара по Бессарабии: 9-й армией из района Тирасполя и 12-й армией севернее Черновиц. Четко определялась и роль воздушного десанта: на направлении главного удара 12-й армии в тыл противника планировалось высадить в районе Тыргу-Фрумос (восточнее Ясс) подразделения 201-й, 204-й и 212-й воздушно-десантных бригад. Для этого предполагалось задействовать 120 самолетов ТБ-3, которые должны были доставить 2040 парашютистов.

Бессарабская компания.
© Соцсети
Бессарабская компания.

Стоит уточнить, что специального транспортного самолета для высадки крупного воздушного десанта на тот период в стране не было — для этой цели использовался тяжелый бомбардировщик ТБ-3. В обычном варианте он брал на борт 18 военнослужащих с оружием, а переоборудованный под транспортный вариант — 35 десантников. Внешняя подвеска позволяла взять вес до трех тонн, то есть легкий танк (в то время танкетка Т-27), бронеавтомобиль Д-8 или мотоцикл с коляской. Но и их обычно разгружали уже на аэродроме — эксперименты по сбрасыванию военной техники начали проводить только во второй половине 1930-х годов.

Поэтому для такого масштабного десанта — свыше двух тысяч человек — и потребовались эти запланированные 120 ТБ-3.

По маршруту Болград — Рени — Кагул

В конце июня 1940 года Румыния под нажимом Германии, которая к тому времени оккупировала Францию (15 июня немецкие войска вступили в Париж), вынуждена была принять требования СССР и уйти из Бессарабии. Королю Каролю II и генералитету стало ясно: рассчитывать на ранее полученные англо-французские гарантии безопасности не стоит…

Соответственно и план советского командования был пересмотрен — наступление по правому берегу Днестра через Тыргу-Фрумос отменили. 28 июня 1940 года передовые подразделения Красной армии без боя перешли Днестр и направились следом за уходящими румынскими войсками.

Тем не менее из-за возникших проблем с переправой основная часть сил 9-й армии задержались на восточном берегу Днестра. Для ускорения занятия территории Бессарабии на этом направлении в штабе Южного фронта приняли решение высадить в районе слияния Прута и Дуная воздушный десант.

В 4 часа утра 29 июня 204-я воздушно-десантная бригада полковника Иосифа Губаревича прибыла на аэродром, где в 350 километрах от границы дислоцировались самолеты 209-й тяжелой авиабригады. Примерно в 9 утра погрузку закончили и к 9.30 в воздух поднялись 99 ТБ-3, в которых находились 1422 десантника.

Полковник Иосиф Губаревич.
© wikipedia.org
Полковник Иосиф Губаревич.

На проведение разведки времени не было, десантирование произвели в десяти километрах севернее города Болграда. Площадь высадки заняла довольно большую территорию, примерно 10 на 10 километров. Несмотря на это, к 16.30 основная часть бригады сосредоточилась в ранее указанном районе, и два батальона по приказу полковника Губаревича ушли для занятия Болграда и станции Троянов Вал. К 18.30 поставленная задача была выполнена.

Сразу после этого из штаба Южного фронта поступил новый приказ: занять города Рени и Кагул. В авангарде действовала рота десантников на реквизированных грузовиках, которой пришлось вступить в бой с «задержавшимися» румынскими подразделениями. Утром 1 июля 204-я воздушно-десантная бригада вошла в Кагул, а наземные части (25-я стрелковая дивизия) прибыли в город только 4 июля.

Когда места не хватило…

В Бессарабской операции участвовала еще одна воздушно-десантная бригада, 201-я, базировавшаяся на аэродроме Скоморохи в Житомирской области. 30 июня ей поступил приказ высадить посадочный десант в Измаиле.

В полдень 44 самолета ТБ-3 взлетели с 809 десантниками на борту. Первая группа из 12 машин приземлилась в Измаиле, высадив 240 человек. Остальным ТБ-3 места на небольшом аэродроме попросту не хватило. Возвращаться обратно? Приказ надо выполнять: с самолетов был выброшен парашютный десант в количестве 509 человек. Появление десантников оказалось более чем неожиданным для румынских войск: никакого сопротивления они не оказали и убрались восвояси — Измаил заняли с минимальными потерями, учитывая незапланированную высадку на незнакомую местность. Из-за травм при приземлении оказалось трое погибших и семеро с переломами.

В ходе разбора Бессарабской операции командование Южного фронта, оценивая результаты использования  десантов, посчитало, что они «полностью себя оправдали». Хотя возглавлявший Управление боевой подготовки Рабоче-Крестьянской Красной армии (РККА) генерал-лейтенант Владимир Курдюмов, выступая 24 июля 1940 года с докладом у Тимошенко, посчитал ненадлежащей подготовку к операции, а потери — неоправданными. Впрочем, тут можно допустить, что таков был «заказ» свыше — после финской кампании некоторые высокие чины рьяно принялись искать недостатки...

Специалисты из войск, которые были более компетентны в вопросах воздушных десантов, справедливо отметили, что в масштабах такой операции и при отсутствии подобного опыта недостатки несущественны. К ним относятся: запаздывание с вылетом (но и обстановка постоянно менялась); разброс при высадке на большой площади (это тоже при тех самолетах и количестве парашютистов вполне объяснимо). Главное, что удалось приобрести опыт использования крупных воздушных десантов в боевой обстановке.

Парад в Кишинёве после присоединения Бессарабии и Северной Буковины к СССР, 1940 год.
© wikipedia.org
Парад в Кишинёве после присоединения Бессарабии и Северной Буковины к СССР, 1940 год.

Несмотря на недочеты, участие двух бригад показало перспективность использования этого рода войск. Неслучайно уже в марте 1941 года в Красной армии началось формирование пяти воздушно-десантных корпусов.

Десять гвардейских

Офицеры 204-й и 201-й десантно-штурмовых бригад уже через год с начала Великой Отечественной войны вступили в схватку с немецко-фашистскими войсками. Имея боевой опыт, они в большинстве своем проявили себя уже в первые месяцы боёв.

Показательна судьба командира 204-й воздушно-десантной бригады полковника Иосифа Губаревича. Вскоре после Бессарабской операции его направили в Военную академию имени М.В.Фрунзе на курсы усовершенствования начальствующего состава (до этого в 1929 году окончил лишь отделение старшего комсостава при Стрелково-тактических курсах «Выстрел»).

В мае 1942 года Губаревича назначают заместителем командира 2-го воздушно-десантного корпуса, с которым он и вступил в Великую Отечественную войну. Десантники отважно воевали в ходе Киевской операции и лишь в октябре их вывели в тыл на доукомплектование. Самого полковника Губаревича назначили командиром формировавшегося 7-го воздушно-десантного корпуса, который в августе 1942 года был преобразован в 34-ю гвардейскую стрелковую дивизию.

Тут стоит пояснить. 2 августа 1942 года во исполнение постановления Государственного комитета обороны от 29 июня десять воздушно-десантных корпусов были преобразованы в стрелковые дивизии с номерами от 32-й по 41-ю. Все они, учитывая прежние боевые заслуги, получили гвардейские звания. К слову, длительное время личный состав этих соединений носил десантное обмундирование и имел при себе формально неположенные финки, которые использовались в качестве стропорезов…

Под командованием Губаревича дивизия доблестно сражалась в ходе Сталинградской битвы. Но в начале февраля 1943 года комдив был тяжело ранен и через две с половиной недели скончался в военном госпитале в Сальске. В честь одного из первых успешных командиров ВДВ генерал-майора Иосифа Ивановича Губаревича названы улицы в Астрахани, Зернограде, Ростове-на-Дону, Элисте и в поселке Советское в Саратовской области, где формировался 7-й воздушно-десантный корпус.

Реклама
Реклама