Подземелья подводного флота
В Балтийском море с 5 по 17 июня в 51-й раз прошли ежегодные учения НАТО «Балтийские операции» (Baltic Operations — Baltops). В них приняли участие 45 кораблей из 14 стран НАТО и примкнувших к ним Финляндии и Швеции. Кораблей примерно на 30% больше, чем было привлечено в 2021 году.
Командование объединенными силами осуществлялось из Многонационального центра управления действиями авиации, который расположен в небольшом немецком городке Удем (Uedem). Этот факт ставит под сомнение реализацию Швецией планов по восстановлению крупнейшей в Европе подземной военно-морской базы Муске (Musköbasen), что находится в трех десятках километров к югу от Стокгольма. В лабиринтах подземных планов разбирался «Армейский стандарт».
Город под землей
К моменту вывода из эксплуатации 3 июня 2005 года секретная шведская база представляла собой гигантский подземный город в скальном грунте под островом Муске. Она состоит из трех рассредоточенных секций, соединенных тоннелями общей протяженностью свыше 20 км. С материком ее связывает трехкилометровый подводный туннель, проходящий на глубине около 70 метров.
В вырубленном в скале пространстве объемом 1,5 млн кубических метров находятся причалы, три туннеля-дока, два из которых предназначены для надводных кораблей и один — для подводных лодок, судоремонтный завод и казармы на тысячу человек.
Базу строили, когда США и НАТО готовились к ракетно-ядерной войне с Советским Союзом. Благополучная нейтральная Швеция, не имеющая сухопутной границы с СССР и не ожидавшая вторжения на свою территорию советских войск, тем не менее потратила на строительство подземного укрытия 294 млн шведских крон.
Скальный грунт под островом взрывали и ломали в течение 19 лет. Наконец, 30 сентября 1969 состоялось торжественное открытие военной базы Восточного побережья (Ostkustens Örlogsbas, сокращенно — ÖrlB О, с 2005 года — Marin B). В церемонии участвовал король Швеции Густав VI Адольф.
После победы США в «холодной войне» правительство Швеции еще 13 лет держало базу в боевой готовности, прежде чем ее законсервировать в 2005 году. До 2018 года под землей оставался небольшой гарнизон, занятый охраной и обслуживанием комплекса, а также центр службы наблюдения и мониторинга Балтийского моря. Подземные судоремонтные доки передали в аренду гражданским корпорациям. Но это не помешало кораблям ВМС Швеции периодически заходить на базу в учебных целях.
В день 50-летия открытия военной базы Восточного побережья командование ВМС сообщило о решении вернуть сюда боевые корабли и новый главный штаб ВМС, созданный в рамках проводимой в Швеции военной реформы. Официальная версия — Швеция возрождает всю инфраструктуру «холодной войны» из-за российской угрозы.
Восстановление и модернизация после длительного периода консервации, признавали в главном штабе ВМС Швеции, потребует несколько лет. По некоторым оценкам шведских военных, военную базу Восточного побережья полностью оборудуют в 2022 году.
В августе 2018 года контр-адмирал Йенс Никвист (Jens Nykvist), в то время командующий ВМС Швеции, в интервью журналу «Офицеры» заявил: «Моя цель состоит в том, чтобы мы спустились в гору в 2021 году». Он имел в виду перевод главного штаба ВМС в «подземелье».
Оборудование подземной базы в полном объеме должно было завершиться к 2022 году. По словам адмирала, в подземном бункере планировалось, в частности, создать центр управления операциями. Но если управление учениями «Балтийские операции» осуществлялось из Удема, значит, шведская подземная еще недостаточно для этого оборудована.
Проверить состояние базы не представляется возможным. С 2019 года все сведения о Муске засекречены. В мае 2022 года Седертернский окружной суд в Стокгольме приговорил гражданина Великобритании и гражданина Бельгии к тюремному заключению сроком на один год и четыре месяца — за излишнее любопытство к подземной базе.
Новый дом для «Сивулфа»
Подземные базы для подводных лодок начали строить в первой половине прошлого века. Особенно много их было в Германии и Франции, которые активно готовились к новой войне. Некоторые из баз использовались по своему назначению вплоть до 1997 года. Он стал рубежным в отношениях Запада и России, именно в том году 27 мая в Париже был подписан Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора.
Но за 20 лет ни сотрудничества, ни безопасности больше не стало. Начиная с 2018 года страны — члены НАТО вновь начали готовиться к войне. Решение шведского правительства реанимировать свою базу в Муске — это лишь один из пазлов большой мозаики нагнетания Вашингтоном военной истерии и подготовки к глобальной ракетно-ядерной войне.
Не случайно Норвегия, почти одновременно со Швецией, приняла решение восстановить свою подземную базу подводных лодок «Олавсверн» (Olavsvern), расположенную в 15 км южнее Тромсе. Но сделано это не для себя, а ради союзников по НАТО, прежде всего ВМС США.
В ноябре 2020 года министерство обороны Норвегии одобрило соглашение с США о совместном использовании «Олавсверна» и гавани Гретсунд севернее Тромсе. Таким образом, сюда вновь вернутся американские атомные подводные лодки, которые выполняют задачи боевого патрулирования под боком у Северного флота России.
«Решение использовать гавань Гретсунд принято после консультации с американскими властями. Что касается «Олавсверна», то сейчас ведутся переговоры о хранении там оборудования для норвежской армии и флота», — сообщил в ноябре 2020 года министр обороны Норвегии Франк Бакке-Йенсен. С тех пор сведения о базе засекречены.
«Олавсверн» была вырублена внутри горы в те же годы, что и шведская Муске. Подземный тоннель прокладывали норвежские инженеры, а фортификацией занимались англичане. Общая площадь составляет 950 тыс. квадратных метров.
Официально она перестала быть объектом ВМС Норвегии в 2002 году, однако англичане оставались на ней как минимум до конца 2005 года, о чем свидетельствует гибель 14 марта в результате несчастного случая командира подразделения спецназа ВМС Великобритании подполковника Ричарда ван дер Хорста. Об этом инциденте стало известно спустя три недели из публикации в The Times.
Окончательно базу, построенную за 40 млрд норвежских крон, закрыли в 2009 году. В 2011 году правительство Норвегии продало ее за 105 млн норвежских крон бизнесмену Гуннару Вильгельмсену, который, в свою очередь, сдал ее в аренду российской фирме «Севморнефтегеофизика». С октября 2014 года здесь стояли на зимовке корабли «Академик Немчинов» и «Академик Шатский».
В январе 2021 года компания WilNor Governmental Services AS (WGS), в функции которой входит поддержка военных операций союзников, через свою дочернюю фирму WGS Properties AS приобрела 66% акций Olavsvern Group AS. Таким образом, база «Олавсверн» приобретена в интересах НАТО.
Реанимация военной базы Восточного побережья, вероятно, связана с планами Пентагона разместить в ней свои атомные подводные лодки. «У Швеции, возможно, не самая большая армия, но она очень высокого уровня», — сказал Марк Милли на пресс-конференции, устроенной 4 июня на борту пришвартовавшегося в Стокгольме американского десантного корабля «Кирсардж» (USS Kearsarge), который с 13 мая, можно сказать, прописался в акватории Балтийского моря. Генерал Милли выразив убежденность, что будущее членство Швеции и Финляндии значительно укрепит позиции НАТО в регионе Балтийского моря.
«В таком случае ни о каком безъядерном статусе Балтики речь идти уже не сможет — баланс должен быть восстановлен», — написал тогда же заместитель председателя Совета Безопасности РФ Дмитрий Медведев в своем Telegram-канале.
Кто себя под Лениным числит
С учетом начавшейся подготовки США и их союзников по НАТО к глобальной войне, которая подразумевает обмен ракетно-ядерными ударами, российский флот не может легкомысленно относиться к обеспечению безопасного базирования морских стратегических ядерных сил. В ноябре 2019 года в СМИ впервые появилось сообщение о планах строительства бронированных укрытий, оборудованных системами подачи воды, электроэнергии и пара, для атомных подводных лодок проектов 955 «Борей» и 885 «Ясень», а также для неатомных подводных лодок проектов 636 «Варшавянка» и 677 «Лада».
«Каждая такая стоянка представляет собой причал, который защищает не только от обычных бомб и ракет, но даже и от ядерного удара, возведение укрытий должно было начаться в 2019 году на базе Тихоокеанского флота в Вилючинске на Камчатке, а в 2020 году — в местах дислокации кораблей Северного флота в районе Североморска», — рассказали журналистам в Минобороны.
В действительности строить ничего не надо, а только дооборудовать современными системами жизнеобеспечения то, что уже было построено в 70-е годы прошлого века Всесоюзным производственным объедением «Гидроспецстрой» (1 января 1987 года его переименовали во Всесоюзное производственное строительно-монтажное объединение «Союзгидроспецстрой»).
Подземные базы сооружали на всех флотах, во всех гарнизонах. На Северном флоте строительство вело Североморское специализированное управление «Гидроспецстроя», ликвидированное в 1987 году.
Вот что рассказывает о подземной базе атомных подводных лодках в Ара-Губе военный строитель Иван Дерксен.
«Первый раз я заехал вниз в «проходку» в мае 1978 года на грузовике ГАЗ-53, в тот день я возил одного начальника. Мы въехали в квадратный проем в скале, дорога шла по наклонной вниз, затем появился крутой поворот, и дальше мы ехали по спирали все ниже и ниже, пока не въехали в огромный туннель-штольню. Я был ошарашен его размерами, где-то 30 на 30 метров и длиной около 400 метров. По стенам висели лампочки, но пространство было так велико, что вокруг царил полумрак.
Потолок был полукруглый, пол, стены и потолок были покрыты бетоном. Перед тем как бетонировать, все вкруговую обшивалось толстой арматурой и затем бетон под высоким давлением выстреливали из «пушки» на стены и потолок. Слева и справа по-над стенами на полу лежали большие железные трубы, по которым можно было откачивать воду обратно в залив.
Было пробито три штольни, они лежали параллельно к заливу. Кроме этих больших штолен были и другие, поменьше, думаю, в них должны были разместиться мастерские, склады и помещения для обслуживающего персонала.
В июле меня посадили на самосвал ЗИЛ-555, на нем я полгода возил бетон и сухую смесь в «проходку». В основном я возил сухую смесь на «пушку», которую обслуживали наши ребята. Моя смена длилась 12 часов, остальные 12 часов ездил мой сменщик».
Однажды Иван Дерксен на своем самосвале доехал до конца штольни. «В конце штольни я развернулся и поставил грузовик за кучей арматуры. Выйдя из машины, я решил осмотреться: я знал, что штольня выходит к заливу и находится ниже уровня воды, поэтому что-то должно было удерживать проникновение воды из залива в проходку. Подойдя поближе, я увидел мощные железные шлюзы, они тоже были огромными».
То, что Иван Дерксен назвал шлюзами, на самом деле имеет другое название — батопорт, иными словами — ворота, представляющие собой сложное техническое сооружение, а в просторечии — «пробка». Ею наглухо «затыкали» вход в туннель, по которому атомная подводная лодка заходила в подземную базу.
Всего в каждом таком подземном укрытии можно разместить несколько ракетных подводных крейсеров стратегического назначения и судоремонтные мастерские. Здесь же находится командный пункт, жилые помещения роты охраны и отряда ПДСС — противодиверсионных сил и средств, других обеспечивающих подразделений.
По теоретическим расчетам такие укрытия в скалах выдерживают удар атомной бомбы мощностью нескольких мегатонн. Все планы и сценарии ведения боевых действий в условиях ядерной войны сегодня под грифом «секретно». Но можно предположить, каково главное предназначение подземных укрытий подводного флота за рубежом и у нас. По-видимому, расчет делается на то, что после ракетно-ядерного удара со стороны агрессора уцелевшие в подземных базах ракетные подводные лодки стратегического назначения выйдут из своих укрытий и нанесут ответный удар возмездия по территории противника. И это последний аргумент в пользу известного постулата о том, что победителей в войне с применением ядерного оружия не будет.
Подземные базы до сих пор остаются. Вход в секретный объект со стороны морских акваторий обозначен, как правило, хорошо видимым издалека, быть может даже из космоса, гигантским портретом вождя мирового пролетариата. Из чего сделан портрет — это еще один секрет военных строителей советской эпохи, но ярко-красный цвет наскального рисунка с десятилетиями не тускнеет.