Композитный охотник за «умными» минами
Будем откровенны, сомнения были у многих. Уж очень нетипично — боевой корабль из какой-то «пластмассы»! Сегодня, когда на стапелях Средне-Невского судостроительного завода (СНСЗ) под Санкт-Петербургом заложен уже шестой тральщик проекта 12700, если точнее, корабль противоминной обороны с корпусом из композитного материала, скептиков не осталось. «Армейский стандарт» разбирался в достоинствах новых судов.
В начале сентября на Средне-Невском побывал заместитель министра обороны Алексей Криворучко. Он расставил все точки над «i», заявив, что в будущем Военно-морской флот России может перейти к кораблям на единой платформе из композитных материалов. «Есть уже много интересных проектов, в том числе в области противоминной обороны, — отметил он. — Думаю, за ними большое будущее. Потребность в таких материалах есть, и это отечественная технология создания корпусов из стеклопластика».
В чем же привлекательность столь перспективной разработки? В проекте 12700 реализованы новейшие технологии и конструкторские решения. Аналогов в мире они не имеют. Это и противоминный контур с высокоэффективными гидроакустическими станциями, и интегрированная мостиковая система, главный командный пункт — автоматизированная система управления. Корабли противоминной обороны в состоянии успешно справляться с морскими минами, включая новые, «умные».
Уникальное оборудование позволяет охотнику за минами обнаруживать их, классифицировать и уничтожать, не входя в опасную зону. Не важно, где находятся мины — в толще воды или в морском грунте. При этом корабли обладают высокими маневренными качествами и мореходностью.
Новые тральщики имеют самый большой корпус из монолитного стеклопластика длиной около 62 метров и шириной 10,3 метра. Основные достоинства такого корпуса — повышенная прочность, по сравнению с традиционным стальным, улучшенные характеристики живучести, увеличенный срок эксплуатации — более 30 лет. Стеклопластик не боится коррозии и весит меньше железа. Снижение веса корабля уменьшает расход топлива.
— Средне-Невский судостроительный — единственное в России предприятие, освоившее создание кораблей из материалов различного вида — композитных, маломагнитной стали и алюминиево-магниевых сплавов, — не без гордости отметил генеральный директор завода Владимир Середохо. — В мире больше нигде не могут создавать монолитные корпуса длиной до 80 метров. Мы этими технологиями занимаемся уже шестьдесят лет и сумели в разы их усовершенствовать. Благодаря этому опередили зарубежных конкурентов из Италии, Южной Кореи. У нас современное производство с большим процентом использования вакуумной инфузии, а не ручной формовки.
Справка «АС»: тактико-технические характеристики кораблей проекта 12700
Длина — 61,6 м
Ширина габаритная — 10,3 м
Водоизмещение полное — 890 т
Осадка на миделе — 3,1 м
Два дизеля мощностью по 2500 л.с.
Полная скорость хода — 16 узлов
Дальность плавания — 1500 миль
Автономность — 10 суток
Экипаж — 44 человека
25 июля на стапеле завода был заложен уже шестой корабль противоминной обороны. У него уже есть имя — «Петр Ильичев». Корабль усовершенствован.
— На нем появится новая эффективная техника. Главным образом, совершенствуется его оружие по борьбе с минной опасностью, — рассказал генеральный директор Центрального морского конструкторского бюро «Алмаз» Александр Шляхтенко. — Если сравнить нынешний, шестой корабль с первым, который сдавали несколько лет назад, то он серьезно отличается в лучшую сторону.
Конструкторы «Алмаза» сегодня работают и над другими проектами, которые мы с удовольствием будем размещать на Средне-Невском судостроительном заводе. Он освоил технологию производства настолько, что является мировым лидером — здесь получено совершенно новое качество продукции. За рубежом производят суда, значительно уступающие по габаритам и водоизмещению.
Ноу-хау оборонки востребованы и в гражданской сфере. Параллельно с развитием проекта 12700 для ВМФ на Средне-Невском активно занялись конверсионным проектом. Еще в 2012 году предприятие выиграло конкурс на выполнение опытно-конструкторской работы «Упреждение» по строительству 150-местного пассажирского катамарана с корпусом из углепластика. По сути, это был эксперимент, и он оказался успешным. В июле катамаран «Грифон» проекта 23290 совершил пилотный переход из Санкт-Петербурга в Петергоф и обратно, после чего был передан в опытную эксплуатацию. Именно на этом маршруте «Грифоны» постепенно заменят некогда привычные «Метеоры» и трамвайчики «Нева-5».