Рельеф, глубина, навигация

Рельеф, глубина, навигация

Если строящиеся и вводимые в состав Военно-морского флота России современные фрегаты, корветы и подводные лодки, что называется, на слуху, то о пополнении гидрографической службы почти не говорят. Между тем от нее многое зависит, и она тоже обновляет свой состав. «Армейский стандарт» изучил перспективы обновления флота гидрографических судов и его возможности.
БГК Михаил Казанский.
© Фото пресс-службы ЗВО
Если строящиеся и вводимые в состав Военно-морского флота России современные фрегаты, корветы и подводные лодки, что называется, на слуху, то о пополнении гидрографической службы почти не говорят. Между тем от нее многое зависит, и она тоже обновляет свой состав. «Армейский стандарт» изучил перспективы обновления флота гидрографических судов и его возможности.
' + '' + ' ' + ''+ ' БГК Михаил Казанский.
10 апреля 2020, 06:26
Реклама

Оснащенность плюс комфорт

На флоте у каждой службы свои задачи. Гидрографические суда и катера, например, обеспечивают судоходство и навигацию в океанах и прибрежных морях. Спектр деятельности весьма широк: разведка водного маршрута, съемка рельефа дна и обследование навигационных опасностей, гидрографические промеры, участие в спасательных и поисковых операциях, лоцмейстерские проводки...

Согласно пятилетней программе, Управление навигации и океанографии Минобороны РФ до 2021 года получит больше десяти катеров и судов. Пополнение идет на каждый флот.

Одним из первых встал в строй большой гидрографический катер «БГК-2149», который был принят в состав ВМФ России в декабре 2016 года. Проект 19920 «Баклан» — разработка нижегородского конструкторского бюро «Вымпел». Этот корабль должен заменить устаревшие катера гидрографической службы, значительно расширив их возможности.

Габариты у катера такие: водоизмещение — 320 тонн; длина — 36,44 метра, ширина — 7,8 метра. Высота борта — 3,6 метра.

Дальность плавания при скорости полного хода в 11 узлов (примерно 20 км/час) — 1000 миль.

БГК Евгений Гницевич.
© Фото автора
БГК Евгений Гницевич.

Глубокая автоматизация навигационных и специальных систем позволяет успешно выполнять гидрографические и лоцмейстерские работы в прибрежных районах. Катер также призван обслуживать средства навигационного оборудования — маяки, буи, створные знаки.

Специальное оборудование — самое современное. Это, например, многолучевой и промерный эхолоты, гидрографический профилограф, автономный возвращаемый гидрологический зонд, электронная картографическая навигационная интегрированная система, спутниковая РЛС. И это еще не полный перечень.

Когда беседовал с капитаном катера Владимиром Стяжкиным, он обратил внимание не только на техническое оснащение, но и на очень комфортные условия для одиннадцати членов экипажа. Это немаловажно, учитывая солидную для катера автономность плавания в десять суток. Столько времени катер может не причаливать для пополнения запасов и топлива.

«Мне есть с чем сравнивать: после окончания Высшего военно-морского училища имени Фрунзе вся моя служба прошла на гидрографических судах, — рассказал капитан 2-го ранга в отставке Стяжкин. — Перед увольнением в запас служил командиром гидрографического отряда 6-й Атлантической экспедиции. С флотом не расстался, и на этом катере капитаном с момента спуска на воду. Смог по-настоящему проверить его в деле, решая различные задачи: съемка рельефа дна, поиск затонувших объектов, поставка буев. Катер помимо всестороннего оснащения имеет прекрасные мореходные качества».

Кстати, начав с этого катера, в октябре 2017 года вернулись к хорошей традиции: давать судам имена известных флотских гидрографов. «БГК-2149» назвали в честь капитана 1-го ранга Евгения Гницевича, который свыше 50 лет отдал Гидрографической службе ВМФ.

Решение приняли еще при приеме катера в состав флота, но само торжественное событие — получение нового наименования с построением команды катера на набережной Лейтенанта Шмидта в Санкт-Петербурге приурочили к 190-летию Гидрографической службы Военно-морского флота.

Вслед за БГК «Евгений Гницевич» в состав флота введены еще два катера проекта 19920: «Юрий Белов» и «Всеволод Воробьев».

Мал катамаран, да полезен

Очередной шаг в развитии судов такого класса — строительство на заводе «Нижегородский теплоход» больших гидрографических катеров нового поколения проекта 23040Г. Первые два — «Георгий Зима» и «Александр Евланов» уже больше года несут службу на Балтике. «Владимир Козицкий» и «Борис Слободник» после государственных испытаний войдут в состав Черноморского флота. До конца 2021 года «Нижегородский теплоход» передаст ВМФ еще два аналогичных катера.

Большие гидрографические катера проекта 23040Г уступают по водоизмещению катерам проекта 19920 (полное — 223 тонн), но по эффективности вполне сопоставимы. Катера могут обследовать навигационные опасности на глубинах до 400 метров, вести съемку рельефа дна на глубинах до двух километров. Кроме катера можно использовать для обслуживания плавучих знаков, доставки ремонтных групп, проведения спасательных и поисковых операций, лоцманских проводок подводных лодок и крупнотоннажных кораблей. Дальность плавания — 2000 миль, экипаж — 9 человек.

БГК Михаил Казанский. Торжественная церемония на борту.
© Фото пресс-службы ЗВО
БГК Михаил Казанский. Торжественная церемония на борту.

Еще одна новинка — большие гидрографические катера-катамараны проекта 23370Г. Головной был заложен 26 августа 2018 года в Орехове-Зуеве на предприятии «КАМПО». Это продолжение линейки проектов 23370 и 23370М для поисково-спасательных сил ВМФ.

Причем здесь задействована необычная производственная кооперация: уже через год после закладки блок-модули 140-тонного катера были погружены на автомашины и из Подмосковья доставлены для окончательной достройки на Выборгский судостроительный завод. Такая схема позволяет оптимально распределить загрузку производственных мощностей, сэкономить моторесурс механизмов катера на перегоне.

В конце декабря прошлого года состоялась торжественная церемония подъема Андреевского флага на борту головного катера проекта 23370Г, получившего наименование «Михаил Казанский». Тоже в честь фронтовика: начальник ледовой службы Балтийского флота инженер-полковник Михаил Казанский в годы Великой Отечественной войны принимал непосредственное участие в прокладке «дороги жизни» на Ладожском озере.

Уникальность проекта 23370Г в катамаранной конструкции корпуса. Это новация существенно увеличила полезную площадь палубы для размещения гидрографического оборудования.

Хотя размеры самого катера сравнительно небольшие — 25 на 8,5 метра, «Михаил Казанский» более устойчив, с него проще ставить буи. Осадка всего в полтора метра позволяет заходить на мелководье, работать по промеру глубин.

На борту новейшее оснащение: промерной эхолот, многолучевой эхолот с комплексом сбора и обработки информации, автономный гидрологический зонд и другие виды специальной техники.

Кроме того, катер оснащен современной системой навигации и связи, радиолокационной станцией и электронной картографической системой.

Как сообщил начальник района гидрографической службы Ленинградской военно-морской базы капитан 2-го ранга Александр Шубин, «Михаил Казанский» будет в основном использоваться в Выборгском заливе. Обеспечивать подходы к портам Выборг, Приморск и Высоцк, а также обслуживать маяки в Финском заливе. Предполагается, что до конца года Гидрографической службе ВМФ будет передан еще один катер проекта 23370Г.

Закладка МГС проекта 19910 Василий Бубнов.
© Фото пресс-службы СЗ
Закладка МГС проекта 19910 Василий Бубнов.

Почувствуйте разницу!

Еще одна новинка — малое гидрографическое судно проекта 19910. Закладка головного — «Николай Скосырев» — состоялась в декабре 2015 года на Рыбинском судостроительном заводе «Вымпел».

Что называется, почувствуйте разницу: его водоизмещение вчетверо больше, чем у большого гидрографического катера, — 1270 тонн (длина — 59 м, ширина — 11,4 м). В данном случае размер, конечно, имеет значение, поскольку существенно возросли возможности гидрографов.

У судов проекта 19910 больше дальность плавания — 3500 миль. Автономность уже почти месяц — 25 суток. При этом численность экипажа увеличилась незначительно — 17 человек.

Если говорить о специальном оборудовании, то стоит выделить многолучевой эхолот. Он в режиме реального времени выдает изображение рельефа дна в 3D-формате.

Ледовый форштевень в конструкции корпуса позволяет работать в сложной ледовой обстановке при температуре до -25 градусов. Хорошее качество для работы в арктических морях.

В нынешнем году «Николай Скосырев» должен войти в состав Северного флота. Сейчас он проходит испытания. Но его место на заводе не пустует: в январе прошлого года рыбинские корабелы заложили еще одно такое же судно — «Яков Лапушкин». В 2022 году оно отправится служить на Балтику.

Проект 19910 освоили и на Благовещенском судостроительном заводе имени Октябрьской Революции. Малое гидрографическое судно «Александр Рогоцкий» построили за 3,5 года. Оно уже вошло в состав Тихоокеанского флота. А 26 марта там же заложили очередное судно проекта 19910 «Василий Бубнов».

Традиция в названиях продолжена: инженер-контр-адмирал Василий Бубнов — фронтовик, воевал на Тихоокеанском флоте. Туда же после окончания строительства в первом квартале 2023 года и отправится на службу новое судно.

Реклама
Реклама