«Красное яблоко» «Байкара»

«Красное яблоко» «Байкара»

В Турции продолжаются работы по перспективному беспилотному летательному аппарату Kizilelma
БЛА на палубе УДК Anadolu (L-400).
© msb.gov.tr
В Турции продолжаются работы по перспективному беспилотному летательному аппарату Kizilelma
' + '' + ' ' + ''+ ' БЛА на палубе УДК Anadolu (L-400).
07 апреля 2025, 09:40
Реклама

6 марта 2025 года турецкий  малозаметный разведывательно-ударный беспилотный летательный аппарат Kizilelma успешно завершил еще один этап своей программы летных испытаний. Это событие, как сообщала компания-разработчик — Baykar — знаменует собой важный шаг в программе разработки перспективных военных дронов Турции.

Беспилотный летательный аппарат Kizilelma (в переводе с турецкого — «Красное яблоко») разработан компанией «Байкар» (Baykar), которая является создателем небезызвестного беспилотника Bayraktar TB2, имеющего опыт боевого применения в Сирии, Ливии, Азербайджане и на Украине, а также более крупного — Bayraktar Akinci.

В отличие от двух упомянутых беспилотников, Kizilelma — это беспилотный летательный аппарат совсем иного уровня. Имеющий характеристики уменьшенной заметности беспилотник предназначен для выполнения не только разведывательных и ударных задач по наземным целям, но также и по целям воздушным. Более того, аппарат (по крайней мере, в поздних версиях) заявляется компанией-разработчиком как сверхзвуковой.

Беспилотная платформа

Работы по проекту Kızılelma ведутся компанией Baykar с 2013 года в инициативном порядке в рамках проекта MIUS (Muharip İnsansız Uçak Sistemi — «Боевая беспилотная авиационная система»).

Сам беспилотник построен по аэродинамической схеме «утка» с дельтовидным крылом со срезанными концами и небольшой обратной стреловидностью по задней кромке. Он имеет двухкилевое хвостовое оперение с килями, наклоненными наружу (угол развала около 30 град.). Переднее горизонтальное оперение выполнено цельноповоротным. Плоские воздухозаборники двигателя расположены по бокам фюзеляжа. Примененная схема является компромиссным вариантом, позволяющим обеспечить одновременно низкую заметность и хорошую маневренность.

Длина беспилотного аппарата, по имеющимся данным, составляет 14,7 метра, размах крыла — 10 метров, высота — 3,3 метра. Максимальная взлетная масса — 6500 кг.

Фюзеляж имеет характерное оребрение и плоские нижнюю и боковые поверхности — решения, направленные на снижение радиолокационной заметности. На решение этой же задачи работает и широкое использование в конструкции композиционных материалов.

В качестве силовой установки прототип аппарата Kizilelma и ранние версии (Kızılelma-A) оснащены одним двухконтурным турбореактивным двигателем АИ-25ТЛТ украинской компании «Ивченко-Прогресс». Это модифицированный под требования турецких заказчиков вариант советского авиадвигателя АИ-25ТЛ, использовавшегося на чешских учебно-тренировочных самолетах L-39.

Этот двигатель позволяет беспилотному аппарату выполнять полеты с крейсерской скоростью 0,6 Маха (735 км/ч) и достигать максимальной скорости 0,9 Маха (1102 км/ч).

На более поздней версии (Kızılelma-B) эту силовую установку планируется заменить на двухконтурный турбореактивный двигатель АИ-322Ф от той же украинской компании. Это форсированный вариант двигателя АИ-322 (АИ-222-25). Двигатель с тягой на режиме «полный форсаж» в 4200 кгс (на максимальном бесфорсажном режиме — 2500 кгс) уже должен обеспечить турецкому беспилотнику сверхзвуковые характеристики.

Не понятен статус текущих взаимоотношений турецких разработчиков дрона Kizilelma и украинских двигателестроителей. Двигатели для поставки в Турцию, а там помимо упомянутых АИ-25ТЛТ и АИ-322Ф был также турбовальный АИ-450С (модификация АИ-450, предназначенная для тяжелого беспилотника Akinci), планировалось выпускать в Запорожье в рамках совместного предприятия Black Sea Shield, основанного в 2019 году в Стамбуле компанией Baykar и «Укрспецэкспортом».

Впрочем, в свете продолжающейся специальной военной операции реализация таких планов представляется маловероятной. Да и в целом, принимая во внимание амбиции Турции в оборонно-промышленной сфере, не исключено, что украинские двигатели будут временным вариантом до момента появления у Турции собственных силовых установок.

В этом контексте можно отметить, что в качестве варианта также рассматривается использование на аппарате Kizilelma турецкого двигателя TF-6000 от компании TEI (к слову, этот же двигатель будет установлен на малозаметный 7-тонный беспилотник Anka III, выполненный по схеме «летающее крыло», который, как и «Красное яблоко», пока выполняет полеты с АИ-322). Работа над TF6000 ведется с 2020 года.

Двигатель TF6000.
© defenceturkey.com
Двигатель TF6000.

Генеральный директор TEI Махмут Акшит отмечал, что мощность двигателя позволяет обеспечить полет первой модели беспилотника на дозвуковой скорости. С добавлением к двигателю форсажной секции длиной около 1,5 метра (форсажный вариант под обозначением TF10000 будет иметь тягу порядка 4500 кгс на режиме «полный форсаж») беспилотный аппарат сможет развивать сверхзвуковую скорость.

Весной 2024 года в Турции объявили о начале испытаний TF6000, что обеспечивает некоторый осторожный оптимизм как для турецких инженеров и конструкторов авиационной техники, так и для политических властей страны, работающих над снижением зависимости Турции от иностранной военной техники. Весь цикл разработки турецкой силовой установки, по словам президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, должен занять порядка 5 лет.

Завершая описание планов по развитию «Красного яблока», стоит отметить, что в конечном итоге планируется создать двухдвигательную версию беспилотника (Kızılelma-C) с улучшенными характеристиками. Будет он оснащен украинскими или турецкими двигателями — пока достоверно неизвестно. О самом беспилотном аппарате в этой версии турецкая сторона сообщала, что он будет иметь крейсерскую скорость до 700 км/ч, в то время как максимальная составит до 1,6 Маха (более 1900 км/ч).

Kizilelma должен иметь возможность  выполнения полетов максимальной продолжительностью до 5–6 часов с радиусом действия в 926 км. Беспилотник может выполнять крейсерский полет на высотах до 10 тыс. 600 метров. При этом практический потолок составляет 13 тыс. 700 метров.

Полезная нагрузка

Максимальная масса полезной нагрузки, которую будет нести Kizilelma, — 1500 кг. Бортовое оборудование и вооружение должны обеспечить передовые возможности разведки, наблюдения, рекогносцировки, а также ударные операции. Вероятно, в состав полезной нагрузки будет входить многоканальная оптикоэлектронная система наблюдения с продвинутыми характеристиками. По-видимому, это будет система CATS (Common Aperture Targeting System), созданная для беспилотников, вертолетов и самолетов турецкой компанией ASELSAN. Система обеспечивает отслеживание нескольких целей, одновременное отслеживание целей в различных диапазонах волн, определение точного географического расположения целей, а также их подсветку для высокоточного оружия с лазерными головками самонаведения (ГСН).

Также известно, что помимо оптики беспилотник будет оснащен некоей радиолокационной станцией (РЛС) с активной фазированной антенной решеткой (AESA) разработки одного из предприятий турецкого военно-промышленного комплекса. Кроме того, аппарат будет способен нести подвесной контейнер с аппаратурой радиоэлектронной борьбы (РЭБ), модуль радиотехнической разведки местной разработки и другую аппаратуру.

Вооружение, скорее всего, будет включать в себя широкий спектр высокоточных боеприпасов класса «воздух–поверхность» и ракет класса «воздух–воздух», разработанных турецкой промышленностью. Для обеспечения малозаметности боеприпасы будут размещаться во внутреннем отсеке. Помимо этого имеется возможность размещения вооружения и разведывательных систем в контейнерном исполнении на шести внешних точках подвески под крылом.

Состав бортового вооружения наверняка еще будет неоднократно пересмотрен. Но на сегодняшний день известно, что в числе возможных вариантов оснащения разработчики рассматривают следующие варианты: управляемые авиабомбы Kuzgun-TJ/SS; бомбы различного калибра, оснащаемые комплектами высокоточного наведения; ракеты класса «воздух–воздух» Akdoğan, Gökdoğan, Bozdoğan; ракеты класса «воздух–поверхность» Çakır; противорадиолокационные ракеты Akbaba, а также крылатые ракеты большой дальности SOM-J (с дальностью пуска 250 км).

Концепции применения

Объявлено, что поставки разведывательно-ударных беспилотных летательных аппаратов Kizilelma будут осуществляться как в военно-воздушные, так и в военно-морские силы Турции. Впрочем, нельзя исключать, что первые дозвуковые версии беспилотника смогут применяться и в армейской авиации вооруженных сил Турции. Здесь они могли бы быть задействованы для огневой поддержки подразделений и частей на поле боя.

Сверхзвуковые варианты беспилотника могут быть в первую очередь направлены в ВВС. Помимо ударных задач по наземным целям в перспективе турецкие военные и представители оборонной промышленности рассчитывают на применение против воздушных целей.

В составе ВМС Турции же подобные беспилотники смогут базироваться не только на береговых аэродромах, но и на борту новейшего турецкого универсального десантного корабля TCG Anadolu, L-400, который имеет взлетную палубу с трамплином в носовой части.

Туркодрон_Дебют БЛА на Teknofest.
© Кадр из видео
Туркодрон_Дебют БЛА на Teknofest.

Известно, что первоначально планировалось оснастить этот корабль американскими самолетами Lockheed Martin F-35 Lightning II. Однако в 2019 году Турция была исключена из проекта перспективного истребителя. Замена для авиагруппы корабля была найдена в виде беспилотных летательных аппаратов, включая дроны Kizilelma, что стало дополнительным аргументом для реализации проекта создания этого перспективного разведывательно-ударного беспилотника.

По имеющимся сообщениям СМИ, турецкие военные первоначально планируют задействовать на Anadolu беспилотники Bayraktar TB3, которые представляют собой увеличенную версию небезызвестной модели TB2. Глава Управления оборонной промышленности Турции Исмаил Демир ранее отмечал, что Anadolu сможет нести на борту от 30 до 50 разведывательно-ударных беспилотников, упомянув в качестве примера Bayraktar TB3. Причем, как сообщалось, одновременно экипаж корабля сможет обеспечивать применение не менее десяти беспилотников.

Далее авиагруппа TCG Anadolu будет дополнена беспилотными аппаратами Kizilelma. Впрочем, что касается «Красного яблока», пока неясно, насколько беспилотный аппарат в сегодняшнем виде соответствует требованиям к палубному самолету. И если нет, то какая степень модификации потребуется как самому беспилотному аппарату, так и кораблю-носителю. Также не вполне понятно, хватит ли беспилотнику в его базовом варианте тяги двигателя для взлета с короткой палубы универсального десантного корабля без помощи катапульты.

Автономность

Как видно, вопросов в отношении перспективного турецкого беспилотника имеется немало. Среди них также степень автономности нового аппарата. Можно предполагать, что турецкая сторона на повышение уровня автономности будет делать одну из основных ставок. Этот процесс наверняка затронет как системы обработки данных для поддержки операторов, так и коснется вопросов принятия решений непосредственно на борту. В том числе за счет внедрения новых технологий искусственного интеллекта и машинного обучения.

Вероятно, процесс развития указанных систем будет постепенным. Прототип и первоначальные версии наверняка будут контролироваться с земли, при этом одновременно получат все те системы, которые уже разработаны для других моделей беспилотников компании Baykar. В дальнейшем же, по мере роста зрелости платформы и параллельного продвижения в вопросах создания систем ИИ, беспилотный комплекс будет получать обновления аппаратной и программной частей.

Что касается нюансов применения, пока также не вполне ясно, будет ли Kizilelma использован в рамках концепции так называемых беспилотных «верных ведомых», сопровождая пилотируемые самолеты боевой авиации, или же он будет действовать самостоятельно. На возможность применения в рамках указанной концепции намекают проведенные демонстрационные полеты, в которых беспилотный аппарат был задействован совместно с пилотируемым самолетом.

Кроме того, косвенно об этом говорят слова, сказанные о Kizilelma генеральным директором компании Baykar Халуком Байрактаром. «Стоимость не будет высокой, мы сможем производить гораздо больше при меньших затратах», — заявил он на одном из традиционных турецких мероприятий в области аэрокосмических технологий Teknofest.

Идея создания относительно низкостоимостных беспилотников, которые могли бы выступать расходуемыми изделиями, не приводя к существенным тратам военного бюджета, является одним из ключевых условий, из которых исходят американцы при реализации программы создания своих «верных ведомых» беспилотников. Не исключено, что турки в этом плане пытаются переосмыслить на свой лад американские идеи, которые сулят обеспечить впечатляющие результаты в конфликтах недалекого будущего.

Этапы пути

Разработка Kizilelma началась еще в 2013 году, но широкой публике проект был представлен только в июле 2021 года, когда был завершен ряд ключевых исследований. 12 марта 2022 года разработчик объявил о присвоении новому боевому реактивному беспилотному аппарату названия Bayraktar Kizilelma. В тот же день, когда было раскрыто название, технический директор и совладелец компании Baykar Сельчжук Байрактар сообщил, что началась сборка первого прототипа.

Готовый к полету экземпляр был представлен публике в августе 2022 года в ходе 5-й авиационно-технологической выставки-фестиваля Teknofest, состоявшейся в аэропорту Чаршамба в городе Самсун на Черноморском побережье в северной части страны.

Первый запуск двигателя на летном экземпляре Bayraktar Kizilelma был выполнен 19 сентября 2022 года. Летные испытания начались в декабре 2022 года. 3 декабря аппарат выполнил первый подлет, оторвавшись от ВПП, а первый полет, продолжавшийся 18 минут, состоялся уже спустя 11 дней — 14 декабря. 17 июня 2023 года в ходе 12-го испытательного полета Kizilelma достиг высоты 9,5 км.

БЛА Kizilelma во время рулежных испытаний.
© wikipedia.org
БЛА Kizilelma во время рулежных испытаний.

Первый полет первого серийного образца был успешно выполнен 25 сентября 2024 года. От начальных версий он отличался измененным планером, двигателем с форсажной камерой и обновленной авионикой.

Турецкая компания Baykar проводит тесты своего беспилотника Bayraktar Kizilelma в Центре летной подготовки и испытаний Akinci в Чорлу в северо-западной провинции Текирдаг. На базе этого центра компания провела цикл наземных аэродромных испытаний этого беспилотника, включая рулежки, пробежки и т.д. Там же начались и полеты.

В октябре 2024 года Сельчжук Байрактар объявил, что на производственных мощностях компании Baykar началось серийное производство аппаратов Kızılelma. При этом он отметил, что в планах компании построить более десяти единиц к 2026 году.

Перспективы

Для Турции Kizilelma может стать полезным способом решения растущей проблемы создания доступной «боевой массы», поскольку Анкара в силу политических причин выбыла из программы F-35 Joint Strike Fighter, в то время как реализация программы создания собственного перспективного малозаметного истребителя TF-X идет не без проблем и многим представляется излишне амбициозной. Тем более с учетом сжатых сроков. Можно иронизировать над тем, что беспилотник Kizilelma в некотором смысле являет собой доступный вариант, выдаваемый за желанный в отсутствие иных альтернатив.

Однако в целом Kizilelma представляет собой небезынтересный аппарат, в котором сочетаются черты, характерные для конструкции со сниженной заметностью, и высокий уровень летно-технических характеристик. Если последующие версии будут обладать возможностями сверхзвукового полета, то это, наряду с технологиями снижения заметности, будет играть на повышение живучести беспилотников против целого ряда средств противодействия, как воздушных, как и наземных.

В связи с указанными обстоятельствами приобретение значительного количества беспилотных летательных аппаратов Kizilelma могло бы компенсировать хотя бы частично имеющиеся в вооруженных силах Турции потребности в боевой авиации. На данном этапе остается под вопросом то, в какой степени компания Baykar сможет адаптировать беспилотник для выполнения задач класса «воздух–воздух». Не исключено, что такого уровня задача может оказаться не по силам турецкому ОПК, даже несмотря на имеющиеся достижения в близких сегментах авиационной техники и вооружений.

Но даже если Kizilelma будет ограничен разведывательно-ударными задачами по целям на земле, его заявленная низкая цена может сделать его действенным мультипликатором силы и, соответственно, довольно ценным активом как для турецких военных, так и для других заказчиков.

В заключение можно отметить, что туркам нельзя отказать в том, что они смотрят в будущее, пытаясь не догонять, а работать на опережение. Они понимают, что местные попытки построить свой аналог F-35 могут потребовать еще многих лет исследований и разработок. И даже, если они завершатся сколько-нибудь приемлемым результатом, то другие технологически развитые страны мира за это время уже окажутся дальше в своих достижениях. Как в этой связи однажды заметил Сельчжук Байрактар, «лучше сосредоточиться на том, куда направляется будущее, а не гнаться за ним».

Реклама
Реклама