Двигателестроение — одно из актуальных направлений работы промышленности в интересах Военно-морского флота России. Современные корабли оснащены высокотехнологичным вооружением, роботизированными комплексами, уникальными навигационными системами. Еще для них важны дальность плавания и скорость. А для этого требуются мощные и надежные энергетические установки. Хорошо, если они есть и производятся в родном отечестве. А если на Украине, которая заблокировала их поставки? Именно так и произошло. «Армейский стандарт» узнал, как вышли из непростой ситуации.
Своя рубашка ближе…
Пять лет назад эта поговорка вспоминалась частенько: «Не делай добра, не получишь зла». Давний партнер российских корабелов — украинский завод «Зоря-Машпроект» из Николаева в 2014 году прекратил поставки газотурбинных двигателей для фрегатов проекта 22350, которые строились на российских верфях. Политика взяла верх над явной экономической выгодой…
Изготовление турбин поручили рыбинскому НПО «Сатурн», а редукторы для силовых установок — петербургскому предприятию «Звезда». Учитывая срочность (строящимся кораблям продукция была крайне необходима), задача была непростая.
На берегах Волги, на Рыбинском заводе, на протяжении вековой истории (100-летие отпраздновали в 2016 году) в основном специализировались на авиационных двигателях. И хотя «Сатурн» имел определенные наработки по корабельным газотурбинным двигателям, только в 2014 году импортозамещение заставило этим заняться вплотную.
За три года удалось выполнить необходимый комплекс научных, конструкторских и технологических работ по определению конструкции и освоению нового производства. Корабельные газотурбинные двигатели М70ФРУ-2 и М70ФРУ-Р успешно прошли государственные испытания. Срок рекордно короткий!
В «ОДК-Сатурн» (предприятие переименовано в мае 2017-го) построили и ввели в эксплуатацию единственный в России сборочно-испытательный комплекс корабельных газотурбинных и дизель-газотурбинных агрегатов. Мощность стендов (до 15 МВт и до 40 МВт) позволяет успешно работать на перспективу.
Специалисты, сравнивая нынешние российские и украинские корабельные движки, уверенно заявляют, что первые по ряду показателей превосходят. Так КПД удалось поднять на 1,5–2 процента — это весьма существенно. Решением оргкомитета Национальной премии Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству РФ «Золотая идея» рыбинское ПАО «ОДК-Сатурн» за создание корабельных газотурбинных двигателей М70ФРУ-2 и М70ФРУ-Р стало призером в одной из номинаций в 2018 году.
Если первый серийный фрегат «Адмирал Касатонов» оснащен еще украинскими газовыми турбинами, то следующие корабли серии — «Адмирал Головко» и «Адмирал Исаков», строящиеся сейчас на «Северной верфи», получат газотурбинные двигатели отечественного производства. Они уже поступили на предприятие.
Первым делом — редукторы
Выбор второго предприятия для работ по импортозамещению — питерского завода «Звезда» был очевиден: его дизельными двигателями оснащены порядка 60 процентов кораблей и судов ВМФ России. Причем продукция уникальная: сложная в изготовлении, требующая качественной эксплуатации и высокой квалификации обслуживающего инженерно-технического персонала.
В итоге именно перед этим предприятием еще в 2011 году в рамках Федеральной целевой программы «Национальная технологическая база» была поставлена амбициозная цель — предложить ВМФ прорывные технологические решения в разработке и производстве высокооборотных дизельных двигателей и дизель-генераторов.
Прежде всего, речь шла о разработке двигателя, который станет базовым в создании целого семейства мощностью от 400 кВт до 1700 кВт. Он должен удовлетворить потребности сразу целого ряда отраслей — помимо Министерства обороны и других силовых ведомств, еще и широкий спектр в гражданской сфере.
В результате после трех лет работы уже на Международном военно-морском салоне в 2015 году был представлен судовой дизельный двигатель М150 (под рабочим названием «Пульсар»). В нем воплотился ряд технических новинок, рассчитанных на перспективу — двигатель имеет потенциал развития.
Однако первоочередным в связи с экономической ситуацией после прекращения налаженных партнерских связей с украинскими предприятиями стало другое направление — создание надежных редукторов для рыбинских газотурбинных двигателей.
На базе «Звезды» и на ее территории было основано выделенное предприятие «Звезда-Редуктор». Плюс закуплен новый станочный парк, что значительно расширило технологические возможности по выпуску судовых редукторных передач большой мощности.
В марте 2017 года созданное производство начало выдавать продукцию для корабелов — с задачей импортозамещения заводчане успешно справились. Производственные возможности позволяют и в дальнейшем развивать выпуск широкой номенклатуры редукторов с передаваемой мощностью до 50 000 кВт и крутящим моментов до 1000 кНм, как для кораблей перспективных проектов ВМФ России, так и для гражданского судостроения.
В связи с резко возросшим количеством заказов, «Звезда» существенно расширила и модернизировала производственные мощности. Так, после поставки современного металлообрабатывающего и другого оборудования на полную мощность заработал механосборочный комплекс №4, вступил в строй уникальный испытательный стенд. На обновленном предприятии представлен полный спектр компетенций в области литья, механообработки, сборки и проведения испытаний продукции.
Развивается и основное направление — сегодня дизели и дизель-генераторы «Звезды» ставят на корабли целого ряда проектов: тральщики проекта 12700, малые ракетные корабли проекта 22800 и др. Недавние испытания головного малого ракетного корабля проекта 22800 «Ураган», оснащенного тремя дизельными двигателями М-507Д-1 мощностью 5882 кВт / 8000 л.с., показали: корабль способен развивать скорость до 30 узлов.
При этом сам этот базовый двигатель совершенствуется, внедряется электронное управление топливоподачей, применяются поршни новой конструкции, а в составе передачи — муфты свободного хода. Все это существенно повышает ресурс двигателя, снижает расход топлива и масла.
В сентябре 2018 года вице-премьер Юрий Борисов публично подвел итог проделанной работе, заявив, что Россия полностью преодолела зависимость от поставок украинских двигателей для боевых кораблей. «Все болевые точки, которые, действительно, мы еще испытывали в 2014 году, пройдены, — отметил он. — Это были в основном двигатели для вертолетов от компании «Мотор Сич» и турбинные установки, редукторы для кораблей классов корвет и фрегат. Осуществляются поставки именно двигателей российского производства».
График на завтра
Потребность в разработанных и совершенствуемых корабельных двигателях очевидна. Только на «Северной верфи» сейчас строятся три фрегата проекта 22350, пять корветов проектов 20380, 20385, 20386.
В числе последних — головной корвет проекта 20386 «Дерзкий». К концу февраля его готовность составит 12 процентов. Сравнительно немного, учитывая, что корабль заложен в 2016 году. Но задержка была связана именно с необходимостью импортозамещения.
Планируется, что уже осенью «ОДК-Сатурн» поставит «Северной верфи» для «Дерзкого» газотурбинную установку — два газотурбинных двигателя М90ФР мощностью по 27,5 тыс. л.с. Кроме того, на корветах проекта 20386, как и на фрегатах проекта 22350, реализуется перспективное направление — гибридные силовые установки: помимо газотурбинных установлены электродвигатели. Отсюда заметно увеличенная дальность автономного плавания корвета — свыше 5 тыс. морских миль, а также обеспечена высокая скорость — до 30 узлов. Срок спуска «Дерзкого» на воду — весна 2021 года.
Решенные проблемы с двигателями позволяют «Северной верфи» уверенно двигаться дальше. В середине февраля заместителю министра обороны РФ Алексею Криворучко показали, как идет строительство нового судостроительного комплекса. Это очередной шаг вперед, так как проект ориентирован на создание современных кораблей 1-го и 2-го ранга. Они будут нести боевую службу в дальней морской и океанской зонах.
…Технологический прорыв, о котором сегодня так много говорится, в полной мере относится и к двигателестроению. Своевременно пришло понимание: надо полагаться на свои возможности и ресурсы, в том числе интеллектуальные. Отсюда и результат — уже сегодня отечественные двигатели для ВМФ конкурентоспособны с западными аналогами, а завтра вполне по силам добиться преимущества по целому ряду позиций.